Использование нестандартных форм воспитательной работы
при организации дистанционной работы с учащимися
Миронова Елена Васильевна,
методист районного методического кабинета,
учитель русского языка и литературы
В современных условиях образования дистанционное взаимодействие педагогов и учащихся несет в себе новые возможности для организации воспитательного процесса. Наблюдается повышение у учащихся мотивации к участию в мероприятиях, проводимых на дистанции, активизируется познавательная, исследовательская, творческая, коммуникативная деятельность.
Одним из направлений работы образовательных площадок является разработка дистанционных форм организации воспитательной работы.
В основу инновационной деятельности были заложены два подхода к моделированию данных средств воспитания:
- комбинации традиционных форм организации внеурочной деятельности, информационно-коммуникационных технологий и новых средств передачи информации путем Интернета и мобильной связи;
- использование форм привлечения молодежи к тому или иному виду деятельности в современных средствах массовой коммуникации.
Следует выделить следующие формы работы, использование которых в дистанционном режиме для педагогов является нестандартным, хотя использование их в педагогической практике не является новшеством.
Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Активная позиция участников при включении в игровую деятельность обусловлена тем, что игра:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса, а не от результата;
- имеет творческий, в значительной мере импровизированный характер;
- сопровождается эмоциональной приподнятостью, соперничеством.
Любого учащегося, даже находящегося на расстоянии, как это предусмотрено дистанционными формами взаимодействия, легче включить в игровой процесс, чем в какой-либо другой, связанный с образованием.
Педагогам данная форма организации внеурочной деятельности привлекательна тем, что выполняет целый ряд функций при организации воспитательного процесса (развлекательную, коммуникативную, диагностическую, корректирующую), а так же способствует самореализации личности ученика и педагога.
Кроме того, в структурные компоненты игры (игровые роли, игровые действия, сюжет содержания) легко внести новые компоненты, связанные с ИКТ.
В результате появились следующие формы организации внеурочной деятельности группы старшеклассников, участвующих в сетевом взаимодействии:
- дистанционная интеллектуальная игра;
- дистанционная деловая игра;
- дистанционная ролевая игра.
Отличительные черты данных форм организации внеурочной деятельности:
Ø работа в режиме on-line для игровых форм внеурочной деятельности (общение в реальном режиме времени в течение установленного положением срока от одного часа для интеллектуальной игры до пяти дней для ролевой игры) и в режиме off-line для проектной деятельности;
Ø общение ведётся посредством электронной почты (рассылка условий, вопросов и заданий, дипломов участникам, подведение итогов) и в режиме постоянно-действующей интернет-конференции;
Ø размещение результатов игр и проектов осуществляется в сети Интернет;
Ø поиск информации для выполнения игрового и исследовательского заданий осуществляется в разнообразных источниках (Интернет, компакт-диски, справочники и энциклопедии и т. д.).
Следующей наиболее продуктивной и популярной формой организации воспитательного процесса в условиях сетевого взаимодействия может стать проведение акций для подростков и молодежи.
Понятие «акция» имеет иностранное происхождение и в буквальном переводе означает «действие, ведущее к определенному результату».
Акцию, как форму привлечения молодежи к тому или иному виду деятельности, активно используют современные средства массовой коммуникации. Суть акции – совокупность действий, направленных на сближение с целевой аудиторией с целью выполнения какой-либо, как правило, социально значимой задачи. Это SMS-акции, интерактивные голосования, рекламные кампании. Несмотря на то, что данные способы воздействия на население носят чаще всего досуговый или бытовой характер, происходит процесс усвоения людьми некоторых социальных норм, формирование ценностных ориентаций и даже неформального просвещения различных слоев населения. Некоторые характеристики акций, такие, как кратковременность, конкретность задания и результата, минимальная подготовка к участию, наличие стимулирования, привлекают к участию в них широкие слои подростков и молодежи.
В зависимости от средств, с помощью которых будет происходить обмен информацией между организаторами и участниками, можно выделить такие виды современных акций, как:
· Интернет-акции (средство передачи информации – электронная почта);
· SMS-акции (средство передачи информации – мобильный телефон).
В зависимости от перечня действий, которые выполняет участник, можно выделить несколько видов акций.
1 вид: «Соверши действие» (позвони, приди, выполни упражнение, отправь слово по электронной почте и т. п.).
Чаще всего такие акции проводятся с целью подсчета количества людей, заинтересованных в том или ином вопросе.
2 вид: «Выполни задание и сообщи о нем» (прибери двор, облагородь участок и пришли фотоотчет, прочитай книгу и сообщи об этом и т. п.).
3 вид: «Сделай как можно больше» (звонков, текстовых сообщений, собери крышечки от сока и т. п.). Акция носит соревновательный характер. Цель может быть рекламной, диагностической, просветительской.
4 вид: «Приди и приведи» (друга на мероприятие, участника войны в класс и т. п.). Акции проводятся с целью привлечения как можно большего количества людей к участию в каком-то действии.
5 вид: «Соверши действие и получи» (реши головоломку – получи книгу и т. п.).
В основу организации любой акции могут лечь следующие принципы:
- принцип эмоциональной встряски (информация о содержании акции носит характер эмоциональной встряски, нового ощущения, запоминается и ассоциируется на подсознательном уровне);
- принцип долгосрочного запоминания (информация преподносится через различные формы ощущения);
- принцип новизны и неожиданности подачи идеи (использование «звезд», шоу, мероприятий-событий и т. п.);
- принцип креативности.
При подведении итогов акции обязательно наличие стимулирования участников. Стимулом может стать размещение материала об участнике в СМИ или на сайте в Интернете, участие в каком-то привилегированном мероприятии, пересылка материалов, связанных с результатом.
Примерами акций, например, историко-патриотической направленности могут быть:
- акция «Семейная реликвия с войны», во время которой участники собирают фотографии из семейных архивов;
- акция «Военно-полевой словарь», во время которой участники дают своё определение (верное или творческое) терминам, используемым в лексиконе времён ВОВ, составляют словарь редких слов военной поры.
- акция «Поэтическая страничка»», во время которой участники акции сочиняют стихотворения на военную тематику (используя предложенную рифму или самостоятельно).
- акция «Обелиск», во время которой учащиеся сажают деревья, производят уборку у памятников и обелисков героям ВОВ, фотографируют результат своей деятельности и посылают фотоотчет.
- акция «Открытка/ поделка ветерану», во время которой учащиеся создают макеты открытки для ветеранов в текстовом или графическом редакторе и присылали координатору.
Практическое занятие № 1: «Создание интерактивного видео»
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
В связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и защиты здоровья детей Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики рекомендовало перейти на дистанционную форму обучения на период действия ограничений.
Многих учителей пугает такая перспектива. Однако в настоящее время существует огромный набор инструментов и образовательного контента, которые помогут педагогу в вопросе организации дистанционного обучения.
Перед педагогами встала необходимость выбора платформы взаимодействия с учениками – именно здесь размещаются материалы для изучения и формы для выполнения заданий. Это очень важный момент, так как от платформы, содержащей образовательный контент, зависит качество освоения материала.
Предлагаю ознакомиться вам с образовательной платформой Learnis –проектом преподавателя из Екатеринбурга Максима Юрьевича Новикова. Образовательная платформа Learnis уникальна, прежде всего, тем, что она обладает многофункциональностью. С её помощью можно создать образовательные квесты, дидактические игры (СВОЯ ИГРА), терминологические словари (флэш-карточки), интерактивное видео.
Если сравнивать Learnis с сервисами PlayPosit и H5P, то можно констатировать, что российский аналог не дотягивает. С другой стороны, здесь нет ничего лишнего: можно вставить задания в тестовой форме (трех типов) относительно точно и просмотреть статистику ответов. От учащегося сервис не требует регистрации, что, по моему мнению является только плюсом. Учащийся не может проматывать видео вперед или назад, а для получения результатов необходимо просмотреть проект до конца.
Отметим плюсы образовательной платформы:
ü три основных формы заданий в тестовой форме (открытой формы, с выбором одного или нескольких ответов)
ü простой интерфейс
ü доступна статистика ответов обучающихся.
Из минусов можно отметить небольшое количество опций.
Уважаемые коллеги, а теперь перейдем непосредственно к выполнению практического задания.
1. Заведите личный кабинет (для последующего сохранения видео, квестов и просматривания ответов учеников)
2. После входа в личный кабинет в разделе «Продукты» выбираем «Веб-сервис «Интерактивное видео»»
3. Выберите подходящее видео с YouTube
4.
Просматривая видео, вставляйте в нужных местах задания
5. Ссылка на видео: https://www.Learnis.ru/275424/
6. Ученик должен заполнить данные о себе
7. Только при просмотре видео до конца сохраняется информация о прохождении.
8. Для профиля учителя доступна статистика ответов учащихся в различных формах.
Систематическое использование сервисов платформы Learnis в воспитательной работе позволит разнообразить ее формы. Педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками. А нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.
ü ссылка на скринкаст https://youtu.be/vsrBECUHrCg
ü ссылка на сервис https://www.learnis.ru/
Практическое занятие № 2: «Технология создания Web-комнаты»
Одной из возможных форм проведения урока (или его части), а также воспитательного мероприятия по любым направлениям является квест. Но его создание зачастую - трудоемкий, длительный и масштабный процесс.
Идея конструктора веб-квестов сама по себе замечательная. Но, к сожалению, не все прототипы квест-комнат загружаются корректно. После конструирования своего проекта вдруг появляется чья-то чужая или пустая разработка. Идея вставки скриншотов, готовых изображений в этот и другие конструкторы имеет под собой основания. Вы можете использовать в качестве основы свои мультимедийные уроки, подготовленные в PowerPoint, и вставить их в задания.
На сайте есть небольшая видеоинструкция для новичков. Расскажем о некоторых нюансах.
1. Заведите личный кабинет (для последующего сохранения квестов и просматривания ответов учеников)
2. Зайдите в раздел «Продукты» и выберите «Веб –квесты «Выберись из комнаты».
3. Выберите квест-комнату (платную/ бесплатную), которые отличаются по уровню сложности и количеству заданий
4. После выбора комнаты желательно сделать презентацию, так как разместить задания на данный момент можно только в виде картинок или музыкальных файлов.
5.Создавая презентацию, надо учитывать несколько моментов:
ü Все задания должны быть пронумерованы (задание 1, 2 и т.д), так как ученики могут их открывать в произвольном порядке.
ü ВАЖНО! Записать ответ на каждое задание в определенной последовательности, т.к. это ключ от двери. Ответом могут быть как числа, так и слова (на английском или русском языках)
ü Задание без номера-это последняя надпись, которая появляется при удачно пройденном квесте.
ü После
создания презентации ее необходимо сохранить в формате jpeg
ü Загрузите слайды на сайт, добавляя их по очереди
ü Введите ключ (последовательные ответы к слайдам) и дайте название игре
ü Квест создан! Сохраняется автоматически. Осталось перейти на вкладку для получения доступа
ü Ссылка на квест: https://www.Learnis.ru/275406/
Такие квесты можно использовать как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными или просто игровыми. На уроке можно использовать для работы с целым классом или в группах (при этом ссылка на игру может быть закодирована с помощью QR- кодера, например, http://qrcoder.ru/ )
В заключении хотелось бы пожелать всем успехов и творческого вдохновения! Спасибо за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.