"Использование ресурсов виртуальной лаборатории при проведении опытов на уроках химии"
Оценка 4.7

"Использование ресурсов виртуальной лаборатории при проведении опытов на уроках химии"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
химия
8 кл—11 кл
20.01.2020
"Использование ресурсов виртуальной лаборатории при проведении опытов на уроках химии"
использование виртуальных лабораторий.docx

"Использование ресурсов виртуальной лаборатории при проведении опытов на уроках химии"

Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачи формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру у обучающихся не только на уроках информатики, но и уроках других дисциплин. Реализация этой задачи невозможна без включения информационной компоненты в систему химического образования. С каждым днем возможности Цифровых Образовательных Ресурсов, нацеленных на существенное повышение эффективности образовательного процесса в целом и обучения химии в частности, многократно возрастают. В связи с этим возникают принципиальные вопросы: применение, каких ресурсов отвечает задачам современного образования, где и как их надо использовать, какие возможности они должны предоставлять обучающимся для того, чтобы стать помощниками на пути познания?

Информационные технологии, включающие в себя современные мультимедиасистемы, могут быть использованы для поддержки процесса активного обучения. Именно они в последнее время привлекают повышенное внимание. Примером таких обучающих систем являются виртуальные или онлайн лаборатории, которые могут моделировать поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и помогают учащимся овладевать новыми знаниями и умениями при изучении научно-естественных дисциплин, таких, как химия.

Залог успешного применения ИКТ в образовательном процессе современного образования - в хорошо известных принципах педагогики сотрудничества, которые можно перефразировать следующим образом: «не к компьютеру за готовыми знаниями, а вместе с компьютером за новыми знаниями».

Кроме того, обучающиеся «поколения видеоигр» ориентированы на восприятие высоко-интерактивной, мультимедиа насыщенной обучающей среды. Примером таких обучающих систем являются виртуальные лаборатории, которые могут моделировать поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и помогают обучающимся овладевать новыми знаниями и умениями в научно-естественных дисциплинах, таких как химия, физика и биология. Творчески работающий преподаватель химии понимает, что современные технологии позволяют обучающимся осознать модельные объекты, условия их существования, улучшить таким образом понимание изучаемого материала и, что особенно важно, способствуют умственному развитию обучающегося.

Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым уровнем школьного курса химии непросто. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы включить каждого ученика в активную деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательной деятельности, повысить интерес школьников к химии, ведь качество знаний учащихся во многом определяется интересом к учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. Современная система обучения представляет собой информационную инфраструктуру, которая включает различные технологии (оборудование, программное обеспечение, периферийные устройства и связь с Интернетом) и людей, обладающих знаниями и практическим опытом, которыми они обмениваются друг с другом. Умение проводить, наблюдать и объяснять химический эксперимент, обращаться с веществами и оборудованием является одним из самых важных компонентов химической грамотности.

Визуализация – один из наиболее эффективных приемов обучения, помогающий гораздо проще и глубже разобраться в сущности различных явлений, недаром наглядные пособия использовались еще в глубокой древности. Особенно полезны визуализация и моделирование при изучении динамичных, изменяющихся во времени объектов и явлений, которые бывает сложно понять, глядя на простую статичную картинку в обычном учебнике. Лабораторные работы и учебные эксперименты не только полезны, но и весьма интересны – при соответствующей организации, конечно. Далеко не все учебные эксперименты можно или нужно проводить в «реальном» режиме. И на помощь нам приходят интернет-ресурсы.

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 (http://school-collection.edu.ru/)

2. Яндекс — браузер( https://www.youtube.com/watch?v=o1j3y6wMpmQ)

3 Цифровой образовательный ресурс «Виртуальная лаборатория», которая включает в себя следующие компоненты:

виртуальную лабораторию;

конструктор молекул;

тренажер для решения химических задач;

тесты;

таблицы;

хрестоматию;

"Коллекцию", включающую свыше 600 иллюстраций

(анимации, видео, графика и т.д.).

документацию (инструкцию и комплект примеров учебных заданий)

https://youtu.be/ERJ0XPP13_4

В состав электронного издания «Виртуальная химическая лаборатория для 8-11 классов», разработанного в Лаборатории систем мультимедиа, входят более 150 химических опытов из курса химии средней школы. Содержание данного практического пособия полностью охватывает весь курс школьной химии. Большое внимание уделяется соблюдению правил техники безопасности. Химические опыты проводятся в реализованной на экране монитора лаборатории со всем необходимым оборудованием и химической посудой (пробирки, стаканы, колбы, ступки, штативы и т.п.), а также химическими реагентами. Химические опыты реализованы с использованием синтезированных в реальном времени трехмерных анимаций, благодаря чему, учащиеся, взаимодействуя с виртуальным оборудованием, могут проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать химические установки из составляющих элементов и проводить шаг за шагом виртуальные эксперименты. Кроме того, они могут производить необходимые измерения, используя модели измерительных инструментов. Во время выполнения опыта учащиеся могут занести в «Лабораторный журнал» свои наблюдения в форме изображений, «сфотографированных» с экрана с помощью виртуального фотоаппарата. «Конструктор молекул» позволяет получать управляемые динамичные трехмерные цветные изображения штриховых, шаростержневых и масштабных моделей молекул. В «Конструкторе молекул» предусмотрена возможность визуализации атомных орбиталей и электронных эффектов, что значительно расширяет сферу использования моделей молекул при обучении химии.

Виртуальные химические эксперименты безопасны даже для неподготовленных пользователей. Обучающиеся могут также проводить такие опыты, выполнение которых в реальной лаборатории может быть опасно или дорого. Проведение виртуальных экспериментов могло бы помочь обучающимся, освоить навыки записи наблюдений, составления отчетов и интерпретации данных в тетрадях для практических работ.

Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ, например, галогенов, виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья. Компьютерные технологии дают возможность демонстрировать реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невозможно в условиях школы. Если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, использование компьютера дает возможность компенсировать этот недостаток.

Среди достоинств виртуальной лаборатории, можно отметить:

1) Подготовка учащихся к химическому практикуму в реальных условиях:

2) Отработка основных навыков работы с оборудованием;

3) Обучение выполнению требований техники безопасности в безопасных условиях виртуальной лаборатории;

4) Проведение экспериментов, недоступных в школьной химической лаборатории из-за вредности веществ и продуктов реакции или недостаточного оснащения реактивами и оборудованием.

5) Наглядность химических процессов и объектов, показывающих механизмы химических реакций и динамику технологических процессов химических производств.

6) Экономия учебного времени. Уменьшается время на организацию и проведение фронтального и демонстрационного эксперимента.

Создание образовательных сред для активного обучения, повышающих мотивацию учащихся, является неотъемлемой частью успеха в стратегии внедрения электронных образовательных ресурсов. Программное обеспечение для таких продуктов так же, как для описанной в этой статье виртуальной лаборатории, основано на моделировании и использовании насыщенного мультимедиа контента. Техническая сложность и значительная стоимость таких проектов является основным препятствием на пути широкого распространения виртуальных обучающих сред. Применение мультимедийных средств обучения придает уроку специфическую новизну, которая по смыслу и форме изложения имеет возможность воссоздать за короткое время большой по объему материал, а также представить его в непривычном аспекте, вызвать у учеников новые образы, детализировать нечетко сформированные представления, углубить полученные знания.

В своей работе я не могу обойтись без использования интернет - ресурсов, как на уроках, так и в своей методической деятельности.  Создание презентаций, выполнение проектов- все это требует умения   использования  ИКТ. В зависимости от времени, цели урока использую либо Яндекс- браузер, либо единую коллекцию образовательных ресурсов, онлайн-тесты.  В методической деятельности принимаю участие в интернет- конференциях, в интернет-конкурсах.

Обобщая вышесказанное, хочется пожелать коллегам: «Не бойтесь, экспериментируйте и у вас все получится, ведь только учитель, свободно владеющий современными формами работы, может побудить интерес у учащихся к своему предмету!»

 

"Использование ресурсов виртуальной лаборатории при проведении опытов на уроках химии"

"Использование ресурсов виртуальной лаборатории при проведении опытов на уроках химии"

"Использование ресурсов виртуальной лаборатории при проведении опытов на уроках химии"

"Использование ресурсов виртуальной лаборатории при проведении опытов на уроках химии"

"Использование ресурсов виртуальной лаборатории при проведении опытов на уроках химии"

"Использование ресурсов виртуальной лаборатории при проведении опытов на уроках химии"

"Использование ресурсов виртуальной лаборатории при проведении опытов на уроках химии"

"Использование ресурсов виртуальной лаборатории при проведении опытов на уроках химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020