Использование различных форм обучения в процессе развития речи дошкольников
Оценка 4.6

Использование различных форм обучения в процессе развития речи дошкольников

Оценка 4.6
docx
21.12.2022
Использование различных форм обучения в процессе развития речи дошкольников
Использование форм обучения в процессе развития речи детей дошкольного возраста.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Использование различных форм обучения в процессе развития речи

детей дошкольного возраста

 

 

 

Разработчик – Попова С. В.,

                    преподаватель филологических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Николаевск-на-Амуре

2022

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Теоретические основы организации развития речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….5

1.1 Понятие речи как формы общения и её функции………………………….….5

1.2 Характеристика основных периодов развития речи дошкольников…………………………………………………………………….….8

2 Непосредственно образовательная деятельность и игра как формы речевого развития детей дошкольного возраста………………………………....................11

2.1 Значение НОД по развитию речи и её специфика…………………………...11

2.2 Виды игровой деятельности в процессе речевого развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………...16

Заключение …………………………………………………………………………24

Список использованных источников………………………….…………………..26

Приложение ………………………………………………………………………...27

 

 

 


 

Введение

 

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе[1].

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. 

Дошкольное обучение и воспитание как первый уровень системы непрерывного образования создаёт условия для речевого развития ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном меняющемся мире.

Совершенствование речевой деятельности в дошкольных учреждениях осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и на специально организованных занятиях.

Обеспечиваются условия для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками. С одной стороны, содержание и форма отношений подчиняются потребностям регулирования поведения воспитанников в режимных моментах. С другой стороны, необходима специально организованная деятельность детей с целью обеспечения усвоения необходимых речевых средств.

Принимая во внимание теоретическое и практическое значение данного вопроса, я считаю, что проблема использования различных форм обучения в процессе развития речи детей является актуальной.

Актуальность выбранной темы определяет цель исследования: изучение особенностей использования различных форм обучения в процессе развития речи детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности использования различных форм обучения в процессе развития речи детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы организации развития речи у детей дошкольного возраста;

2. Раскрыть понятие речи как формы общения, её функции и основные периоды развития;

3. Проанализировать НОД и игровую деятельность как формы речевого развития детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение.

Структура курсовой работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух теоретических глав, заключения, списка литературы и приложения.

Теоретическая значимость работы состоит в обобщении материала по данному вопросу, выстраивание системного взгляда на процесс развития речи детей дошкольного возраста в рамках использования различных форм обучения в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

 

1 Теоретические основы организации развития речи у детей дошкольного возраста

 

1.1 Понятие речи как формы общения и её функции

 

 

Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи.

1) Речь - это наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.

2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи.

3) Речь предоставляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.

Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.

Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.[11,c.96]

Речь автономная детская. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых. По своей форме «слова» ее являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды (например, «коко» вместо «молоко», «кика» вместо «киска» и пр.).

Характерными особенностями являются:

1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность;

2) своеобразный способ «обобщения», основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета (например, одним словом «кика» могут обозначаться все мягкие и пушистые вещи - шуба, волосы, плюшевый мишка, кошка);

3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами.

Автономная детская речь может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая «подстраивание» под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррекции автономной детской речи. Особенно развитые и затяжные формы автономная детская речь может принимать у близнецов или в замкнутых детских группах. В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей.

Речь внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, при мысленном планировании, запоминании. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.

Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной деятельности человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи - разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно этот разговор обеззвучивается, синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю - речь для себя и про себя.

Речь эгоцентрическая. Состоит в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне зависимости от присутствия собеседника.

Ж. Пиаже характеризовал ее как:

а) речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию);

б) речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.

В настоящее время существует относительно устоявшееся отделение эгоцентрической речи от «речи для себя» (privatespeech) как другого феномена речевого развития ребенка. Понятие эгоцентрической речи связано с эгоцентрическим характером интеллектуальной позиции ребенка, неспособного учитывать точку зрения слушающего. «Речь для себя» образуют высказывания, не имеющие намеренной коммуникативной направленности, не адресованные кому-либо и не предполагающие знаков понимания со стороны слушающего. «Речь для себя» полифункциональна: в некоторых случаях может служить средством непрямого обращения ко взрослому в целях привлечения его внимания; основная ее функция связана с регуляцией деятельности самого ребенка - созданием плана отображения в речи собственных действий, планирования собственных действий. Роль «Речи для себя» в психическом развитии ребенка состоит в соотнесении формирующихся значений слов с предметным содержанием действий.

Таким образом, функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе [5, c.79].

 

1.2 Характеристика основных периодов развития речи дошкольников

 

 

Известный русский писатель К. Аксаков сказал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Это воссоздание идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни ребенка. С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. [8,c.10]

Первый год жизни, несмотря на то, что у ребёнка обычной речи нет, очень важен для его психического развития, особенно тех функций, которые связаны с формированием речи. В этот период у детей появляются и обогащаются предречевые средства коммуникации и выражения психофизического состояния: это крик с различной интонационной окраской, гуление в моменты эмоционального общения ребёнка со взрослыми, появляющийся в период освоения функции сидения в четыре-пять месяцев, лепетная речь, характеризующаяся построением звукокомплексов, слогов и отдельных слов, тесно связанная с ритмическими движениями ребёнка. К концу первого года появляются первые осмысленно произнесённые слова, при этом понимание обращенной речи у ребенка значительно шире объема произносимых им десяти-двенадцати слов.

Возраст одного года-полутора лет считается первым критическим периодом в развитии речи ребёнка. В этом возрасте отмечается интенсивное развитие корковых речевых зон, формируются предпосылки речи, складываются основы коммуникативного поведения, движущей силой которого является потребность в общении.

У ребёнка появляется больше возможностей для освоения окружающего пространства, разнообразных действий с предметами, игрушками. Взрослым следует умело использовать развивающий потенциал окружающей среды, тех условий, в которых воспитывается ребёнок. От этого зависит увеличение объема речевых навыков, речевая активность ребёнка, его общее развитие. Пожалуй, самым важным средством языкового развития ребёнка является речь родителей, близких людей. Дети осваивают речь в процессе подражания: они подражают артикуляции, мимике, бессознательно перенимают ту речь, которую слышат от окружающих, даже её дефекты. Это следует учесть в воспитании ребёнка раннего возраста. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием нормального его психического, интеллектуального развития. Особое внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях необходимо, потому что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.

Второй период особой чувствительности речевой функции относится к двум с половиной - трём годам. В это время ребёнок активно овладевает фразовой речью, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. Развёрнутая речь, реализация ребёнком речевого замысла сопровождается психическим и эмоциональным напряжением. Это может приводить к паузам в высказывании, повторению отдельных слогов, слов, словосочетаний. Могут наблюдаться учащение дыхания, мышечное напряжение, а также особенности поведения: некоторое упрямство, негативизм и другие. Взрослые, конечно, должны учитывать в ходе индивидуального общения трудности ребёнка, проявлять терпение, не делать резких замечаний. Ребёнок достаточно понятно для окружающих может выразить словами, предложениями, в коротком высказывании свои желания, наблюдения, а также хорошо понять обращённую к нему речь. При этом ребёнок нуждается в ощущении эмоционального участия близких в его жизни, в проявлении искреннего интереса взрослых к его занятиям, в совместной со взрослым деятельности и, конечно, поддержке и одобрении. Психологический комфорт, удовлетворение взрослыми детских познавательных потребностей способствует формированию у ребёнка культурного поведения, в том числе и речевого. Кроме коммуникативной и познавательной функций речь выполняет функцию регулятора поведения. С помощью регулирующих поведение слов: «нельзя», «можно», «надо», - ребёнок усваивает и понятия «хорошо», «плохо». Слово «можно» разрешает добрые, хорошие поступки на пользу окружающим; слово «надо» настраивает ребёнка на волевые усилия, преодоление внутренних трудностей.

В процессе воспитания ребёнка взрослым следует помнить, что слово «нельзя», глаголы-приказания должны усваиваться без отрицательных эмоций, тогда благоприятной, развивающей и воспитывающей домашней среде и в детском саду ребёнок воспримет и поймёт таки слова родного языка, как доброта, забота, отзывчивость, правдивость, скромность, трудолюбие и научится вести себя в соответствии с нравственными требованиями.

Третий период особой чувствительности речевой системы (критический период) касается возраста пяти с половиной – семи лет. В этом возрасте интенсивно развиваются все функции речи, особенно коммуникативная, познавательная. Ребёнок активен в игровой, изобразительной, музыкальной, речевой деятельности, труде, общении. Он осваивает правила коммуникативного поведения, в развёрнутых высказываниях правильно использует лексико-грамматические и произносительные средства. Ребёнок в этом возрасте крайне чувствителен к качеству речевых образцов, замечает недочёты, грубость в речи окружающих, переживает по поводу несовершенств (дефектов) собственной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему в связи с началом обучения, освоения письма и чтения [4,c.76].

2 Непосредственно образовательная деятельность и игра как формы речевого развития детей дошкольного возраста

 

2.1 Значение НОД по развитию речи и её специфика

 

 

В условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Обучение родному языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков [7,c.14].

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей. Необходимость такой формы обучения определяется рядом обстоятельств.

Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи программы. Нет ни одного раздела программы, где бы не существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности. А. П. Усова считала, «что процесс обучения вносит в речевое развитие детей такие качества, которые в обычных условиях развиваются слабо». Прежде всего, это фонетические и лексико-грамматические обобщения, которые составляют ядро языковых способностей ребенка и играют первостепенную роль в усвоении языка, звуков, словопроизношении, построении связных высказываний и др. Не у всех детей стихийно, без целенаправленного руководства взрослого, развиваются языковые обобщения, а это приводит к отставанию в их речевом развитии. Некоторые дети овладевают лишь элементарными формами разговорной речи, затрудняются в ответах на вопросы, не умеют рассказывать. И напротив, в процессе обучения они приобретают способность задавать вопросы, рассказывать. Занятия помогают преодолевать стихийность, решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности.

На занятиях внимание ребенка целенаправленно фиксируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания. В повседневной жизни исправление речи не дает желаемого результата. Дети, увлеченные какой-либо другой деятельностью, не обращают внимания на речевые образцы и не следуют им.

В детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речевого общения с каждым ребенком, что может приводить к задержкам речевого развития детей. При методически правильной организации занятия в известной мере помогают компенсировать этот дефицит. В процессе НОД помимо воздействия воспитателя на речь детей происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.

Основная деятельность на занятиях по развитию речи – речевая. Этим они отличаются от других НОД. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.

Своеобразием многих занятий по родному языку является внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т.д.). Такая активность представляет трудность для детей дошкольного возраста, поскольку требует произвольного внимания и торможения желания высказаться.

Результативность занятий по родному языку определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие речевых навыков и умений [6, с. 72].

Занятия по развитию речи могут быть классифицированы следующим образом, в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия:

занятия по формированию словаря (ознакомление со свойствами и качествами предметов);

занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра «Угадай, чего не стало» – образование существительных множественного числа род. падежа);

занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),

занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),

занятия по ознакомлению с художественной литературой.

В зависимости от применения наглядного материала:

занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

В зависимости от этапа обучения, т.е. от того, формируется речевой навык (умение) впервые закрепляется и автоматизируется, производится выбор методов и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используются совместное рассказывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах – план рассказа, его обсуждение и др.)

Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка. Исследования, выполненные под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, привели к переосмыслению их сущности и роли. Имеется в виду не простое сочетание отдельных задач, а их взаимосвязь, взаимодействие, взаимное проникновение на едином содержании. Принцип единого содержания является ведущим. «Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным»

Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи. Центральное место на занятии отводится развитию монологической речи. Словарные, грамматические упражнения, работа по воспитанию звуковой культуры речи связаны с выполнением заданий на построение монологов разных типов. Объединение задач на комплексном занятии может осуществляться по-разному: связная речь, словарная работа, звуковая культура речи; связная речь, словарная работа, грамматический строй речи; связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильная речь.

Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей. Методика, применяющаяся на таких занятиях, обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей независимо от их индивидуальных способностей. У ребенка развивается поисковая активность в сфере языка и речи, формируется лингвистическое отношение к речи. Обучение стимулирует языковые игры, саморазвитие языковой способности, проявляющееся в речевом и словесном творчестве детей.

Занятия, посвященные решению одной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.

Например, занятие по обучению правильному произношению звука ш может включать: а) показ и объяснение артикуляции, б) упражнение в произношении изолированного звука, в) упражнение в связной речи – пересказ текста с часто встречающимся звуком ш, г) повторение потешки – упражнение на отработку дикции.

Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: чтение рассказа о птицах, коллективное рисование птиц, рассказывание детей по рисункам.

По количеству участников можно выделить занятия фронтальные, со всей группой (подгруппой) и индивидуальные. Чем меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальным и подгрупповым занятиям. Фронтальные занятия с их обязательностью, запрограммированностью, регламентированностью не адекватны задачам формирования речевого общения как субъект-субъектного взаимодействия. На начальных этапах обучения нужно использовать другие формы работы, обеспечивающие условия для непроизвольной двигательной и речевой активности детей.

При планировании НОД определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности:

- восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки);

- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы);

- словесные приемы - образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация.

Выбор приемов работы обусловлен содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми.

 

 

2.2 Виды игровой деятельности в процессе речевого развития детей дошкольного возраста

 

 

Игра- это наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний.

Игра создает благоприятные условия для развития речи, обогащения словаря, знакомства с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности, воображения, самостоятельности. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить [2,c.23].

1) Сюжетно - ролевая игра одна из первых видов детской игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем слоненка, идем в гости, варим суп и т.д.). В таких играх ребенок выражает свои эмоции и чувства, что в определенной мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями. Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнера по игре. Если ребенок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребенком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребенка, его индивидуальные особенности и игровые интересы. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама наливает чай»; «Шофер едет на машине». Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. «Я буду мама, а ты моя дочка», - говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. «Это у нас шофер», - решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль. Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам, а также по сюжетам литературных произведений (сказки «Колобок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Айболит» К. Чуковского).

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Примерами таких игр могут быть следующие: «День рождения куклы», где все дети танцуют и поют; «Поезд», где все дети - пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у «продавца». В указанные игры дети вовлекаются постепенно [9,c.69].

Педагог формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка - градусник, кубик - мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх.

Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

2) Игры с правилами

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком лёгкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если по своей сложности игры не соответствуют возрасту детей, то они не могут в них играть и наоборот - слишком лёгкие задачи не возбуждают у них умственной активности. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.

Дидактические задачи разнообразны. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Игровые правила определяют, что и как надо делать в игре каждому ребенку, указывают пути достижения цели. Правила в игре разнообразны: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Например, в игре «Что изменилось?» игровое правило заключается в том, что отвечает только тот ребенок, кого назовет матрешка-мама, и отвечать надо громко; в игре «Чудесный мешочек» игровое правило – предмет из мешочка можно достать только после того, как правильно его назовешь и т. д. Правила носят обучающий, организующий и дисциплинирующий характер и чаще всего соединены между собой. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развёртывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. В ходе дидактических игр воспитатель развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает, выдержу. Например: воспитатель предлагает детям дидактическую игру для расширения словарного запаса и развития быстроты реакции (педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных, дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает).

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относят: конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки и т.п. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций. Например - складные картинки из кубиков или разрезанных кусочков картона, парные картинки - найти одинаковые картинки, различия на почти одинаковых картинках.

Словесные игры в словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а представление - это все равно что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления. В эту группу входит большое количество игр типа «Похож - не похож», «Отвечай быстро» и другие. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Отметим также, что в игры по правилам иногда включают музыкальные игры. Такие игры развивают музыкальный слух, чувство ритма [10,c.64].

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность -  комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

В речевом развитии ребенка подвижные игры имеют исключительное педагогическое значение. Ряд ученых отмечают, что в основе игры обычно лежат унаследованные от прошлого, но приспособленные к современным условиям традиции [12,c.110].

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей.

Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей детей (как физических, так и речевых), с пониманием задач каждого этапа образовательного процесса.

Подвижные игры, используемые в работе с детьми, можно разделить на три условные категории:

-способствующие развитию фонематического восприятия;

-направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;

-для активизации словарного запаса.

Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчёлки», цель которой развитие фонематического восприятия, педагог сможет решить её задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твёрдости и мягкости.

Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить количество повторений на разном материале. Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три», «Птички в гнёздышках» педагог закрепляет умение детей делить слова на слоги.

Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр – заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую дошкольники изучают на занятии. Подвижные игры, объединённые с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы.

Объяснение игр требует от педагога серьезной подготовки, эмоциональной выразительности, умение пробудить у детей интерес к игре. Прежде чем педагог предложит игру, он должен заблаговременно познакомить детей с ее элементами, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.

Перед детьми ставится игровая цель, определяются игровые правила и сигналы. Важно раскрыть последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и атрибутов. Объясняя игру, педагог не должен отвлекаться, делая замечания детям. С помощью вопросов проверяет, все ли дети поняли игру. В младшей группе игра объясняется поэтапно, т. е. в процессе игры, в старшей – перед началом игровых действий.

Подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, формирует физические навыки, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно в игре- ведущей деятельности ребенка - происходит обогащение, развитие всех сторон речевой деятельности дошкольника [12,c.115].

 

 

 

Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели особенности использования различных форм обучения в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Теоретическая значимость работы состоит в обобщении материала по данному вопросу, выстраивании системного взгляда на процесс развития речи детей дошкольного возраста в рамках использования различных форм обучения в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием нормального психического, интеллектуального развития дошкольника. Особое внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях необходимо, потому что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.

Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи.

Для плодотворного речевого развития нужно проводить обучение на специальных занятиях.

Речевые занятия могут оказывать большое влияние на эстетическое воспитание детей. Педагог осуществляет эстетическое воспитание не только при ознакомлении дошкольников с объектами внешнего мира и путем создания соответствующей обстановки, но в первую очередь средствами самого языка — его образным строем, музыкальностью, художественным словом.

На занятии педагог активно формирует у ребенка разговорный язык, становление и развитие всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Очень важно поддерживать у ребенка желание учиться, научить его делиться своими знаниями с товарищами. Но для того, чтобы дети лучше усваивали знания, в качестве детских видов деятельности определяют игру как одну из форм обучения развития речи.

Игра создает зону ближайшего развития и сама выступает источником развития. Поэтому игра может по праву считаться наиболее эффективным способом развития ребенка.

Естественно, внедрение разнообразных видов игровой деятельности в образовательный процесс требует от педагога усилий. В процессе подготовки игры педагог сталкивается с проблемами, зависящими не столько от его качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, и недостаток времени на проведение игр с детьми. И тем не менее их использование является действенным способом формирования речевых навыков.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности.

Важно, чтобы все стороны, формы и компоненты речи развивались во взаимосвязи друг с другом. Без этого невозможно гармоничное развитие речи. 

Если ребенок слабо владеет языком, он не может свободно и ясно выражать свои мысли. Мысль не получает четкого оформления, и наоборот, чем успешнее ребенок овладевает речью, её нормами, тем успешнее протекает его развитие. Действительно, ребенок с хорошо развитой речью, лексически точно строящий высказывания, легко вступает в общение, понятно выражает свои мысли, желания, чувства.

Необходимо, чтобы и речь воспитателя была грамматически правильной, лексически богатой и разнообразной, с правильными и точными словесными обозначениями, интонационно выразительной, связной, удобной для понимания детей дошкольного возраста. 


 

Список использованных источников

 

1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября  2013 г. №1155 г.// Российская газета. - 25 ноября 2013 г.- № 265 

2 Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И Яшина -  М.: Академия, 2010. - 159 с.

3 Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова Книга для воспитателей детского сада- М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 272 с.

4 Бородич, А. М. Методикам развития речи детей/ А.М.Бородич - М.: Просвещение,2012. – 225 с.

5 Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А.К Бондаренко -М.: Просвещение, 2009. – 160с. 

6 Максаков, А. И. Учите, играя / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова - М.:Мозаика-Синтез, 2013. – 192 с.

7  Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В.Менджерицкая – М.: Просвещение. - 2012. - 180с.

8 Степанова, О. А. Развитие игровой деятельности ребенка / О.А. Степанова -  Изд-во ТЦ Сфера, 2010. – 189 с.

9 Тихеева, Е. И.  Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.А. Тихеева - М.: Просвещение, 2015. – 148с.

10 Удальцова, Е .И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова - Минск, 2010. – 207 с.

11 Ушакова, О. С. Развитие речи детей 4 -7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 2012. - 203 с.

12 Ядэшко, В. И. Развитие речи детей от трех до пяти лет / В.И. Ядышко - М., «Просвещение», 2014. – 240 с.       

 

 


 

Приложение 1

Игры на развитие грамматического строя речи

 

«Один и много»

Игра с мячом. Взрослый называет один предмет, а ребенок много.

Пример:  стол – столы,  шапка – шапки.

«Посчитай-ка (от 1 до 5)»

Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек.

«Чего не стало?»

предложить ребенку несколько картинок, затем их перевернуть или закрыть (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать  картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)

«Измени предложение»

Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и  предложении.

Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп,      ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп,  ОНИ едят суп

 

Игры на развитие фонематического слуха

 

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

 

 

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

 

Игры на развитие связной речи

 

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...»

Игровое упражнение «Если бы...»

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

Игровое упражнение «Закончи сам»

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

 

 

Игры  на закрепление

лексико-грамматического строя речи

Игра «Что перепутал Незнайка?»

Цель: формировать умение в составлении трехсловных предложений.

Ход:

-Ребята, я зачитаю вам предложения, которые составил Незнайка, исправьте ошибки:

Апельсин скушал мальчика.

Яблоня упала с яблока.

Слива откусила девочку.

Арбуз разрезал Машу.

Игра «Исправим ошибки Гнома».

Цельформировать умение согласовывать числительные один, одна, два, две

с существительными.

Ход:

-Ребята, Гном решил с вами поиграть и составил вам предложения, помогите ему исправить ошибки:

Под елкой растет одна мухомор, два лисички, одна опенок. Грибник

срезал одна груздь, два синявки, один лисичка.

Игра «Чудесный сундучок».

Цель:   формировать  умение  употреблять  в  речи  местоимения  мой,  моя,

согласовывая их с существительным.

Ход:

До начала занятия детьми приносятся игрушки, которые воспитатель прячет в сундучок, затем на занятии вынимаются предметы поочередно и называются словами мой или моя, если эта игрушка ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе

«Игрушки в гостях у детей»

Цель: Учит детей описывать игрушку, называть её характерные признаки.

Задачи:

·        расширить словарный запас ,развивать связную речь.

·        развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.

·        воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение слушать.

Предварительная работа:

Чтение и разучивание стихов. Разгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры.

Оборудование:

Игрушки (куклы ,машины, мягкие игрушки, мячи ,музыкальные игрушки)

Ход занятия:

-Ребята к нам в гости пришли игрушки!!! (Вносится большая корзина с игрушками)

-Давайте поприветствуем их:

Вышли мы гостей встречать

Хлебом-солью привечать!

Будем те теперь знакомы,

Чувствуйте себя ка дома!

Нам на радость погостите

Столько, сколько захотите!

-А теперь нужно с ними познакомиться:

дидактическая игра «Назови игрушку»

(Дети берут по одной игрушке из корзины, называют ее и называют себя)

-Ребята игрушки у всех разные (большие, маленькие, мягкие, твердые, разного цвета)

-Расскажите каждый про свою игрушку. Какая она?

(Дети рассказывают каждый про свою игрушку)

-А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка: «Мои игрушки»

Покажу я вам игрушки, это курочки пеструшки,

(указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв )

Остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть(гребешок))

Это зайка

(средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца)

Остальные прижать к ладони)

Это пес

(ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса) большой палец направлен

Вверх (ушко))

Вот машинка без колес

(правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ее ладонью левой руки)

Это книжка-раскладушка,

Вот и все мои игрушки!

(руки ребрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу)

-Молодцы ребята!

Я сейчас вам буду загадывать загадки, а вы отгадывайте.

Какую игрушку

Сначала пополам ломают,

А потом в нее играют? (матрешка)

Эту толстую игрушку

Не положишь на подушку.

Знать ,пример взяла с лошадки,

Стоя спать ,а не в кроватке. (неваляшка)

Зверь, любимый весь из плюша:

Лапки ,хвостик ,даже уши. (плюшевый мишка)

Строю дом из кирпичей,

Он пока еще ничей.

Вот кирпичик к кирпичу-

Строю все что захочу!

Не понравится ломаю и все снова начинаю (кубики)

-Какие все молодцы!

Дидактическая игра «Один-много»

-Мы с вами сейчас из одной игрушки сделаем много. Например: (один мишка- много мишек)

(Дети называют единственное число своих игрушек)

-Ребята, а вы знаете стихотворения про игрушки?

(Чтение А. Барто «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Зайка»).

-Ребята в корзине у нас еще есть и музыкальные игрушки (барабан, дудочка)

-Давайте поиграем на них! (один ребенок берет дудочку , а другой барабан и имитируют игру на инструментах, а остальные поют песенку.

Заиграла дудочка-

Я плясать пойду.

В пляс за мной ребята,

Ду-ду-ду!

Барабан грохочет,

Будто сильный гром:

В лес за мной ребята,

Бом-бом-бом!

-Занятие наше подошло к концу. Вам понравилось? (ответы детей)

-Давайте проводим наших гостей и скажем им, До свидания!

 

        

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Сюжетно - ролевые игры

 

«Большая стирка»

Цель: Развитие интереса в игре. Формирование по ложительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам — результату ее труда.

Игровой материал: Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

Игровые роли: Мама, папа, дочка, сын, тетя.

Ход игры. Перед тем как начать игру воспитатель просит детей понаблюдать за трудом мамы дома, помочь  во время стирки. Затем педагог читает рассказ А. Кардашовой «Большая стирка».

После этого, если у детей не возникает желания по играть самостоятельно в игру, то воспитатель может предложить им сам устроить «большую стирку» или вынес  на участок ванночку и белье.

Далее педагог предлагает детям следующие роли «мама», «дочка», «сын», «тетя» и др. Можно развить, следующий сюжет: у детей грязная одежда, нужно к постирать и всю одежду, которая запачкалась. «Мама» будет руководить стиркой: какую одежду нужно стирать первой, как полоскать белье, где нужно развесить белье, как погладить.

Воспитатель должен умело использовать ролевые от ношения во время игры для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных взаимоотношений.

При последующем проведении игры педагог может использовать другую форму: игра в «прачечную». Естественно, перед этим должна быть проведена соответствующая работа по ознакомлению с трудом прачки.

Во время экскурсии в прачечную детского сада воспитатель знакомит детей с трудом прачки (стирает, подсинивает, крахмалит), подчеркивает общественную значимость ее труда (она стирает постельное белье, полотенца, скатерти, халаты для сотрудников детского сада). Прачка очень старается — белоснежное белье всем приятно. Стиральная машина, электроутюги облегчают труд прачки. Экскурсия способствует воспитанию у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда.

Поводом для возникновения игры в «прачечную» часто бывает внесение воспитателем в группу (или на участок) предметов и игрушек, необходимых для стирки.

Детей привлекает роль «прачки», потому что им «интересно стирать», особенно в стиральной машине. Что бы предотвратить возможные конфликты, педагог предлагает им работать в первую и вторую смены, как в прачечной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Подвижные игры

 

«Совушка»

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д.

Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

«Бездомный заяц»

Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Дидактические игры

 

«Подскажи словечко»

 Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 

«Горячий – холодный»

 Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.

педагог: -Дети:

Горячий -холодный

Хороший -плохой

Умный -глупый

Весёлый -грустный

Острый -тупой

Гладкий –шероховатый

 

 

«Что бывает круглым?»

 Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

                              

Настольно- печатные игры

«Магнитная мозаика. Ежик»

Цель: мозаика представляет собой набор элементов различных форм и цветов, сочетающихся между собой и позволяющих создать практически любое изображение. Используя детали игры дети могут создавать свои собственные шедевры на предложенной магнитной доске в наборе имеется 5 цветов, 220 элементов.

«Собери картинку»

Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о профессии людей, работающих на транспорте.

Игровые правила: Взять только один конверт и собрать картинку по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, тот и называет ее.

Игровое действие: Поиск частей, складывание целой картинки. Сравнивание одинаковых изображений на картинках.

Дидактический материал: конверты с разрезными картинками. Виды транспорта: самолет, вертолет, поезд, машина, автобус. Профессии: летчик, машинист, шофер, капитан и т.д.

Ход игры

Дети и воспитатель берут по одному конвертику, садятся за стол и собирают картинки.

- Андрюша, что изображено на твоей картинке? (самолет)

- У кого из детей такая же картинка? (дети показывают картинки и поясняют)

- Как называют того, кто управляет самолетом? (летчик)

- Наташа, кто изображен на твоей картинке? (летчик)

- Как ты догадалась? (ответы детей обсуждаются: у летчиков есть шлем, очки и т.д.)

- Ребята, у кого на картинке тоже изображен летчик? (дети показывают картинки и поясняют)

- Марина, что изображено на твоей картинке? (вертолет)

- У кого из детей такие же картинки? (дети показывают картинки и поясняют)

 

«Когда это бывает?»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях суток. Воспитывать внимание, терпение.

Игровые правила: Соблюдать очередность. Дети рассказывают только о той части суток, сюжет которой нарисован на картинке. Игровое действие: Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: предметные картинки с изображением частей суток на каждого ребенка.

Ход игры

Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены сюжеты. Дети должны назвать часть суток, которая соответствует определенному сюжету.

- Эта часть суток утро. Потому что зарядку мы делаем утром.

- Эта часть суток вечер. Потому что вечером мы собираемся ложиться спать.

- Эта часть суток день. Потому что днем мы гуляем, играем, трудимся.

- Эта часть суток ночь. Потому что ночью мы спим.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Содержание Введение……………………………………………………………………………

Содержание Введение……………………………………………………………………………

Введение Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции

Введение Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции

Принимая во внимание теоретическое и практическое значение данного вопроса, я считаю, что проблема использования различных форм обучения в процессе развития речи детей является актуальной

Принимая во внимание теоретическое и практическое значение данного вопроса, я считаю, что проблема использования различных форм обучения в процессе развития речи детей является актуальной

Теоретические основы организации развития речи у детей дошкольного возраста 1

Теоретические основы организации развития речи у детей дошкольного возраста 1

В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная

В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная

В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей

В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей

Речь для себя» полифункциональна: в некоторых случаях может служить средством непрямого обращения ко взрослому в целях привлечения его внимания; основная ее функция связана с регуляцией…

Речь для себя» полифункциональна: в некоторых случаях может служить средством непрямого обращения ко взрослому в целях привлечения его внимания; основная ее функция связана с регуляцией…

Возраст одного года-полутора лет считается первым критическим периодом в развитии речи ребёнка

Возраст одного года-полутора лет считается первым критическим периодом в развитии речи ребёнка

При этом ребёнок нуждается в ощущении эмоционального участия близких в его жизни, в проявлении искреннего интереса взрослых к его занятиям, в совместной со взрослым деятельности…

При этом ребёнок нуждается в ощущении эмоционального участия близких в его жизни, в проявлении искреннего интереса взрослых к его занятиям, в совместной со взрослым деятельности…

Непосредственно образовательная деятельность и игра как формы речевого развития детей дошкольного возраста 2

Непосредственно образовательная деятельность и игра как формы речевого развития детей дошкольного возраста 2

Некоторые дети овладевают лишь элементарными формами разговорной речи, затрудняются в ответах на вопросы, не умеют рассказывать

Некоторые дети овладевают лишь элементарными формами разговорной речи, затрудняются в ответах на вопросы, не умеют рассказывать

Результативность занятий по родному языку определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие речевых навыков и умений…

Результативность занятий по родному языку определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие речевых навыков и умений…

В зависимости от этапа обучения, т

В зависимости от этапа обучения, т

Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей

Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей

На начальных этапах обучения нужно использовать другие формы работы, обеспечивающие условия для непроизвольной двигательной и речевой активности детей

На начальных этапах обучения нужно использовать другие формы работы, обеспечивающие условия для непроизвольной двигательной и речевой активности детей

Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнера по игре

Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнера по игре

Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка - градусник, кубик - мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх

Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка - градусник, кубик - мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх

Она тесно связана с программой занятий

Она тесно связана с программой занятий

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями,…

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями,…

Отметим также, что в игры по правилам иногда включают музыкальные игры

Отметим также, что в игры по правилам иногда включают музыкальные игры

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами

Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить количество повторений на разном материале

Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить количество повторений на разном материале

Заключение В данной работе мы рассмотрели особенности использования различных форм обучения в процессе развития речи детей дошкольного возраста

Заключение В данной работе мы рассмотрели особенности использования различных форм обучения в процессе развития речи детей дошкольного возраста

Игра создает зону ближайшего развития и сама выступает источником развития

Игра создает зону ближайшего развития и сама выступает источником развития

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Приложение 1 Игры на развитие грамматического строя речи «Один и много»

Приложение 1 Игры на развитие грамматического строя речи «Один и много»

Игры на развитие связной речи

Игры на развитие связной речи

Цель : формировать умение согласовывать числительные один, одна, два, две с существительными

Цель : формировать умение согласовывать числительные один, одна, два, две с существительными

Приложение 2 Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Игрушки в гостях у детей»

Приложение 2 Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Игрушки в гостях у детей»

А теперь давайте поиграем. Физкультминутка: «Мои игрушки»

А теперь давайте поиграем. Физкультминутка: «Мои игрушки»

Строю все что захочу! Не понравится ломаю и все снова начинаю (кубики) -Какие все молодцы!

Строю все что захочу! Не понравится ломаю и все снова начинаю (кубики) -Какие все молодцы!

Приложение 3 Сюжетно - ролевые игры «Большая стирка»

Приложение 3 Сюжетно - ролевые игры «Большая стирка»

Прачка очень старается — белоснежное белье всем приятно

Прачка очень старается — белоснежное белье всем приятно

Приложение 4 Подвижные игры «Совушка»

Приложение 4 Подвижные игры «Совушка»

Приложение 5 Дидактические игры «Подскажи словечко»

Приложение 5 Дидактические игры «Подскажи словечко»

Что бывает круглым?» Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости

Что бывает круглым?» Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости

Приложение 6

Приложение 6

Как ты догадалась? (ответы детей обсуждаются: у летчиков есть шлем, очки и т

Как ты догадалась? (ответы детей обсуждаются: у летчиков есть шлем, очки и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.