Использование мультимедийных средств в изучении химии
21 век – время перехода к высокотехнологическому информационному обществу, в котором качество человеческого потенциала, уровень образованности и культуры всего населения приобретают решающее значение.
Опыт организации учебно – воспитательного процесса свидетельствует, что чем шире применяются компьютеры в процессе изучения разных предметов (в том числе и химии) и чем раньше студенты начинают работать с компьютером, тем предположительно эффективнее результаты обучения.
Компьютер способствует не только развитию самостоятельности, творческих способностей студентов, но и позволяет изменить саму технологию получения образования, сделать занятие более наглядным и интересным. Компьютер обеспечивает интенсификацию деятельности преподавателей и студентов на занятии, способствовать осуществлению дифференциации и индивидуализации обучения, развитию специальной или общей одарённости, формированию политехнических знаний, усиливает межпредметных связей. Всё это даёт возможность улучшить качество обучения.
Использование информационных технологий может происходить разными способами, соответственно к нуждам конкретного занятия по химии. Их можно представить следующим образом:
ü Использование информационных технологий (при фронтальной и групповой работе);
ü Использование электронных учебников;
ü Использование отдельных типов файлов (изображений, видео, аудио, анимации);
ü Создание собственных занятий (интеграция разных объектов в один формат – презентации, веб – страницы).
Мультимедийные средства обучения – совокупность компьютерных технологий, в которой одновременно используются несколько информационных сред: графика, текст, видео, фото, анимация, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
Чаще всего в практической деятельности мы используем презентации, созданные с помощью программы Power Point. При этом выделяем разные типы презентаций:
ü Компьютерные диафильмы с использованием элементов анимации;
ü Презентации для обобщающих занятий;
ü Классические презентации.
Систематическое использование компьютера на занятии приводит к:
ü Повышение качественного уровня использования наглядности;
ü Повышение продуктивности занятия;
ü Установление межпредметных связей;
ü Появление возможности организации проектной деятельности студентов с созданием учебных программ под руководством преподавателей;
ü Улучшение взаимоотношений со студентами, «далекими» от химии;
ü Изменение отношения к компьютеру – студенты воспринимают его как универсальное средство работы в разных отраслях человеческой деятельности.
Студенты могут создавать проекты и презентации по выбранной теме, веб – страницы, оформлять рефераты и так далее. Занятия с использованием мультимедийных технологий требует значительной подготовки. Преподаватель должен уметь пользоваться разным программами ??????????.
Но мультимедийное занятие дает возможности комбинировать невероятное количество интересных занятий, привлекая большее количество студентов. И конечно нам, преподавателям, самим должно быть интересно то, как мы проводим занятие.
Виды презентаций:
1) Конспект занятия. Обязательное наличие основных визуальных составных традиционного занятия: тема, цель, план, ключевые понятия, закрепление, домашнее задание и т.д. Иллюстративный ряд играет, в этом случае, явно вспомогательную незначительную роль. Довольно часто подобные занятия в содержательной (а иногда, и в иллюстративной части) ориентированы на базовый учебник. Данная форма презентации чаще называют традиционным мультимедийным сопровождением занятия.
2) Слайд-шоу. Полное отсутствие текста и акцент на яркие, большие изображения или коллажи (может демонстрироваться в любой момент занятия по химии, ставя за цель создание определенного эмоционального настроения. Как правило, часто сопровождается музыкальными фрагментами). Демонстрация слайд – шоу в течение всего занятия является малоэффективным.
3) Только текст. Дидактический эффект достигается за счет изменения смены типов шрифтов, что используют, размера шрифтов, цветовой гаммы, разные варианты подчеркиваний.
4) Анимированные схемы. Особенный акцент сделан на разных графиках и схемах. Изобразительный ряд – минимальный. Основная сфера применение – обобщающее занятие.
5) Опорные сигналы. Предусматривают работу в офисных программах и графических редакторах.
6) Заполнение таблиц. Вариант презентации рекомендован при проведении занятий закрепления и систематизации учебного материала. Это могут быть разные виды таблиц: тематические, синхронные, хронологические и так далее. Используя как фоновый рисунок изображение, характерное для изучаемой темы, преподаватель постепенно выводит на слайд незаполненную таблицу или частично заполненную таблицу (поэтапно), а студенты заканчивают работу. «Заполнение» таблицы происходит после соответственного обсуждения в аудитории или наоборот.
7) Тренажер. Закрепление умений и навыков студентов после выполнения и возможностью ошибочных шагов.
8) Тестирование. Рекомендован в конце занятия изучения нового материала или при проведении обобщающего занятия. Студенты отвечают на вопросы теста согласно рекомендациям по выполнению (тесты с одним ответом, с несколькими ответами и тому подобное) и по уровням сложности. Потом программа автоматически проверяет правильность теста и выдает оценку правильности решения теста.
9) Рабочая электронная тетрадь по химии. Электронная рабочая тетрадь способствуют углублению знаний студентов, умению работать с новой информацией и поиску ответов на интересующие вопросы. Заполнение тетради происходит после соответствующего группового обсуждения в аудитории или же самостоятельно дома индивидуально. Использование электронной рабочей тетради предусматривает среду для активного моделирования разных объектов и ситуаций, творчество студентов.
Естественно, что все перечисленные выше виды мультимедийных средств могут использоваться как отдельно, так и вместе на занятии, делая его интереснее, более насыщенным и вовлекая в учебный процесс всех студентов группы. Все зависит от творчества преподавателя, его взгляда на проведение занятия по химии, а также активности и заинтересованности обучающихся.
Мультимедийная презентация может выступать как подготовленная преподавателем разработка с заданной учебной целью и заданиями, ориентирована на вполне конкретные результаты обучения по химии, где демонстрационный материал носит лишь иллюстративный характер или студенты является активным участником процесса, выполняет интерактивные задания, вмешивается в процессы, выполняет онлайн – опыт, активно взаимодействует с компьютером. Такая организация учебной деятельности возможна лишь в условиях «1 студент – 1 компьютер». Она дает возможность выбирать среди достаточного набора информационных ресурсов, дидактических инструментарий и осуществлять принципы личностно – ориентированного обучения. На подобном занятии по химии существенно изменяется роль преподавателя, который в этом случае является организатором, координатором познавательной деятельности студентов.
Но нужно помнить как бы не было разработано занятие по химии, очень многое зависит от того, как преподаватель организует познавательно – исследовательскую работу обучающихся по химии с использованием мультимедийных средств обучения. Преподаватель должен не только хорошо владеть компьютером, знать содержание занятия, но и организовать работу студентов в индивидуальном для каждого темпе, постоянно акцентируя их внимание на самостоятельности выполняемых работ. Необходимо продумать изменение ритма, разнообразить формы учебной деятельности, продумать, как выдержать при необходимости паузу, как подбодрить неуверенных в себе обучающихся и обеспечить положительный эмоциональный фон занятия по химии.
Использование мультимедийных средств обучения химии в колледже в современных условиях действительно является актуальной темой. В последние годы технологии стремительно развиваются, и образовательные учреждения активно интегрируют мультимедийные ресурсы в учебный процесс. Вот несколько ключевых аспектов, которые подчеркивают важность и преимущества данного подхода:
1. Интерактивность: Мультимедийные средства, такие как анимации, видео и интерактивные симуляции, позволяют студентам лучше понять сложные химические процессы и явления. Это делает обучение более увлекательным и эффективным.
2. Доступность информации: С помощью мультимедийных ресурсов студенты могут получить доступ к обширной информации, включая лекции, эксперименты и исследования, что способствует углубленному изучению предмета.
3. Визуализация данных: Химия часто требует визуализации молекул и реакций. Мультимедийные средства позволяют студентам видеть структуру веществ, механизмы реакций и динамику процессов, что значительно облегчает понимание материала.
4. Развитие навыков: Использование технологий способствует развитию у студентов таких навыков, как критическое мышление, работа в команде и решение проблем, что важно для будущей профессиональной деятельности.
5. Гибкость обучения: Мультимедийные ресурсы позволяют организовать обучение в гибком формате, включая дистанционные и смешанные формы, что особенно актуально в условиях пандемии и изменений в образовательном процессе.
6. Индивидуализация обучения: Студенты могут осваивать материал в своем темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.
7. Поддержка преподавателей: Мультимедийные средства облегчают подготовку учебных материалов и делают уроки более разнообразными, что может повысить мотивацию студентов.
В заключение, интеграция мультимедийных средств в обучение химии в колледже не только повышает качество образования, но и делает его более доступным и интересным для студентов. Это направление требует постоянного обновления и адаптации к современным требованиям и технологиям, что является вызовом для преподавателей и образовательных учреждений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.