Использование приёма ассоциаций на уроке русского языка
Оценка 4.6

Использование приёма ассоциаций на уроке русского языка

Оценка 4.6
docx
01.06.2023
Использование приёма ассоциаций на уроке русского языка
Самарцева Использование приёма ассоциаций.docx

 

«Использование приёма ассоциаций на уроках русского языка»

 

 

Самарцева Людмила Васильевна

 

Введение

Цель: дать представление о роли приёма ассоциаций как приёма, способствующего улучшению качества усвоения учащимися учебного материала.

Задачи:

1. продемонстрировать эффективность приёма ассоциаций,

2. сформировать представление о позитивном влиянии приёма на усвоение учебного материала учащимися, развитие нестандартного мышления школьников, на формирование интереса к художественной литературе и искусству в целом,

3. изучить возможности использования приёма на уроках русского языка.

4. Сделать выводы.

Прогнозируемый результат:

Приём ассоциаций позволяет сформировать следующие компетенции:

1.      решение учебных задач на сформированность предметных и метапредметных умений: уметь определять роль лингвистического явления в устной и письменной речи, обогащать словарный запас учащихся (предметные результаты), анализировать эмоциональное состояние и чувства свои и окружающих и их характеризовать (личностные УУД), использовать знания в новых условиях, ситуациях; выстраивать логическую цепочку, выделять главное, определять роль лингвистического явления в тексте (познавательные УУД)

2.      способность к самоорганизации (регулятивные УУД)

3.      умение сотрудничать в коллективе (высказывать свою точку зрения, соотносить её с мнением одноклассников); (коммуникативные УУД)

4.      давать оценку собственной деятельности (рефлексия).

Обоснование выбора темы

      При подготовке заданий, упражнений для учащихся современный учитель стремится сохранять лучшие традиции образования и использовать инновационные формы работы с целью улучшения качества обучения. Гармонично сочетает в себе традицию и новаторство приём ассоциаций, который позволяет тренировать и развивать память учащихся.

      Учащимся по русскому языку приходится запоминать большой объем правил, орфограмм и слов-исключений, который не всегда они достаточно понимают. Поэтому информация нарастает в их головах как снежный ком, как следствие, они часто не знают, когда и какие знания применять на практике. Отсюда своеобразный эффект «забывчивости», когда после изучения сложного и довольно большого материала ученики откладывают его и в будущем не умеют воспользоваться им.

       Одним из способов развития долговременной памяти является ассоциативный метод.

Из истории вопроса

Что представляет собой приём ассоциаций?

Ассоциация — это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним. Термин введен Дж. Локком (1698). (Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.)

Со времен Аристотеля (считается, что именно он открыл законы образования ассоциаций) известны четыре вида ассоциаций.

1) По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое благодаря их временному или пространственному совпадению. Например: улей - пчелы, медведь - зима - берлога, зима - мороз - снег...

2) По сходству, по подобию, то есть похожее по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции... Например: мяч - арбуз, лимон - лимонад, снег - вата... По контрасту, то есть противоположное по каким-то свойствам. Например: добро - зло, гора - равнина, гора - ущелье, искры - снежинки...

3) Ассоциации по контрасту: день-ночь, рано-поздно

4) Ассоциации могут быть простыми, если они связывают между собой только два представления, и сложными, если одно представление объединяется со многими другими и образует ассоциативный комплекс.

        На самом деле, создание ассоциаций для запоминания — это целое искусство. Известный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842—1910) заметил: "Искусство хорошей памяти — это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить...".

«Таково свойство нашей памяти: лучше всего закрепляется всё самое яркое, необычное и волнующее. Когда ассоциация уже готова, её нужно представить, нарисовать зрительную картинку, «оживить сюжет», который придумали. Иначе это правило называется методом оживления» (Бабурина Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 253 г. Санкт-Петербурга «Использование метода ассоциаций на уроках русского языка»)

    Значительным фактором, влияющим на эффективность применения ассоциативного метода в учебной деятельности, является эмоциональность учителя — его мимика, жесты, выразительность речи. Важно помнить, что нельзя детям навязывать своих ассоциаций. Любая работа должна иметь определенную цель, активизировать познавательную деятельность и проводиться систематически.

Применение приема ассоциаций на разных этапах урока

Ассоциативный метод может применяться на уроке как на стадии вызова, так и в процессе работы для лучшего запоминания материала. Использоваться он может при изучении любой темы всех предметов программы. В некоторых случаях учитель может оговорить заранее, что приниматься к рассмотрению будут только слова, принадлежащие к определенной части речи — существительные, прилагательные, глаголы.

На этапе актуализации знаний может помочь эмоционально настроить учащихся на восприятие темы урока, на этапе организации совместной работы он используется для стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.

Рассмотрим применение приёма ассоциаций на примере одной темы. Например, на уроке  общеметодологической направленности в 6 классе по теме «Роль имён прилагательных в речи» на этапе актуализации знаний, психологически настраивая учащихся на работу, я предлагаю им продолжить ряды слов по АССОЦИАЦИИ.

НЕВЕСЁЛОЕ, УНЫЛОЕ / РАДОСТНОЕ, ХОРОШЕЕ…

Два ряда слов прогнозируют разное настроение, с которым ребята пришли на урок. Каждый учащийся выбирает один ряд и продолжает его в соответствии со своим настроением. Я прогнозирую ответы ребят:

НЕВЕСЁЛОЕ, УНЫЛОЕ (печальное, понурое, нежизнерадостное, печальное, кручинное, траурное, безрадостное, минорное, тоскливое, безотрадное, жалкое, горькое, прискорбное, жалостливое, горестное, плохое, пасмурное, скучное, скорбное, жалостное, сокрушенное, неутешительное, нерадостное, незабавное, щемящее, грустное)

РАДОСТНОЕ, ХОРОШЕЕ (благодушное, прекрасное, весёлое, шутливое, бодрое, беззаботное, мажорное, приподнятое, оживлённое)

Учащиеся называют записанные слова, по желанию могут объяснить своё настроение.

На следующем этапе урока, мотивационно-целевом, прошу назвать эти слова и задаю вопросы: «Слова какой части речи помогли описать настроение? А можно было обойтись без прилагательных? Почему?»

На этапе проектирования после чтения стихотворения предлагаю ребятам классифицировать прилагательные по настроению. После работы с текстом формулируется вывод в коллективном обсуждении о том, какую роль сыграли прилагательные в тексте?

На этапе операционно-деятельностном, работая с художественным текстом и репродукцией картины, учащиеся приходят к выводу по теме урока, говорим мы в этом случае и о настроении, переданном художниками слова и кисти.

На этапе рефлексии предлагаю учащимся оценить свою работу, заполнив лист самооценки, вопросы в котором соотнесены со степенью удовлетворенности учащихся своей работой на уроке. Занятие заканчивается вопросом о том, изменилось ли настроение учеников к концу урока. Особое внимание уделяю тем учащимся, кто пришёл на урок с плохим настроением.

Разноуровневое домашнее задание также позволяет выполнить его, учитывая способности, заинтересованность, настроение учащихся.

Заключение

Предложенный мною пример работы с приёмом ассоциаций позволяет сделать урок интересным, продуктивным, помогает решать учебные задачи на сформированность предметных и метапредметных умений. Ассоциативные приемы обучения базируются на принципах наглядности, доступности и систематичности, позволяют перейти от непосредственных  детских ощущений и восприятий через их анализ и синтез  к представлениям и понятиям.

Результатами работы данного метода являются:

1.     творческая активность детей;

2.     раскрепощение личности каждого ребёнка;

3.     создание ситуации успеха;

4.     обогащение словарного запаса;

5.     развитие логического мышления;

6.     улучшение памяти учащихся;

7.     приобретение опыта работы в группах, в парах, самостоятельно;

8.     усиление мотивации в обучении.

Список использованной литературы

1.     Е.С.Квашнина Использование приёма ассоциаций на уроках русского зыка при изучении словарных слов.- Режим доступа: cyberleninka.ru

2.     Блог Инны Николаевны Евсейчик Из опыта работы учителя литературы. Статья «Дидактические приёмы работы на уроках литературы».- Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

4.     А.Г. Асмолов, О. А. Карабанова Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010.

5.     Зеленова И.Л. Метод ассоциации – один из способов реализации инновационных подходов в обучении младших школьников. Школа цифрового века «Первое сентября». – Режим доступа: открытый урок.рф

6.     Бабурина Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 253 г. Санкт-Петербурга «Использование метода ассоциаций на уроках русского языка». – Режим доступа: https://pedportal.net


 

7.     Скачано с www.znanio.ru

Использование приёма ассоциаций на уроках русского языка»

Использование приёма ассоциаций на уроках русского языка»

УУД) 4. давать оценку собственной деятельности (рефлексия)

УУД) 4. давать оценку собственной деятельности (рефлексия)

По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое благодаря их временному или пространственному…

По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое благодаря их временному или пространственному…

Любая работа должна иметь определенную цель, активизировать познавательную деятельность и проводиться систематически

Любая работа должна иметь определенную цель, активизировать познавательную деятельность и проводиться систематически

РАДОСТНОЕ, ХОРОШЕЕ (благодушное, прекрасное, весёлое, шутливое, бодрое, беззаботное, мажорное, приподнятое, оживлённое)

РАДОСТНОЕ, ХОРОШЕЕ (благодушное, прекрасное, весёлое, шутливое, бодрое, беззаботное, мажорное, приподнятое, оживлённое)

Результатами работы данного метода являются: 1

Результатами работы данного метода являются: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2023