Использование модели и метода моделирования на практических занятиях дошкольников по окружающему миру
Когда я начала преподавать у дошкольников предметный модуль “Окружающий мир” по программе С. Н. Пимкиной, задумалась как же организовать практическую деятельность детей на занятиях так, чтоб она была неотрывно связана с темой занятия и непросто поддерживала познавательный интерес каждого ребенка, но и давала возможность осознать для чего то занятие нужно и как оно пригодится малышу в его обычной жизни дома, вне студии. Хотелось зацепить темой и услышать от родителей, как юные исследователи окружающего мира, продолжают увлеченно обучать всех своих домашних оказанию первой помощи, например, или поливая растение рассказывают и показывают где у зеленого друга стебель, листья и что корни в земле... Как заинтересовать современных детей, погруженных в мир гаджетов и виртуальную реальность, обыкновенными живыми букашками, листочками, облаками и прочими составляющими природы, окружающей детей.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Разнообразие методов используемых при работе с дошкольниками позволяют преподавание окружающего мира сделать насыщенным и интересным и все же, мне самой очевидно что практические методы занимают роль побудителей детей к познанию окружающего мира. Они буквально толкают детей к открытиям и учат синтезировать, анализировать. Находить взаимосвязи между тем, что дети уже знают и тем, что им только предстоит узнать.
Практические методы– это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с окружающим миром позволяет педагогу уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Наряду с наблюдениями для расширения представлений о доступных явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные . К практическим методам относится и труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. А так же, является одним из способов развития наблюдательности. Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются элементарные опыты. Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразования в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.
Сколько же я сделала для себя открытий, как для практикующего педагога, используя на своих занятиях по Окружающему миру практические методы. Но в этой статье я расскажу подробнее о моделировании.
Модель – это схема какого-нибудь
физического объекта или явления. Она используется в качестве его заместителя
для выяснения или уточнения каких-либо его признаков. С различными моделями
люди сталкиваются в своей жизни. В детстве это всевозможные игрушки (машины,
куклы, конструкторы). А в последующие годы – учебные модели в школе, модели
одежды, чертежи, схемы и др.
Основное назначение модели для дошкольников в том, чтобы по
результатам ее исследования составить представление о характере и особенностях
исследуемого объекта.
В зависимости от степени материальности, модели делятся на
предметные (глобус, модель термометра, машина) и идеальные. В идеальных моделях
выделяются образные (показать схемы, графики, рисунки), знаковые
(символы и знаки (географическая карта)), мысленные (построенные в
сознании абстрактные и обобщенные представления объектов).
Конечно же для дошкольников больше уместны следующие виды моделирования:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета, или нескольких предметов. Связанных между собой. В этом случае модель аналогичная предмету воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношение частей в пространстве.
Например, как я провожу занятие по теме «Что общего у разных растений?» (разбираем и изучаем части растений)
Дети сравнивают несколько растений с хорошо выраженными частями и находят их общие признаки в строении, называют их (корень, стебель, листья, цветок, плод). Говорю, что мы сделаем модель растений из пластилина, изображая каждую часть. Как изобразить корень, стебель, показываю сама. Затем предлагаю найти на всех растениях листья и спрашиваю: «Лист – это все растение или его часть? Одинакова ли форма листьев у разных растений? Что общего у всех листьев?» Дошкольники смогли изобразить лист символически сами. Изображение цветка тоже удалось придумать самим. Плод с семенами обозначили символически с подсказкой, ответив на вопрос: что есть у плодов внутри? Как их можно изобразить?
2. Предметно-схематические модели. Они содержат предметное и схематическое изображение.
Например, при изучении правил поведения на улице, правила дорожного движения по теме “Веселый светофор”
Изготавливаем модель светофора из бумаги и пластилина изучаем сигналы светофора, три глаза красный желтый зеленый, такой вид светофора может указывать и водителям и пешеходам, а еще говорим о втором виде светофоров для пешеходов. Изображаем схему “зебры”. Моделируем схему регулировки движения. И дети прямо за столами создают на раздаточных листах эту схему, крепят свой светофор и изображают схематично переходы. Благодаря модели и схеме прекрасно запоминают правила перехода оживленной улицы и регулировки движения на перекрестке.
3. Графически-схематическая модель.
Например, на моих занятиях использую этот вид моделирования для изучения календаря (времен года, месяцев, дней недели) рисунки портретов времен года, к которым дети подбирают обозначения месяцев, получается модель года. По тому же принципу изучение недели и дней недели. Таким же образом изучаем признаки каждого времени года.
Моделирование
- это процесс создания дошкольниками под руководством педагога образа
изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.
Я выделила 4 этапа моделирования:
1. Нахождение и выделения существенных признаков объекта
2. Создание самой модели.
2. Исследование модели.
3. Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект.
Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей, в том числе и природоохранительную. Сами дети под руководством педагога создают различные модели и изготавливают их из глины, песка, пластилина, картона, бумаги и т.д. Моделирование - это ступень к проекционной деятельности ребенка, а этого требуют от нас ФГОСДО.
Какие же методические требования использования модели? Их несколько:
· Для того, чтобы создать модель, нужно определить ее содержание, которое и будут осваивать дети. Чтоб модель не осталась пустым предметом.
· Модель - это заместитель реального предмета, она не может быть единственным средством познания, у детей должен быть достаточно богатый сенсорный опыт. Ребенку важно первично познакомиться с реальным объектом, а уж после вводить модель.
· Знакомить детей с моделью надо выявляя аналогии с реальным объектом, поставить растение и изображение растения положить рядом.
· Модель требует от детей сформированности интеллектуальных операций, умение анализировать(выделять из общего части), абстрагировать ( отделить от других), обобщать, использовать модель, как средство получения информации.
И вот в работе с моделью я выделила свои принципы :
B заключении хотелось бы сказать, что использование моделирования и модели на занятиях по окружающему миру, не только ключ успеха к познанию, но и полностью отвечает образовательной области "Познавательное развитие", заявленной ФГОС ДО, предполагающей формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Все знают, что только те знания ценны, которые добыты своим трудом! Я стараюсь в своей работе не давать готовых знаний, образцов, определений, а стимулировать каждого ребенка на их поиск, создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой прошлый опыт, организовывать поисковую деятельность, ставить простейшие опыты, наблюдать, моделировать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.