Наталья Федоровна Цеттерман,
педагог – психолог
МБДОУ детский сад «Рябинка»,
п.г.т. Барсово,
филиала МБОУ «Солнечная СОШ №1»
«Сайгатинская СШ»
Д. Сайгатина, Сургутский район
Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе
с детьми в условиях инклюзивного образования
Аннотация. Рассматривается возможность эффективного использования уникального метода психологической работы с различными проблемами через сказкотерапию. Обобщается опыт коррекционно- развивающей работы педагога- психолога, использующего метод сказкотерапии, в работе организации психолого- педагогического пространства в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова. Сказкотерапия, сказка, инклюзивное образование, психокоррекционная[ПW1] [ПW2] работа, воображение, фантазия, память, сказочные образы, тревожность, адаптация, психологическое здоровье.
Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в решении проблем инклюзивного обучения.
Поиск эффективных технологий, позволяющих стимулировать личностное развитие, обращает нас к сказке, которая уже много десятилетий привлекает внимание педагогов и психологов как огромный, еще плохо используемый ресурс. Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.
Воображение есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника и младшего школьника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.
Сказкотерапия - уникальный метод психологической работы с различными проблемами, который предоставляет огромные ресурсы для ее использования. Сказка может быть использована для того, чтобы предложить пациенту, особенно ребенку, способы решения конкретной проблемы.
Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте? Во-первых, в дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отожествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник и младший школьник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Психологи, применяющие сказки, метафоры в работе с клиентами, часто отмечаю, что на осознаваемом, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.
В 2019-2022 учебном году для обучающихся начальной школы, имеющих проблемы в развитии, были разработаны и внедрены в работу компилятивные программы «Ты ученик» (составленные на основе психотерапевтических упражнений и рекомендациях ведущих психологов страны) по выявленным психологическим проблемам у обучающихся. Для обучающихся на дому и ККО (классов компенсирующего обучения) в работе психолога используется программа «Курс развития творческого мышления», автор Ю. Г. Гатанов, «ИМАТОН» г. С.-II.
Для изучения влияния коррекционной работы с применением психотерапевтических технологий составлены карты психологического здоровья обучающихся, выявлены обучающиеся «группы риска» и проведен сравнительный анализ до и после психологического воздействия.
При организации занятий по сказкотерапии были сформулированы основные положения.
Состав каждой группы не превышает двенадцать человек. Оптимальное количество участников восемь-десять человек. Наиболее удобное место для проведения занятия отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение. Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю, продолжительностью 30 - 40 минут.
Решаемые задачи:
• Снижение тревожности.
• Развитие умения распознавать и передавать базовые эмоции.
• Развитие вербальных и невербальных средств общения.
• Развитие адаптивных механизмов к изменениям в социуме.
• Развитие дружеских чувств.
• Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, моторики).
Для решения этих задач используются дополнительные технологии: музыкотерапия, арт-терапия, библиотерапия, театрализация, драматизация.
Таблица 1
Структура коррекционной программы
Принцип |
Основной акцент |
Комментарий |
Осознанность |
Осознание причинно- следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях |
Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то. что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки |
Множественность |
Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов |
Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон |
Связь с реальностью |
Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок |
Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях |
Таблица 2
Структура коррекционного занятия
Этап |
Назначение |
Содержание |
1. Ритуал «входа» в сказку |
Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку» |
Коллективные упражнения. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие |
2. Повторение |
Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились |
Ведущий задаст детям вопрос о том, что они помнят, использовали ли они новый опыт |
3. Расширение |
Расширить представления ребенка о чем-либо |
Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому- либо существу из сказки |
4. Закрепление |
Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка |
Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения |
5. Интеграция |
Связать новый опыт с реальной жизнью |
Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели |
6. Резюмирование |
Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся |
Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта |
7. Ритуал «выхода» из сказки |
Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде |
Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением |
В процессе адаптации коррекционной программы с использованием сказкотерапии на протяжении периода с 2019 по 2022 год отслеживались показатели психологического здоровья. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели психологического здоровья
Характеристика здоровья |
Показатели здоровья |
||
2019-2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
|
Психологическое здоровье |
74,8 % |
75.1 % |
82,4 % |
Проведенная психокоррекционная работа позволила существенно снизить тревожность и показатели нервно - психического напряжения у учащихся. В результате показатель психологического здоровья у обучающихся школы с 2019 по 2022 год улучшился на 7,6 %.
Итак, педагоги-психологи стремятся сделать все возможное, чтобы обучение школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.
Только своевременно начатая, проводимая систематически, диагностическая и психотерапевтическая работа по развитию личности ребенка и адаптации его к школьной жизни, позволяет корректировать формирование ситуаций не успешности у детей. С другой стороны, она способствует полноценному становлению необходимых предпосылок успешности ребенка в школе, помогает школьникам более эффективно овладевать общеучебными и предметными умениями в рамках наиболее принятой и близкой (младшим школьникам) игровой деятельности.
В целом феноменологически (по результатам отчетов психологов; других специалистов; замечаний родителей; отзывам администрации) использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Анализируя продукты детского творчества, возможно, установить рост креативности.
Список литературы:
1. Алексеенко В. В. Играем в сказку: воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет - Москва, 2008.-220с.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку - 2-е изд. - Москва, 2003. - 143 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с. - (Технологии института сказкотерапии).
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Проективная диагностика в сказкотерапии - Санкт-Петербург, 2003. - 202 с.
5. Леонтьева И. Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития/ Психолог в детском саду. - 2006. - N 2. - С. 83-98.
Скачано с www.znanio.ru
[ПW1]
[ПW2]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.