«Использование мотивации на уроках информатики».
Каждый человек рождается с заложенной в него потребностью получения новых знаний. Исследования психологов позволяют сделать вывод о том, что эта потребность снижается в процессе жизни, так как происходит переполнение личности информацией. Но именно в момент снижения, в процессе развития человека можно стимулировать обучение путём реализации других потребностей. Это потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности.
В начале изучения нового курса, раздела или темы, каждый из нас произносим примерно следующие слова: « В современном обществе человек не может быть успешен без знаний информатики (физики, химии, биологии, истории». Подставить сюда можно название любой науки или учебного предмета. Но для современного молодого поколения это порой просто слова, даже для наших детей, потому что к выбору той или иной специальности их порой подталкивают старшие, а сам выбор не является их личным решением. Так что такой прием создания мотивации, увы, в наше время малоэффективен. Вопреки распространенному мнению о высоком уровне интереса учащихся к информатике, с каждым годом поддерживать этот интерес становится всё труднее. Нередко от учеников можно услышать фразу «Зачем мне информатика? Я не собираюсь быть программистом». Им бы в смартфонах посидеть и в игры поиграть.
Известно, что под мотивацией вообще понимается процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения. При выборе профессии задействуются все эти мотивационные процессы. Это обстоятельство и необходимо учитывать преподавателю при проведении урока, то есть необходимо постоянно вести параллель изучаемого предмета и выбранной студентом профессии. Уроки информатики не являются исключением, а даже имеют преимущество перед другими предметами, так как это наиболее инновационный предмет.
Несмотря на это необходимо повышать мотивацию студентов, направленную на подготовку к работе по выбранной профессиональной деятельности. В этом направлении нами проводиться работа по обеспечению у студентов ощущения информационного движения вперёд и переживания успеха в их деятельности. Осуществляется это путём постепенного изменения уровня сложности заданий и постоянная оценка на каждом этапе обучения.
В частности, на начальном этапе обучении мы проводим деловые игры. Например, с будущим электромонтёрами мы проводим деловую игру «Сборка компьютера» с целью понять уровень обученности и личностные данные учащихся. Основные принципы игры следующие. Необходимо собрать компьютер для офиса предприятия, в котором учащийся проходит практику. Необходимо определить, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование ему понадобится, чтобы использовать его для работы. Студенты должны определить самостоятельно определить назначение ПК в зависимости от вида предприятия, соорентироваться по мощности компьютера, объему жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, типу и размеру монитора, типу СD-дисковода, виду мыши и клавиатуры, типу принтера и наличию колонок, сканера, цифровой камеры и т. п. Условия выполнения заказа следующие:
- с одной стороны, предприятие не должен приобрести ненужную вещь, т. е. если студент – работник считает, что работодатель выбрал какую-то составляющую, которая ему на самом деле не пригодится, то он должен толково и убедительно это доказать;
- с другой стороны, надо столь же толково и убедительно доказать отсутствие необходимости в ином выборе.
Каждый студент выбирает картинку с изображениями комплектующих и периферийных устройств. Изучая материал учебника, а также используя свои знания, студент – работник должен рассказать про выбранное устройство, и обосновано помочь работодателю сделать свой выбор.
Выполняя данное задание, учащиеся узнают определения новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.
Система оценивания выполнения данного задания состоит в том, чтобы оценить:
· ориентацию в учебном материале;
· культуру речи;
· краткость;
· логичность и убедительность;
· выделение существенного;
· умение заинтересовать убедить в правильности выбора.
Особая роль в создании мотивации заключается в необходимости использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление. Очень активно на уроках информатики мы используем межпредметные связи. В частности, в группах сварщиков проводим занятие, на котором требуются знания и физики и электротехники и спецтехнологии. Вот один из примеров. По физике мы изучаем тему « Закон Кулона», она же рассматривается и на спецтехнологии . Поэтому на уроке информатики мы предлагаем учащимся её повторить. Делаем это в такой последовательности. Сначала учащиеся садятся в круг за парты и находят соответствующую тему в учебнике по физике. Задание состоит их двух пунктов: 1). Нарисовать устройство, при помощи которого Кулон сформулировал свой закон; 2). Записать формулу закона Кулона и основные понятия в Word. В течение 1-3минут ребята анализируют материал, а затем выполняют задание за компьютером. При этом мы напоминаем значимость данной темы для будущей работы наших студентов.
При работе со студентами на уроке преподаватель должен умело организовать их сотрудничество, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом; самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах; видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.
Изучая программу Excel в группе поваров, кондитеров, мы проводим урок, в котором показываем, как можно применить эту программу в данной профессии. На теоретических уроках информатики мы изучили основы работы в программе Exсel. Задача этого урока состоит в создании и расчетах документа в табличном процессоре, который называется «Калькуляционная карточка». Калькуляционная карточка – документ, в котором определяют продажную цену на кулинарную продукцию, реализуемую в розницу. Калькуляция при массовом производстве рассчитывается в зависимости от выхода указанного в рецептурнике продукта на 10 порций. Студенты распределяются на 3 команды. Например,1 команда будет создавать, и рассчитывать калькуляционную карту по рецепту «Бефстроганов», 2 команда «Тефтели рыбные», 3 команда «Плов».
Задание выполняется по алгоритму, записанному на доске, и выполняется на компьютере.
Алгоритм:
-оформить шапку калькуляционной карты;
-оформить таблицу;
- ввести данные в таблицу
-произвести расчёты по формулам
Через 30 мин, ребята показывают свои результаты, и сверяют их с ответами на доске. Команда, у которой ответы совпали, приступает к следующему заданию, а команда, которая допустила ошибку, ищет в течение 5 минут.
Подводя итог, хочется отметить, что важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.