Использование природного материала
для развития мелкой моторики
Мелкая моторика – это координированные движения пальцев и кистей рук.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Применение природного материала для развития мелкой моторики даёт эффективный результат, так как работа с ним разнообразна и интересна. Дети с удовольствием втягиваются в процесс, в ходе которого помимо развития мелкой моторики развивается творческое воображение, внимание, наглядно-образное мышления, наблюдательность, память.
В качестве природного материала можно использовать семена подсолнуха, еловые шишки, кедровые орехи, каштан, желуди, иголки хвойных деревьев, кору, листья клена и березы, семена клена, пшено, фасоль, горох, косточки фруктов и ягод, апельсиновая, мандариновая кожура, песок, вода и т.д. Работа с природным материалом пробуждает в детях исследовательскую деятельность, чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Особое удовольствие получают дети, рассматривая результаты своего труда.
Упражнения с еловыми и сосновыми шишками
«Круговые движения»
На солнечной полянке,
В глуши лесной
Нашла я эти шишки.
Пойдѐм играть со мной.
Ребѐнку предлагается корзинку, в которой лежат шишки, и взрослый просит взять в руки одну шишку. Далее взрослый показывает и выполняет вместе с ребѐнком перекатывание шишки между ладонями. Ребѐнок выполняет движения самостоятельно, или с помощью.
Упражнения целесообразно сопровождать текстом:
«Как ёжик, колется сосна,
Её мне шишка не страшна,
Сосновую шишку в ладонях катаю,
С сосновою шишкой сейчас я играю».
«Перекатывание»
Перекатывание шишек между ладонями до появления чувства приятного тепла и лѐгкого покраснения ладоней.
Взрослый предлагает ребѐнку взять в руки большую шишку и произносит текст:
«Ёжики»
«Шишки, словно ёжики, колются чуть – чуть,
Покатать в ладошках шишку не забудь».
«Мишка с шишкою играет»
Мишка с шишкою играет,
Между лап еѐ катает,
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут.
Колются не больно,
Малыши
довольны.
«Сжимание»
Сжимание и разжимание шишек обеими руками одновременно или поочерѐдно правой и левой рукой. Ребѐнок выполняет упражнение
самостоятельно или вместе со взрослым, используя приѐм «рука в руке».
«Сильный мишутка»
Если, как мишутка,
сильным хочешь стать,
Надо в ручке шишку сильно – сильно сжать.
«Шишка в ладошках»
Шишку в ладошках я буду сжимать,
Буду я ручки свои укреплять.
Левой и правой, и сразу двумя,
Сделает шишка сильнее меня.
«Считаем пальчики»
Лѐгкие постукивания и вращательные
движения по кончикам пальцев
и ладони кончиками шишки.
«Раз, два, три, четыре, пять –
будем пальчики считать.
Шишке всё расскажем, пальчики покажем,
Каждый пальчик обойдём, снова мы считать начнём».
Упражнения и игры с желудями, горохом, орехами, крупой
Данные игровые упражнения помогают ребѐнку научиться удерживать в ладонях максимально большое количество природного материала, перекатывать между ладоней по одному или несколько плодов, доставать мелкие игрушки из наполненного плодами ведѐрка, «купать» кисти рук, сжимать и разжимать руки в ѐмкости с плодами (по типу сухого бассейна).
«Дождик»
На подносе или ѐмкости находятся плоды. Ребѐнок поочерѐдно или обеими руками одновременно захватывает руками плоды и выпускает их, имитируя дождик.
«Удержу всех больше горошка я в пригоршне,
Захвачу горошка побольше я в ладошку.
Удержу горошка я полные ладошки,
Ни одной не уроню, все в ладонях сохраню».
«Сжимание»
В крупе сжимаем руки в кулак, играем пальцами, пересыпаем сквозь пальцы. Показать ребѐнку, как можно пересыпать крупу из одной ладони в другую.
«Прятки»
На глазах у ребѐнка заройте какую-нибудь игрушку в песок. Попросите еѐ найти, откопать.
3. «Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.
Играйте и фантазируйте вместе с ребёнком! Успехов!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.