Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету
Оценка 5

Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
преподавание
20.04.2022
Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету
Авторская программа
Авторская программа.doc

«Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету»

         О нетрадиционных формах ведения урока написано множество статей и пособий. Особенно  много их появилось в последние годы в связи с тем, что вследствие тотальной компьютеризации у школьников ослаб интерес к чтению и к книге как таковой. Это привело к тому, что учащиеся фактически перестали читать учебную литературу; как результат: снизилась культура монологической речи, понизился уровень осмысления прочитанного. Именно поэтому учителя вынуждены задействовать нетрадиционные формы проведения уроков. Таким образом, крылатая фраза Пуанкаре, о том, что предмет математики настолько серьёзен, что его не мешает сделать хоть немного развлекательным, верна лишь отчасти. И я, несмотря на свою приверженность к традиционным, классическим, фронтальным урокам   использую уроки - конференции, уроки - семинары, лабораторные работы, тематические игры, уроки с элементами мастерской. Этому во многом способствовало знакомство с богатым опытом учителей Московского района, таких как Зив Б.Г., Гольдич В.А., Буевич А.П., Рыскина М.В. и многих других.

            Кроме того, происходит модернизация процессов образования. Введение новых ФГОС в начальной школе способствовало изменениям в образовательном процессе в основной и средней школе. Постоянные изменения заданий и требований к итоговой аттестации в 9-ом классе (ГИА) и в 11-ом классе (ЕГЭ) привели к некоторой «нервозности» участников образовательного процесса. Именно поэтому разнообразные нетрадиционные формы ведения уроков математики способствуют не только повышению интереса к предмету, повышению качества образования, но и являются элементами «релаксации», улучшению микроклимата в классе и повышению жизненного тонуса.

 

1.Урок - конференция

Урок - конференцию целесообразно проводить как повторительно-обобщающий,  причем это можно делать и после какой- либо отдельной темы, и после изучения нескольких тем (по остаточным знаниям). Для проведения урока учеников класса можно разделить на группы. Для каждой группы сформулировать тему доклада, строго регламентировать время доклада, а в остальном предоставить полную свободу действий. Это позволит учащимся сделать компьютерные презентации своих докладов, привлечь к участию в выступлениях слабых учащихся, которым за их выступление непременно ставится хорошая оценка,  так как оценка всей группе ставится совокупно по участию каждого ученика.  Несомненно,  команда заставит выучить предложенный доклад любого неблагополучного учащегося, проверив его неоднократно, объяснит и спросит зачастую так, как не спросит учитель. После докладов, то есть пленарного заседания в рамках урока, обязательно необходимо провести проблемную часть урока, то есть подготовить практическую часть, где ученики реализуют на практике имеющиеся у них знания и умения. Обычно после конференции я выделяю урок для подведения итогов, дополнительного закрепления полученных знаний, а затем даю контрольную работу. По проведённой мною статистике результаты такой контрольной процентов на двадцать выше, чем при обычной форме изучения материала.

2.Урок- семинар

Уроки - семинары можно проводить как  для введения новых понятий, приобретения новых знаний, расширения кругозора, так и для обсуждения проблемных моментов. Примером первого типа семинарских занятий является, например, обсуждение параграфов, отмеченных значками (*).

Второй тип – это, например,  обсуждение различных способов доказательства теоремы Пифагора, или такая насущная в 11 классе проблема, как трансцендентные уравнения, приводимые к  квадратным, которая может быть вынесена на семинар при итоговом повторении курса.

3. Урок - лабораторная работа

Лабораторные работы по математике можно проводить, начиная с 5 класса. На  таких уроках дети учатся делать выводы, подтверждать или опровергать гипотезы, ставить эксперименты. Лабораторные работы по математике  готовят учащихся к проведению работ такого типа и приучают правильно оформлять работы по физике и химии.

Я провожу в 5 и 6 классах следующие лабораторные работы:

  1. Нахождение среднего арифметического,
  2. Нахождение световой площади помещения,
  3. Нахождение крутизны ступеней,
  4. Нахождение значения числа «π»,
  5.  Нахождение полезного объёма воздуха и пр.

Хорошо укладывается в лабораторные работы геометрический материал,

Например,  по теме «Площади многоугольников» можно составить очень интересные работы.

В  11 классе перед тем, как приступать к построению графиков с помощью производной, я провожу лабораторную работу, позволяющую обобщить знания о промежутках монотонности и экстремумах функции.

С моей точки зрения, именно лабораторные работы позволяют учащимся «подержаться за математику руками» и помогают ответить на извечный вопрос юных прагматиков: «Зачем нам это нужно?».

3. Урок - игра

Этот тип уроков хорошо разнообразит изучение «скучных тем». Но тут учитель должен проявить творческие способности для того, чтобы придумать игру. В Московском районе есть учителя, которые проводят уроки - сказки. Результаты бывают просто фантастическими: учащиеся с энтузиазмом решают примеры с дробями в 10 - 13 действий. Такие уроки – сказки, как «Сказка о единице», или «Сказка о геометрических фигурах», или «Сказка о биссектрисе угла», проходят «на одном дыхании» и имеют неизменно положительные результаты. Я пользуюсь также разработками сказок других учителей, например, уроком, созданным замечательным  учителем Дьяченко Л.А. «Игры с квадратными корнями». Особое место занимают уроки – игры «Морской бой», где участвуют две флотилии и, имея снаряды – задания, топят корабли противника. Изучение истории отважных кораблей и морская символика придают уроку романтику и связь с жизнью. В «Морской бой» играют с увлечением не только учащиеся 5-х, 8-х классов, но и выпускники 9-х и 11-х классов. Уроки – игры «Ёлочка, зажгись!» перед новым годом и «Умники и умницы» создают дополнительную атмосферу праздника на математике и вселяют уверенность в успехе обучения.

4.  Уроки с элементами мастерской

Уроки французской мастерской и уроки с элементами мастерских также являются уроками, прививающими интерес к предмету. Такие уроки предполагают большую подготовку со стороны учителя. Я,  для того чтобы научиться им, окончила годичные курсы АППО. Но, скажу честно, подготовка к проведению мастерских требует от меня серьёзной продуманности сценария проведения мастерской и подбора вопросов к обсуждению. Особенно интересно прошла мастерская по алгебре в 8-ом классе «Умствуй и поймёшь» с элементами логики и историческими фактами.

Разумеется, каждый учитель пользуется своими методическими приёмами, наработками, подходами к построению уроков, и мне думается, что при этом каждый из нас учится  сам постоянно. Ну, что ж такова наша замечательная профессия: быть открытыми для освоения новых методик, быть готовыми к обмену мнениями и к конструктивному диалогу друг с другом и с детьми.


Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету»

Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету»

После докладов, то есть пленарного заседания в рамках урока, обязательно необходимо провести проблемную часть урока, то есть подготовить практическую часть, где ученики реализуют на практике…

После докладов, то есть пленарного заседания в рамках урока, обязательно необходимо провести проблемную часть урока, то есть подготовить практическую часть, где ученики реализуют на практике…

Зачем нам это нужно?». 3. Урок - игра

Зачем нам это нужно?». 3. Урок - игра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2022