Использование проблемных задач на уроках русского языка при изучении раздела «Словообразование» в начальной школе
Оценка 4.9

Использование проблемных задач на уроках русского языка при изучении раздела «Словообразование» в начальной школе

Оценка 4.9
docx
18.06.2021
Использование проблемных задач на уроках русского языка при изучении раздела «Словообразование» в начальной школе
статья.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Изучение морфем влияет на развитие навыков правильного написания слов. Это объясняется тем, что основной принцип орфографии – морфологический. Поэтому на любом уроке русского языка перед педагогом возникают вопросы, а именно, как помочь ребенку грамотно писать и добиться качественных результатов обучения детей правилам правописания.

Уровень грамотности учеников начальных классов является одной из самых острых проблем образования сегодня. Культура речи представляет своего рода «одежду мысли», по которой, как правило, сразу определяют уровень образованности человека.

Если взглянуть внимательно на то, как пишет ребенок, можно заметить, что у него данное действие устроено так же, как у взрослого, только «образы слов» у него не такие «прочные», как у взрослого, и ввиду этого ему необходимо все время применять два других способа решения орфографической задачи (подбор проверочного слова и словарь).

Стоит отметить, что как при подборе проверочных слов, так и при пользовании словарем, можно наблюдать постоянное пополнение того запаса «образов слов», содержащихся у ребенка в памяти. Другими словами, очевидно, что способ письма по памяти в некоторых случаях представляет собой результат использования ранее двух других способов проверки орфограмм.

Культура речи как область языкознания формировалась на протяжении долгого времени и в разных вариантах. Она начинается в работах ученых М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Я.К. Грота. Выделение культуры речи как самостоятельного направление языкознания относится к 20-м гг. ХХ в., в основании данного направления лежит интеграция таких наук как, лингвистика, риторика и стилистика.  Нормативная отрасль культуры речи, которая обладает мощной опорой, активно развивалась и дальше.

Не только деятельность человека и его мышление требуют уместности, внимательности, бережности, но также и слово должно отвечать вышеописанным требованиям. Данные требования осуществятся лишь при полном усвоении языковых норм. Языковые нормы формируются на основе внутренних законов языковой системы. На характерных чертах языковых законов основываются звуковая система языка, богатство языка, семантика слова и грамматическое строение языка.

Словообразование, являющееся неотъемлемой частью грамматического строения языка, нуждается в системном мышлении, т.е. оно обучает сравнению, сопоставлению, обобщению; нуждается в понимании общих закономерностей словообразовательного процесса; требует аргументированности выводов, а также осмысленности производимых действий при морфемном и словообразовательном анализах.

Сегодня многие педагоги и ученые едины в том мнении, что традиционные формы обучения при изучении раздела «Словообразование» уже устарели, чтобы суметь занять внимание детей на сегодняшний день. В первую очередь, детей необходимо удивить и заинтересовать. Тем не менее, это сделать не так просто. Для осуществления данной цели учителю следует помочь каждому ученику почувствовать, что он причастен к предмету. Последние несколько лет можно наблюдать целенаправленные поиски и активное использование методик, качественно повышающих эффективность самого обучения. Стоит сказать, - что значительная роль в этом отведена технологиям проблемного обучения.

Технология проблемного обучения предполагает организованный учителем процесс усвоения нового материала, взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения. Сегодня имеется много методических работ, которые посвящены проблемному обучению. Однако трудности, с которыми сталкиваются каждый год учителя русского языка остаются актуальными. Так, среди них можно выделить низкую мотивацию учеников к учению, и как результат – невысокий уровень знаний по предмету.

Проблемное обучение предполагает включение (на уроках по ФГОС) учителем проблемных ситуаций и проблемных задач, в ходе решения которых младшие школьники проявляют активность и самостоятельность изучения тематического материала. Результатом работы младших школьников по разрешению проблемных ситуаций является «творческое овладение профессиональными знаниями и умениями, овладение активными мыслительными возможностями. В качестве условий успешности обучения можно назвать проблематизацию учебного материала, активность ребенка, связь обучения с жизнью».

Стоит отметить, что для педагогики не ново обращение к проблематизации обучения, тем не менее, данный вопрос по-прежнему актуален. Проблемное обучение интересовало таких известных педагогов как Сократ, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. Существующие этапы становления проблемного обучения мы предлагаем рассмотреть более подробно.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. в работах А.Я. Герда, А.П. Тинкевича, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова можно было найти отражение исследовательского метода обучения, который был основан на приемах формирования познавательной самостоятельности детей. В российской педагогике второй половины ХХ в. разные подходы к организации процесса проблемного обучения были описаны в работах А.М. Матюшкина, И.Я. Лернера, Т.И. Ильина, А.В. Брушлинского и др.

Стоит отметить, что проблемное обучение – это одно из ценных достижений в современной дидактике. Данная идея приобрела широкое распространение в СССР с конца 60-х гг. XX в., благодаря работам В. Оконя и М.И. Махмутова, которых многие считают основоположниками этого направления. В своих научных трудах В. Оконь и М.И. Махмутов разработали и описали проблемное обучение как целостную систему.

Стоить отметить, что их исследования отличаются креативностью, творческим подходом к проблеме организации проблемного обучения.  Данные наработки, стоит указать, являлись продолжением идей Дж. Дьюи, который считал, что обучение должно быть реализовано посредством разрешения проблем, а также эти наработки основывались на положениях К. Дункера, О. Зельца, A.M. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна и др. о проблемном мышлении, его фазах, характерных чертах появления любой мысли в проблемной ситуации.

  Безусловно, проблемное обучение, несмотря на быстрое развитие педагогики как науки, точнее, его развитие, пока еще не завершено и остается за пределами разных классификаций.

Актуальность технологии проблемного обучения можно обусловить становлением и формированием положительного уровня учебной мотивации детей, их познавательных потребностей, что достигается разрешением появляющихся вопросов, создании ситуаций проблемности на уроке. При решении возникшей проблемы у обучающихся появляется постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми умениями, навыками, способами действий.


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ

Нормативная отрасль культуры речи, которая обладает мощной опорой, активно развивалась и дальше

Нормативная отрасль культуры речи, которая обладает мощной опорой, активно развивалась и дальше

Так, среди них можно выделить низкую мотивацию учеников к учению, и как результат – невысокий уровень знаний по предмету

Так, среди них можно выделить низкую мотивацию учеников к учению, и как результат – невысокий уровень знаний по предмету

Стоить отметить, что их исследования отличаются креативностью, творческим подходом к проблеме организации проблемного обучения

Стоить отметить, что их исследования отличаются креативностью, творческим подходом к проблеме организации проблемного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2021