Ильина Татьяна Владимировна
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №4»
г. Ялуторовск, Тюменская обл
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сингапурскую технологию можно использовать как для старших школьников, так и для младших, так как у нее разнообразные структуры, которые легко можно внедрить в образовательный процесс.
Для организации образовательного процесса по данной технологии важен
МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для
управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто
распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б)
для организации эффективного учебного процесса в командах. Дети рассаживаются в
группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке.
Обучающих структур более 200. Они делятся (на доске):
1) Структуры, которые показывают взаимодействие ученик-ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества.
2) Обучающие структуры, показывающие взаимодействие ученик – учебный материал.
3) Обучающие структуры, позволяющие сделать урок веселым, повысить самооценку и уверенность учеников, а также, чтобы ребята могли практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решения.
Рассказать обо всех структурах данной технологии, за 20 минут невозможно. Поэтому я сейчас постараюсь, чтобы вы сумели пожить в такой обстановке, построенной по сингапурской технологии. Я хочу, чтобы вы сегодня побыли в роли всех членов образовательного процесса (ученики, учителя, родители).
1. Иногда существуют проблемы при образовании команды, одни не хотят друг с другом общаться, другие просто не знакомы. Для этого можно использовать
КЛАССБИЛДИНГ – совокупность структур, основанных на следующих действиях: встать, двигаться, взаимодействовать.
ТИМБИЛДИНГ - совокупность структур, применяемых для образования команды из 4 человек и ее сплочения. Важно, чтобы все было организовано легко, весело.
Предлагаю вам сейчас побыть родителями первоклассников, которые пришли на собрание и не знают друг друга.
По моему сигналу в течение 1 минуты вам необходимо встать с рабочих мест, разойтись по классу, поднять руку вверх (показать, что вы свободны для общения), найти себе партнера и познакомиться с ним, отвечая на ряд вопросов:
- Назвать себя
- назвать ФИ ребенка
- рассказать о своем хобби, или хобби ребенка.
Важно при общении смотреть друг другу в глаза, начинает тот, кто выше ростом. Выслушав партнера, обязательно друг друга поблагодарить, пожать руку. После этого вы снова поднимаете руку вверх и ищите новую пару, пока время не закончится.
А сейчас, двигаясь под музыку, вам необходимо организовать группу, в которой будет столько человек, какова цифра десятков в числе 345.
Каждая команда занимает свое место
Фрагмент урока: организационный момент
Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
Также с помощью данной таблицы удобно распределять роли в команде. Например, 3 номер раздали непроливайки, 1 номер организовали уборку рабочего места.
2. Предлагаю вам на минуту стать учениками, используя структуру ДЖОТ ТОТС («Запиши мысли»). Каждый из вас возьмет по 3 листочка, на котором вы будете писать ответ на мой вопрос:
«Какие бывают уроки?» (интересные, веселые, сказочные, скучные…). Условие – тот, кто написал слово, кладет его на середину стола и вслух это слово произносит, чтобы другие не повторялись. (Заслушивают ответ, оценивают «терка» а-а-атлично)
3. - А теперь вернемся в реальность. Мы - учителя. «Какие бывают уроки». (методически грамотные, познавательные…). Структура РЕЛЛИ – РОБИН (дать ответ в виде списка). Работают партнеры по плечу. (Заслушивают ответ, оценивают)
- А о каком уроке вы мечтаете? (умный, продуктивный…) Это актуально при работе по ФГОС, который строится на системно-деятельностном подходе.
- Урок, который предполагает творческую активность учителя, ученика. Урок, на котором ученик получает не готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности. Урок, на котором развивается речь, логическое и творческое мышление. Урок, на котором ребенок учится самостоятельно делать необходимые выводы. Провести такой урок стремится каждый из нас.
- Мне помогает реализовать данные задачи сингапурская технология, основными структурами которой я пользуюсь при построении своих уроков.
Скучающих учеников на таких уроках не бывает.
4. Структура Сте-Зе-Класс (перемешай класс) - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку. 4К – коммуникация, критическое мышление, креативность, колоборация (сотрудничество)
Например - Представьте, что мы на уроке светской этики или на внеклассном мероприятии.
Что такое любовь к родителям? В чём она выражается? (время 1 мин.)
- Время вышло. Прочертите линию после последней записи.
- В течение 1 минут вам нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей.
Задача: встретиться с несколькими одноклассниками и собрать как можно больше вариантов
- Время вышло, поблагодарите друг друга и займите свои места. - Поделитесь вариантами ответов, которые вам удалось записать.
5.Также для развития критического мышления ребят использую ряд приемов: кластер, тонкие и толстые вопросы.
А сейчас мы воспользуемся приемом из сингапурской методики
Си-Финк-Уанде (Посмотри-подумай-задумайся).
Благодаря этой структуре, учащиеся без труда определяют тему и цель урока. Участник №4 берет лист бумаги, складывает его на 4 части , подписывает каждую часть. Н-р: окр.мир. тема: «Мир животных».
Участник №3 открывает конверт. Перед вами листочки с изображением животных.
- Что вы видите? (перечисляют животных)
- Что вы думаете об этом?
(много разных животных, некоторые умеют летать, у них разное количество ног)
- О чём это вас заставляет задуматься? (животные делятся на группы)
попробуйте догадаться о теме нашего урока.
- Какова тема и цель нашего урока - учиться различать животных по определённым признакам.
ВЫВОД – Главное, не нужно полностью отказываться от той технологии проведения уроков, которые есть у вас на данный момент. Просто достаточно какую-то структуру выбрать и опробовать ее на уроках или во внеклассной работе.
5. В качестве рефлексии – структура ТАЧ ДАУН (встать – сесть)
- Вам было интересно.
- Вам не понравилось, вы не довольны.
- Вы взяли что –то для себя.
- Вы хотите узнать больше о структурах сингапурской методики.
- Вы попробуете провести урок с элементами сингапурских структур.
В завершении нашей совместной работы я предлагаю вам воспользоваться «Билетиками на выход», в которых вам необходимо ответить на три вопроса.
- Какую структуры вы бы выбрали для проведения урока по сингапурской технологии? (стикеры на столах)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.