Использование проблемно – деятельностного метода обучения в практике учителя начальных классов.
Проблемно - деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно – познавательную деятельность.
Особенность метода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Данный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Много лет я работаю по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Мне всегда интересно все новое в образовании.
Представлю вашему вниманию одну технологию, которая основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создает условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости.
А погрузиться в эту технологию вы мне все поможете, согласны? Тогда начнем!
Конспект занятия.
Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.
Главная задача этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка ребёнка, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума.
Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем – он становится Мастером.
Над разработкой этой системы трудились французские педагоги и психологи, официальным же названием этого коллектива единомышленников стало – «Французская группа нового образования». Министерство образования Франции признало эту группу в 1984 году. В начале 90-х эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности.
Девиз французских мастерских – «Делай по-своему».
Принципы и правила ведения мастерской
• Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.
• Право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.
• Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы "педагогики успеха". Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
• Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской; во-вторых, в праве не участвовать на этапе "предъявления продукта"; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
• Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочно-сти в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.
• Диалоговость, как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам.
• Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого "продукта" каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д.
• Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу "на равных" с участниками — например, в мастерской творческого письма.
Задачи технологии творческих мастерских:
· Активное восприятие учащимися учебного материала;
· Творческое осмысление учебного материала;
· Саморазвитие ученика;
· Повышение интереса к процессу обучения;
· Развитие креативности;
· Повышения уровня грамотности;
· Повышение навыков аргументированного разговора и письма.
Типы мастерских
Технология педагогических мастерских предполагает последовательную реализацию семи последовательных этапов.
Первый этап мастерской – индукция, предполагает создание мотивационной базы для активной творческой работы ученика. Создается эмоциональный настрой, мотивирующий творческую деятельность, включающий чувства, подсознание, формирующий личностное отношение к предмету обсуждения.
Для этого применяется индуктор - слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок и т. д. - все, что может вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Второй этап- самоконструкция, предполагает переход от чувств, эмоций к реальным действиям. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Каждый работает самостоятельно. При индивидуальной работе у каждого есть возможность сосредоточиться, поискать собственное решение, не испытывать влияние других.
На третьем этапе осуществляется социоконструкция. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет ученику сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъектного опыта партнеров.
Четвертый
этап - социализация – это соотнесение учениками
или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или
микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов
труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы
сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет
учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
На пятом этапе организуется афиширование работ учеников и педагога, «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная цель этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта. Задача педагога на этом этапе – учить детей видеть хорошее, новое, позитивное, уникальное в работах своих товарищей, а замечания высказывать в форме рекомендаций.
Шестой этап – это разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого
процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего
знания, побуждение к новому углублению в проблему.
Результат этого этапа – инсайт (озарение).
И, наконец, седьмой этап - рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности,
это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств,
возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли,
собственного мироощущения.
Основная задача педагога в творческой мастерской — помочь детям обрести
ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповторимую
форму самовыражения в творческом акте, импульсом к которому может послужить
яркое эстетическое впечатление.
Таким образом, технология мастерских является одной из технологий проблемно –
деятельностного метода, способной воспитать ученика – исследователя, ведущего
самостоятельный поиск, делающего собственные открытия, решающего
возникающие проблемы, принимающего сложные решения и несущего за них ответственность.
Приложение.
Французские учителя группы Нового Образования об опыте работы мастерской.
Однажды маленький мальчик отправился в школу.
Это был еще маленький мальчик,
А школа была очень большая.
Но когда маленький мальчик понял,
То можно попасть в класс прямо через дверь во дворе.
Он почувствовал себя свободным,
А школа уже не выглядела такой большой.
Учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать».
Он любил рисовать. Он взял свою коробку карандашей и начал рисовать.
Но учительница сказала: «Подождите, еще не время начинать».
«Теперь,- сказала учительница,- мы будем рисовать цветы».
«Здорово!»- воскликнул маленький мальчик.
Он любил рисовать цветы.
И он начал рисовать великолепные цветы
Розовым, оранжевым и синим карандашами.
Но учительница сказала: «Подождите, я вам покажу, как нужно делать!»
И она нарисовала красный цветок с зеленым стебельком.
Маленький мальчик посмотрел на цветок, нарисованной учительницей,
Затем посмотрел на свои цветы.
Ему больше нравились свои цветы.
Но он этого не сказал.
Он просто перевернул листок и нарисовал такой же цветок.
Но родители мальчика переехали,
И ему пришлось также поменять школу.
Эта школа была еще больше, чем прежняя.
В первый день учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать».
«Ура!» - подумал мальчик.
И начал ждать, когда учительница скажет, как делать.
Но учительница ничего не сказала.
Она просто прогуливалась по классу.
Она пошла к маленькому мальчику и сказала:
«Ты не хочешь рисовать?»
«Хочу, - ответил мальчик. А что нужно рисовать?»
«Я не знаю, пока ты этого не нарисуешь». – ответила учительница.
«А как я буду рисовать?» - спросил мальчик.
«Как хочешь.»- сказала учительница.
« И не важно, каким цветом?»- спросил мальчик.
«Не важно, каким цветом,- ответила учительница.
Если бы все сделали один рисунок,
Как бы я узнала, кто что нарисовал и чей это рисунок.»
«Я не знаю.»- сказал малчик.
И он начал рисовать красный цветок на зеленом стебле.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.