Использование наглядного моделирования в системе работы с категориями детей, имеющих речевые нарушения (ОНР,ТНР,ЗПР,ИН)
Оценка 5

Использование наглядного моделирования в системе работы с категориями детей, имеющих речевые нарушения (ОНР,ТНР,ЗПР,ИН)

Оценка 5
Повышение квалификации +2
pptx
Междисциплинарный 3
Детсад—4 кл
06.04.2022
Использование наглядного моделирования в системе работы с категориями детей, имеющих речевые нарушения (ОНР,ТНР,ЗПР,ИН)
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия-звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Введение наглядных моделей позволяет целенаправленно развивать речь детей, обогащать активный лексикон,формировать навыки словообразования,развивать умения использовать в речи различные конструкции предложений,описывать предметы,составлять рассказ.
Наглядное моделирование в системе работы с детьми,имеющих речевые нарушения (ОНР,ТНР,ЗПР,ИН).pptx

Наглядное моделирование в системе работы с детьми , имеющими речевые нарушения

Наглядное моделирование в системе работы с детьми , имеющими речевые нарушения

Наглядное моделирование в системе работы с детьми , имеющими речевые нарушения

Наглядное моделирование –совокупность действий по построению,преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (схемы,абстракции,модели)

Наглядное моделирование –совокупность действий по построению,преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (схемы,абстракции,модели)

Наглядное моделирование –совокупность действий по построению,преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (схемы,абстракции,модели).

В основе лежит принцип ЗАМЕЩЕНИЯ реального предмета, явления другим предметом, изображением, знаком,символом.

Мыслительные операции ,основанные на схематизированных образах , позволяют детям получить обобщенные сведения о качестве предметов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности явлений.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия-звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия-звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними

Метод наглядного моделирования
помогает ребенку зрительно представить
абстрактные понятия-звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними.
Введение наглядных моделей позволяет
целенаправленно развивать речь детей,
обогащать активный лексикон,формировать навыки словообразования,развивать умения использовать в речи различные конструкции предложений,описывать предметы,составлять рассказ.

Наглядное моделирование звук предложение слово текст активный словарь связная речь

Наглядное моделирование звук предложение слово текст активный словарь связная речь

Наглядное моделирование

звук

предложение

слово

текст

активный словарь

связная речь

Эффективность метода зависит от

Эффективность метода зависит от

Эффективность метода зависит от

Предварительной работы по выделению существенных признаков предметов

Упрощенного отражения свойств объекта

Доступности восприятия изображения

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи: знакомство с графическим способом представления информации; развитие умения дешифровки модели; формирование навыка самостоятельного моделирования

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи: знакомство с графическим способом представления информации; развитие умения дешифровки модели; формирование навыка самостоятельного моделирования

знакомство с графическим способом представления информации;

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

знакомство с графическим способом представления информации;

развитие умения дешифровки модели;

формирование навыка самостоятельного моделирования.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

Обучение восприятию и анализу предметов , объектов и явлений,составление на этой основе описательных,сравнительных и объяснительных рассказов.

Ознакомление с художественными произведениями,обучение заучиванию стихов,составлению пересказов.

Составление собственных рассказов , сочинение сказок.

Возможно освоение сложных текстов-рассуждений,умозаключений.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных особенностей детей используются пиктограммы замещение реально-условными объектами мнемоквадраты,мнемодорожки и мнемотаблицы предметная модель предметно-схематическая модель схематическая модель

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных особенностей детей используются пиктограммы замещение реально-условными объектами мнемоквадраты,мнемодорожки и мнемотаблицы предметная модель предметно-схематическая модель схематическая модель

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных особенностей детей используются

пиктограммы

замещение реально-условными объектами

мнемоквадраты,мнемодорожки и мнемотаблицы

предметная модель

предметно-схематическая
модель

схематическая модель

Предметная модель Предметно- схематическая модель

Предметная модель Предметно- схематическая модель

Предметная модель

Предметно-
схематическая
модель

Схематическая
модель

Коррекционную работу по преодолению речевого недоразвития я провожу комплексно, по следующим направлениям: - коррекция звукопроизношения; -формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о…

Коррекционную работу по преодолению речевого недоразвития я провожу комплексно, по следующим направлениям: - коррекция звукопроизношения; -формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о…

Коррекционную работу по преодолению речевого недоразвития я провожу комплексно, по следующим направлениям:
- коррекция звукопроизношения;
-формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук - слово - предложение - текст);
формирование лексико-грамматических категорий;
формирование связной речи.

На всех этапах коррекционной работы я использую различные дидактические пособия и игры, основанные на методе наглядного моделирования.

Часто детям с нарушениями звукопроизношения длительное время не удается автоматизировать поставленный звук, они часто забывают положение органов артикуляции формируемого звука

Часто детям с нарушениями звукопроизношения длительное время не удается автоматизировать поставленный звук, они часто забывают положение органов артикуляции формируемого звука

Часто детям с нарушениями звукопроизношения длительное время не удается автоматизировать поставленный звук, они часто забывают положение органов артикуляции формируемого звука. Облегчит процесс коррекции и автоматизации звука специальная схема артикулирования.

Например:
губы растянуты в улыбку (улыбаются);
кончик языка упирается в нижние резцы;
края языка плотно прижаты к зубам;
воздушная струя проходит посередине языка.

Образное называние артикуляционных упражнений типа «Иголочка», «Грибок», «Качели» и соотнесение их с картинками-символами позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и…

Образное называние артикуляционных упражнений типа «Иголочка», «Грибок», «Качели» и соотнесение их с картинками-символами позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и…

Образное называние артикуляционных упражнений типа «Иголочка», «Грибок», «Качели» и соотнесение их с картинками-символами позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к их выполнению.

Для дифференциации смешиваемых звуков [с] -[ш], [ж] -[з], [р] -[л] я использую наглядно-дидактические комплексы , изготовленные по разработкам

Для дифференциации смешиваемых звуков [с] -[ш], [ж] -[з], [р] -[л] я использую наглядно-дидактические комплексы , изготовленные по разработкам

Для дифференциации смешиваемых звуков [с] -[ш], [ж] -[з], [р] -[л] я использую наглядно-дидактические комплексы , изготовленные по разработкам
Лукьяновой Л.А.

Дидактические игры и пособия для построения схем и моделей слогов, слов, предложений : -«Страна

Дидактические игры и пособия для построения схем и моделей слогов, слов, предложений : -«Страна

Дидактические игры и пособия для построения схем и моделей слогов, слов, предложений :
-«Страна Звукляндия»
«Звуковики»
«Деревня Звуковиков»
«Грибные корзинки»
«Паровозики»
«Телевизор»
«Гусеница»
«Птицы на ветке»
«Собери ягоды»

Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую наглядно-игровые модели и картинно-графические схемы

Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую наглядно-игровые модели и картинно-графические схемы

Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую наглядно-игровые модели и картинно-графические схемы.
«Дополни слова»
«Что приготовим?»
«Какой сок?»
«Угощение»
«Из чего сделано?»
«Лесная полянка» и др.

Наглядное моделирование при формировании лексико-грамматичеких категорий позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

При обучении пересказу по опорным схемам я использую предметные или предметно-графические схемы - модели с наличием деталей и ярких признаков предмета, которые создаются в соответствии…

При обучении пересказу по опорным схемам я использую предметные или предметно-графические схемы - модели с наличием деталей и ярких признаков предмета, которые создаются в соответствии…



При обучении пересказу по опорным схемам я использую предметные или предметно-графические схемы - модели с наличием деталей и ярких признаков предмета, которые создаются в соответствии с текстом.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка - красная. Для детей старшего возраста схемы возможно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Для формирования навыка построения связного высказывания применяются три основных вида моделей
рассказа-описания и рассказа по определенной сюжетной линии:



предложения «сцепляются» между собой,
одно вытекает из другого




предложения сопоставляются или противопоставля
ются друг другу






каждое
предложение раскрывает
один из признаков объекта

Цепная связь

Параллельная
связь

Лучевая
связь

Картинно-графические схемы для составления рассказов-описаний часто сочетают в себе различные виды связей фраз

Картинно-графические схемы для составления рассказов-описаний часто сочетают в себе различные виды связей фраз

Картинно-графические схемы для составления рассказов-описаний часто сочетают в себе различные виды связей фраз.

Наглядные модели для составления описательных рассказов о предметах

Картинно-графические схемы для составления описательных рассказов о порах года, растениях, животных, насекомых, птицах

Картинно-графические схемы для составления описательных рассказов о порах года, растениях, животных, насекомых, птицах

Картинно-графические схемы для составления описательных рассказов о порах года, растениях, животных, насекомых, птицах.

Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица

Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица

Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица. На начальном этапе овладения моделированием предлагаю детям декодировать мнемоквадраты,мнемодорожки, состоящие из 3—4 изображений.

Мнемотаблицы для пересказа и заучивания
стихотворений

Мнемотаблицы для составления пересказов прослушанного текста

Мнемотаблицы для составления пересказов прослушанного текста

Мнемотаблицы для составления
пересказов прослушанного текста

Картинно-графические схемы также используются при составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картин и описательных рассказов по сюжетной картине

Картинно-графические схемы также используются при составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картин и описательных рассказов по сюжетной картине

Картинно-графические схемы также используются при составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картин и описательных рассказов по сюжетной картине.
При этом можно использовать приём дополнения фрагментов до целой сюжетной картины или дополнения последовательности ряда сюжетных картинок с помощью пиктограмм.

Наглядное моделирование позволяет мне разнообразить виды коррекционной работы на занятиях ,творчески подходить к решению задач, связанных с развитием речи детей

Наглядное моделирование позволяет мне разнообразить виды коррекционной работы на занятиях ,творчески подходить к решению задач, связанных с развитием речи детей

Наглядное моделирование позволяет мне разнообразить виды коррекционной работы на занятиях ,творчески подходить к решению задач, связанных с развитием речи детей.
Анализируя новый материал и графически его обозначая, дети под руководством взрослого учатся самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимают план своих действий. У них повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, развиваются и совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Презентацию подготовила учитель-дефектолог

Презентацию подготовила учитель-дефектолог

Презентацию подготовила учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 2 имени А.И. Дубосарского г.п.Шумилино
Кирпиченко Т.А.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2022