Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми в условиях инклюзивного образования
Оценка 4.8

Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми в условиях инклюзивного образования

Оценка 4.8
docx
02.02.2023
Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе  с детьми в условиях инклюзивного образования
Статья Н.Ф. Цеттерман.docx

 

Наталья Федоровна Цеттерман,  

педагог – психолог

МБДОУ детский сад «Рябинка»,

п.г.т. Барсово,

филиала МБОУ «Солнечная СОШ №1»

«Сайгатинская СШ»

Д. Сайгатина, Сургутский район

 

Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе

с детьми в условиях инклюзивного образования

 

     Аннотация. Рассматривается возможность эффективного использования уникального метода психологической работы с различными проблемами через сказкотерапию. Обобщается опыт коррекционно- развивающей работы педагога- психолога, использующего метод сказкотерапии, в работе организации психолого- педагогического пространства в условиях инклюзивного образования.

      Ключевые слова. Сказкотерапия, сказка, инклюзивное образование, психокоррекционная[ПW1] [ПW2]  работа, воображение, фантазия, память, сказочные образы, тревожность, адаптация, психологическое здоровье.

 Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в решении проблем инклюзивного обучения.

     Поиск эффективных технологий, позволяющих стимулировать личностное развитие, обращает нас к сказке, которая уже много десятилетий привлекает внимание педагогов и психологов как огромный, еще плохо используемый ресурс. Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

    Воображение есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника и младшего школьника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.

    Сказкотерапия - уникальный метод психологической работы с различными проблемами, который предоставляет огромные ресурсы для ее использования. Сказка может быть использована для того, чтобы предложить пациенту, особенно ребенку, способы решения конкретной проблемы.

     Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте? Во-первых, в дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

    Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отожествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник и младший школьник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

     Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Психологи, применяющие сказки, метафоры в работе с клиентами, часто отмечаю, что на осознаваемом, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.

      В 2019-2022 учебном году для обучающихся начальной школы, имеющих проблемы в развитии, были разработаны и внедрены в работу компилятивные программы «Ты ученик» (составленные на основе психотерапевтических упражнений и рекомендациях ведущих психологов страны) по выявленным психологическим проблемам у обучающихся. Для обучающихся на дому и ККО (классов компенсирующего обучения) в работе психолога используется программа «Курс развития творческого мышления», автор Ю. Г. Гатанов, «ИМАТОН» г. С.-II.

      Для изучения влияния коррекционной работы с применением психотерапевтических технологий составлены карты психологического здоровья обучающихся, выявлены обучающиеся «группы риска» и проведен сравнительный анализ до и после психологического воздействия.

      При организации занятий по сказкотерапии были сформулированы основные положения.

      Состав каждой группы не превышает двенадцать человек. Оптимальное количество участников восемь-десять человек. Наиболее удобное место для проведения занятия отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение. Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю, продолжительностью 30 - 40 минут.

       Решаемые задачи:

              Снижение тревожности.

              Развитие умения распознавать и передавать базовые эмоции.

              Развитие вербальных и невербальных средств общения.

              Развитие адаптивных механизмов к изменениям в социуме.

              Развитие дружеских чувств.

              Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, моторики).

     Для решения этих задач используются дополнительные технологии: музыкотерапия, арт-терапия, библиотерапия, театрализация, драматизация.

Таблица 1

Структура коррекционной программы

Принцип

Основной акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно- следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях

Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то. что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки

Множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях

 

Таблица 2

Структура коррекционного занятия

Этап

Назначение

Содержание

1.     Ритуал «входа»

в сказку

Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку»

Коллективные упражнения. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие

2. Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились

Ведущий задаст детям вопрос о том, что они помнят, использовали ли они новый опыт

3. Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому- либо существу из сказки

4. Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения

5. Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели

6.  

Резюмиро­вание

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта

7. Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде

Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением

 

       В процессе адаптации коррекционной программы с использованием сказкотерапии на протяжении периода с 2019 по 2022 год отслеживались показатели психологического здоровья. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели психологического здоровья

Характеристика

здоровья

Показатели здоровья

2019-2020

2020-2021

2021-2022

Психологическое здоровье

74,8 %

75.1 %

82,4 %

      Проведенная психокоррекционная работа позволила существенно снизить тревожность и показатели нервно - психического напряжения у учащихся. В результате показатель психологического здоровья у обучающихся школы с 2019 по 2022 год улучшился на 7,6 %.

      Итак, педагоги-психологи стремятся сделать все возможное, чтобы обучение школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.

     Только своевременно начатая, проводимая систематически, диагностическая и психотерапевтическая работа по развитию личности ребенка и адаптации его к школьной жизни, позволяет корректировать формирование ситуаций не успешности у детей. С другой стороны, она способствует полноценному становлению необходимых предпосылок успешности ребенка в школе, помогает школьникам более эффективно овладевать общеучебными и предметными умениями в рамках наиболее принятой и близкой (младшим школьникам) игровой деятельности.

       В целом феноменологически (по результатам отчетов психологов; других специалистов; замечаний родителей; отзывам администрации) использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Анализируя продукты детского творчества, возможно, установить рост креативности.


 

          Список литературы:

1.       Алексеенко В. В. Играем в сказку: воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет - Москва, 2008.-220с.

2.       Вачков И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку  - 2-е изд. - Москва, 2003. - 143 с.

3.       Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с. - (Технологии института сказкотерапии).

4.       Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Проективная диагностика в сказкотерапии - Санкт-Петербург, 2003. - 202 с.

5.       Леонтьева И. Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития/ Психолог в детском саду. - 2006. - N 2. - С. 83-98.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru


 [ПW1]

 [ПW2]

Наталья Федоровна Цеттерман, педагог – психолог

Наталья Федоровна Цеттерман, педагог – психолог

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю, продолжительностью 30 - 40 минут

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю, продолжительностью 30 - 40 минут

Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились

Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились

Итак, педагоги-психологи стремятся сделать все возможное, чтобы обучение школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов

Итак, педагоги-психологи стремятся сделать все возможное, чтобы обучение школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023