Педагогическая технология (от др.-греч. Τέχνη — искусство, мастерство, умение;λόγος— слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),
по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств),
по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),
- по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),
по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.
По своему определению «педагогическая технология» - это взаимосвязанная деятельность педагога и ученика при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности
По типу управления познавательной деятельностью технологии бывают:
-традиционные ( классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);
-дифференцированное ( система малых групп, система « репетитор»);
-программированное ( компьютерное, программное, система «консультант»).
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Квест-технология
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Динамические игры и паузы
Упражнения для глаз
Мимические упражнения.
Релаксация
Дыхательно-голосовые игры и упражнения
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические
Так, классификация игр по Г.К. Селевко включает следующие группы игр:
По области деятельности:
Физические, интеллектуальные, трудовые, социальные
и психологические.
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
Кейс-технология
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Кейс – технология – современная образовательная технология. В основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации.
Образовательная кейс-технология, где ученик получает определённый набор материалов и заданий имеет возможность спокойно над ними подумать, а потом сдать выполненную работу, очень эффективна
К методам кейс - технологий, активизирующим учебный процесс относятся:
1.Метод ситуационного анализа.
2.Метод инцидента («Обучаемые получают краткое сообщение об инциденте. Сообщение может быть письменным или устным по типу: "Случилось или произошло..."
Однако для принятия обоснованного решения обучаемым предлагается информация явно недостаточная, им необходимо прежде всего разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем, собственно, она состоит, что надо делать, что нужно знать для принятия того или иного решения.)
3.Метод ситуационно-ролевых игр;
4.Метод разбора деловой корреспонденции;
5.Игровое проектирование;
6.Метод дискуссии.
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.
Квест - это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Технология модульного обучения
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и консультировать.
Технология модульного обучения открывает широкие возможности для индивидуализации обучения. В дидактике принцип индивидуального подхода предполагает учёт таких особенностей учащегося, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. К таким особенностям в первую очередь можно отнести обучаемость, учебные умения, обученность и познавательный интерес.
ТРИЗ технологии в начальной школе.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - новая отечественная технология творчества, известная в настоящее время во многих странах. Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, нашла много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии и в других областях знания.
Основными целями ТРИЗ-образования является:
1) развитие творческих способностей;
2)активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
3) формирование качеств творческой личности.
ДА-НЕТКА
Универсальный приём технологии ТРИЗ.
Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет»
Пример
На уроке выполнялся синтаксический разбор предложения. Под берёзкой белеет пушистый ландыш.
В качестве дополнительного задания ребятам предлагается отгадать выбранное учителем слово из данного предложения с целью повторения сведений разных разделов языка. Мне задают вопросы:
В этом слове два слога? (нет)
Это служебная часть речи? (нет)
Это самостоятельная часть речи? (да)
Это слово отвечает на вопрос Какой? (да)
Приём «Ложная альтернатива»
Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или - или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Сколько будет 8 и 4 : 11 или 12 ?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
Столица России - Москва или Минск?
Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
Сколько в минуте секунд - 10 или 100?
ЛОВИ ОШИБКУ
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.
Литература. История. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
Незнайка просит помочь ему. Он написал письмо бабушке с ошибками.
Здраствуй, бабушка! Этим литом я пабывал на реке кама. Было очень интересно. я налавил много рыбы. Это и судак и окунь и ерш. кого только не встретиш на каме.отдых удался. А где отдыхали этим летом вы.
Прочитай письмо, легко ли вам было? Понятно ли то, что написано? Почему? Напиши письмо бабушке от имени Незнайки грамотно.
Прочитай письмо от Незнайки: здраствуйте, ребята! Сегодня даждливый день. Кажется, дождь никогда не закончиться! Асеннее небо мрачное. Но все же осень – красивое время года!. Обсудите, какие ошибки совершил Незнайка, легко ли читается текст? Напишите свой ответ Незнайке, не допуская ошибок, ведь мы должны показать Незнайке, как правильно пишутся слова.
Приемы «Морфологический ящик», «Создай паспорт».
Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, 3 класс)
Тема: «Характеристика героев рассказа К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».
Учитель:
- Назови главного героя произведения. (Воробей Пашка).
- Какие личностные качества соответствуют этому герою? (Смелый, сообразительный, верный, благодарный, и т.д.)
Дети перечисляют качества воробья, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик».
- Какой герой является противоположностью главному герою? (Ворона)
- Какие качества подходят этому герою? (Сварливая, хитрая, злая и т.д.)
Дети перечисляют качества вороны, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик».
- Поработаем в парах. Задача: создать паспорта двух противоположных героев – воробья и вороны.
«СИНКВЕЙН»
Алгоритм синквейна.
1 строка
-ключевое слово, определяющее синквейн.
2 строка
–два прилагательных, характеризующие данное понятие.
3 строка
–три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка
–фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5 строка
- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои
чувства, связанные с данным понятием.
Информационно – коммуникационные технологии.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы.
Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:
-мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки литературного чтения» для 1-4 классов;
дистанционные олимпиады и конкурсы;
уроки на основе авторских компьютерных презентаций;
-виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.