Использование «Облака слов» на уроках русского языка и литературы

  • docx
  • 13.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала _Облако слов.docx

Использование «Облака слов» на уроках русского языка и литературы

 

 

«Облако слов» – это эффективный инструмент для визуализации частоты слов в тексте, который можно использовать на уроках русского языка и литературы для различных целей: от развития навыков анализа и выделения ключевых идей до создания интересной обстановки для совместной работы.

 

Пользование интернет – сервисами значительно повышает информационные и организационные компетенции учителя и позволяет создать развивающую образовательную среду, делает «педагогический дизайн урока» современным и мажорным.

Необычно, забавно, весьма полезно для визуалов  использовать на уроке облако слов.

Облако тегов (Облачные теги, Облако слов) — это форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. 

Цели создания «облака слов»
1. Визуализация результатов работы
2. Освещение основных моментов выполненной работы

3. Представление информации и т.д. 

Универсальные учебные действия

  • Личностные – умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор
  • Регулятивные - умение организовать свою деятельность
  • Познавательные – умение логически мыслить
  • Коммуникативные - умение общаться, взаимодействовать с людьми

Преимущества «облака слов»

  • Визуальность
  • Простота использования
  • Доступность

Сервисов по генерации облака из слов в интернете существует предостаточно, я работаю в нескольких сервисах с понятным интерфейсом: Wordart и image chef.

В результате я поняла, что облако слов не просто еще одна интернет-безделица, а замечательный помощник учителю на уроке. Задание, предъявляемое детям в таком необычном виде, отлично мотивирует их к учебной деятельности. Особенно удачно складывается групповая и парная работа.

Этот нестандартный прием можно использовать на любом этапе уроке.

Примеры использования «облака слов»:

  • «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
  • «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
  • «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
  • «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений;
  • «Составьте предложения или рассказ» - используется как можно больше слов из облака;
  • «Реконструкция текста» – текст с пропусками восстановить на основе облака. 
  • Самостоятельная работа учащихся с учебной литературой. Ученики при работе с учебником или дополнительной литературой по предложенной теме выделяют наиболее важные слова (понятия) в текстах для составления определений, их запоминания и анализа. В дальнейшем они могут использовать составленные облака слов в качестве плана ответа или презентации.

И последнее замечание: создавать собственное облако слов - большое удовольствие. А видеть, как увлечены на уроке дети, - радостное душевное удовлетворение.


 

Скачано с www.znanio.ru