Использование нейроупражнений на уроках с первоклассниками класса ТМНР

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 04.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кочурина Надежда Васильевна публикация2.docx

«Использование нейроупражнений на уроках с первоклассниками класса ТМНР»

Кочурина Надежда Васильевна

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат г. Кольчугино», учитель

В нашей коррекционной школе-интернате ежегодно увеличивается численность детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Дети с ТМНР обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. В нашей школе-интернате дети с ТМНР составляют 50,7 % от общего числа обучающихся.

Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) представляет собой сложную задачу, обусловленную целым рядом трудностей, возникающих вследствие специфики их физического и психического состояния. Основные трудности, возникающие в процессе обучения детей с ТМНР, связаны с несколькими аспектами:

1. Ограниченные возможности восприятия и обработки информации. Дети с ТМНР испытывают значительные затруднения в восприятии зрительной, слуховой и тактильной информации. Они плохо понимают инструкции, задания воспринимаются фрагментарно или искаженно, что мешает формированию устойчивых учебных навыков.

2. Низкий уровень произвольной активности и мотивации. Часто наблюдаются сниженная концентрация внимания, быстрая утомляемость, низкая способность к саморегуляции и управлению своим поведением. Многие дети демонстрируют пассивность, отсутствие интереса к занятиям.

3. Нарушения познавательной сферы. Для большинства детей характерны нарушения памяти, речи, мыслительных процессов, что значительно осложняет формирование элементарных представлений и понятий, освоение основных предметов школьной программы.

4. Физические ограничения. Органические поражения центральной нервной системы, серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха создают дополнительные препятствия для освоения даже простейших учебных навыков.

5. Эмоционально-личностные проблемы. Многие дети с ТМНР отличаются повышенной тревожностью, агрессивностью, замкнутостью, депрессивными реакциями.

В 2024-2025 учебном году в 1 ТМНР класс зачислено на очное обучение в школу 4 человека – 2 мальчика, 2 девочки. Возраст 7-8 лет. Обучаются по АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Вариант 2.

Поступив в школу, с первоклассниками была проведена первичная диагностика специалистами школы-интерната (учитель-логопед, педагог-психолог). Диагностика проводилась с помощью компьютерной программы «Цицерон. ЛОГО диакорр 1.3». По результатам диагностик были получены следующие результаты:

Табл.1. Первичная диагностика первоклассников, поступивших в 2024-2025 учебном году

 

По полученным результатам видно, что у первоклассников преобладает низкий уровень развития высших психических функций. Высокий уровень развития отсутствует. Средний уровень развития наблюдается только у 2 первоклассников – и только в блоке «Восприятие» - у остальных учеников низкий уровень восприятия.

Получив, такие низкие показатели, я задумалась о том, каким эффективным способом можно проводить коррекцию по каждому из блоков развития детей, так как требуется индивидуальный подход обучения для каждого ребенка с ТМНР. Учитывая то, что каждому ребенку с ТМНР требуется индивидуальный подход в обучении, а нейроупражнения настолько пластичны, что их можно легко подстроить или преобразовать под возможности любого ребенка. Нейроупражнения выполняются в игровой форме, что облегчает вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в активную деятельность, формирует положительную динамику прогресса в развитии двигательных и познавательных навыков.

Мной было принято решение на своих уроках использовать различные нейроупражнения и адаптировать их под возможности каждого из учащихся.

Нейроупражнения — это специально подобранные физические упражнения, игры и игровые приемы, предназначенные для стимуляции и укрепления нейронных связей в головном мозге ребенка с различными видами нарушений развития. Такие упражнения помогают улучшить координацию движений, развить мелкую и крупную моторику, сформировать базовые когнитивные функции (внимание, память, мышление), способствуют улучшению эмоционального фона и повышают общую работоспособность организма.

Цель использования нейроупражнений на уроках заключается в улучшении умственных способности детей, повышение их концентрации и способность к обучению. Также нейроупражнения используются для коррекции нарушений развития и поддержки детей с ТМНР в их адаптации к окружающей среде.

Одной из основных задач использования нейроупражнений является стимуляция развития нервной системы детей с ТМНР. Это помогает улучшить координацию движений, развитие моторики, концентрацию внимания, память, и главное это индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей и потребностей, а также выбор наиболее эффективных нейроупражнений для достижения оптимальных результатов.

Нейроупражнения способствуют развитию когнитивных навыков у детей с ТМНР, таких как логическое мышление, решение задач, память, внимание.

Новизна использования нейроупражнений заключается в следующем:

- позволяет создавать индивидуальные программы развития для каждого ребенка с учетом его особенностей и потребностей.

- основаны на принципах нейропластичности, который подтвержден современными исследованиями в области нейронаук.

- способствуют стимуляции нервной системы и формированию новых связей между нейронами.

- помогает повысить эффективность образовательного процесса в школе для детей с ТМНР.

- могут способствовать повышению мотивации к обучению и улучшению самооценки у детей с ТМНР. Позитивный опыт и успехи на занятиях могут повысить интерес к учебным процессам и развитию ребенка

Работа с применением нейроупражнений включает следующие этапы:

1. Диагностика особенностей развития каждого ребенка с ТМНР и определение его потребностей. Вначале выявляется уровень развития, когнитивные и моторные навыки, а также проблемные области, которые требуют коррекции. На этом этапе определяются подходящие нейроупражнения для работы с каждым конкретным ребенком. Результаты первичной диагностики показаны в таблице 1.

2. На основе результатов диагностики в рабочие программы включаются нейроупражнения, направленные на улучшение различных аспектов развития – моторики, внимания и памяти.

3.  Проводятся занятия с использованием нейроупражнений: применяются разнообразные упражнения, способствующие стимуляции нервной системы, улучшению координации движений, развитию внимания и мышления, а также речи.

4. Отслеживаются результаты работы с каждым ребенком, проводится оценка эффективности использования нейроупражнений.

5. Сотрудничество с родителями детей с ТМНР, чтобы передать им техники и упражнения для дальнейшего применения дома.

На своих занятиях я использую такие нейроупражнения как:

1. Нейрогимнастика. Нейрогимнастику можно использовать как отдельный этап урока или полноценную физ.минутку.

2. Игры на пальчиках. Данная методика представляет из себя раздаточный материал – заламинированные листы, на которых изображены правая и левая руки. Над каждым пальчиком нарисован определенного размера круг белого цвета. Задача ребенка используя одинаковые пальцы на обеих руках одновременно поднимать круги и накладывать их на круги над пальчиками на листочке. Упражнение заканчивается, когда каждая пара пальчиков на руках у ребенка доставит на соответствующее место на листе кружки с заданиями. Здесь огромное количество вариантов для подобной игры, в зависимости от темы уроков. Можно использовать и цвета, и животных, и буквы, и слоги, и другие группы предметов.

Игры на пальчиках развивают мышление и межполушарное взаимодействие, улучшают координацию и переключаемость тонких движений пальцев, обучение детей умению действовать по заданному алгоритму.

3. Психогимнастика .

4. Арт-терапия – «Рисование на песке»,  «Пластилинография», «Нейрографика», «Кинезеологические сказки», «Умные дорожки».

5. Нейротренажеры: «Межполушарный лабиринт».

С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений, мелкой моторики и психофизических функций.

Результаты диагностики в конце учебного года показали, что благодаря простоте и увлекательности, нейроупражнения являются эффективным инструментом. Регулярное их использование в работе педагога-психолога оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья.

Табл.2. Повторная диагностика первоклассников в конце 2024-2025 учебного года.

 

По результатам повторной диагностики первоклассников на конец 2024-2025 учебного года получены следующие результаты: у 2-х первоклассников улучшилось внимание – средний уровень и у одного ученика повысился уровень мышления на средний. Высокий уровень развития по-прежнему отсутствует.

Регулярное использование нейроупражнений в сочетании с традиционной коррекционной работой значительно увеличивает шансы детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) на успешную интеграцию в образовательный процесс и дальнейшее социальное функционирование.