Наглядное моделирование –совокупность действий по построению,преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (схемы,абстракции,модели).
В основе лежит принцип ЗАМЕЩЕНИЯ реального предмета, явления другим предметом, изображением, знаком,символом.
Мыслительные операции ,основанные на схематизированных образах , позволяют детям получить обобщенные сведения о качестве предметов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности явлений.
Метод наглядного моделирования
помогает ребенку зрительно представить
абстрактные понятия-звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними.
Введение наглядных моделей позволяет
целенаправленно развивать речь детей,
обогащать активный лексикон,формировать навыки словообразования,развивать умения использовать в речи различные конструкции предложений,описывать предметы,составлять рассказ.
Эффективность метода зависит от
Предварительной работы по выделению существенных признаков предметов
Упрощенного отражения свойств объекта
Доступности восприятия изображения
знакомство с графическим способом представления информации;
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
знакомство с графическим способом представления информации;
развитие умения дешифровки модели;
формирование навыка самостоятельного моделирования.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.
Обучение восприятию и анализу предметов , объектов и явлений,составление на этой основе описательных,сравнительных и объяснительных рассказов.
Ознакомление с художественными произведениями,обучение заучиванию стихов,составлению пересказов.
Составление собственных рассказов , сочинение сказок.
Возможно освоение сложных текстов-рассуждений,умозаключений.
На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных особенностей детей используются
пиктограммы
замещение реально-условными объектами
мнемоквадраты,мнемодорожки и мнемотаблицы
предметная модель
предметно-схематическая
модель
схематическая модель
Коррекционную работу по преодолению речевого недоразвития я провожу комплексно, по следующим направлениям:
- коррекция звукопроизношения;
-формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук - слово - предложение - текст);
формирование лексико-грамматических категорий;
формирование связной речи.
На всех этапах коррекционной работы я использую различные дидактические пособия и игры, основанные на методе наглядного моделирования.
Часто детям с нарушениями звукопроизношения длительное время не удается автоматизировать поставленный звук, они часто забывают положение органов артикуляции формируемого звука. Облегчит процесс коррекции и автоматизации звука специальная схема артикулирования.
Например:
губы растянуты в улыбку (улыбаются);
кончик языка упирается в нижние резцы;
края языка плотно прижаты к зубам;
воздушная струя проходит посередине языка.
Образное называние артикуляционных упражнений типа «Иголочка», «Грибок», «Качели» и соотнесение их с картинками-символами позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к их выполнению.
Для дифференциации смешиваемых звуков [с] -[ш], [ж] -[з], [р] -[л] я использую наглядно-дидактические комплексы , изготовленные по разработкам
Лукьяновой Л.А.
Дидактические игры и пособия для построения схем и моделей слогов, слов, предложений :
-«Страна Звукляндия»
«Звуковики»
«Деревня Звуковиков»
«Грибные корзинки»
«Паровозики»
«Телевизор»
«Гусеница»
«Птицы на ветке»
«Собери ягоды»
Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую наглядно-игровые модели и картинно-графические схемы.
«Дополни слова»
«Что приготовим?»
«Какой сок?»
«Угощение»
«Из чего сделано?»
«Лесная полянка» и др.
Наглядное моделирование при формировании лексико-грамматичеких категорий позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
При обучении пересказу по опорным схемам я использую предметные или предметно-графические схемы - модели с наличием деталей и ярких признаков предмета, которые создаются в соответствии с текстом.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка - красная. Для детей старшего возраста схемы возможно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Для формирования навыка построения связного высказывания применяются три основных вида моделей
рассказа-описания и рассказа по определенной сюжетной линии:
предложения сопоставляются или противопоставля
ются друг другу
каждое
предложение раскрывает
один из признаков объекта
Цепная связь
Параллельная
связь
Лучевая
связь
Картинно-графические схемы для составления рассказов-описаний часто сочетают в себе различные виды связей фраз.
Наглядные модели для составления описательных рассказов о предметах
Картинно-графические схемы для составления описательных рассказов о порах года, растениях, животных, насекомых, птицах.
Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица. На начальном этапе овладения моделированием предлагаю детям декодировать мнемоквадраты,мнемодорожки, состоящие из 3—4 изображений.
Мнемотаблицы для пересказа и заучивания
стихотворений
Картинно-графические схемы также используются при составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картин и описательных рассказов по сюжетной картине.
При этом можно использовать приём дополнения фрагментов до целой сюжетной картины или дополнения последовательности ряда сюжетных картинок с помощью пиктограмм.
Наглядное моделирование позволяет мне разнообразить виды коррекционной работы на занятиях ,творчески подходить к решению задач, связанных с развитием речи детей.
Анализируя новый материал и графически его обозначая, дети под руководством взрослого учатся самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимают план своих действий. У них повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, развиваются и совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.