МКДОУ «Журавлик»
(Конспект занятия для детей подготовительной группы)
Воспитатель: Никулич Е.В.
Ст. Евсино
Цели:
1. Обобщение изученного материала по данной теме, расширение кругозора детей.
2. Углубление представлений о культуре русского народа, его традициях, обычаях.
3. Развитие выразительности речи, памяти, сообразительности, фантазии, чувства юмора.
4. Воспитание эстетических чувств, доброты, внимания и чуткости к друг другу и окружающим людям.
Ход занятия.
Здравствуйте, я Весна – красна. Всем известно, что весна – это время пробуждения. Я уже много потрудилась: растопила снега, прогрела землю, разбудила всё живое, вернула птиц с юга. А ещё я решила привести в порядок людские души, растопить их сердца. А начать я решила с молодого поколения, поэтому я заглянула к вам.
Вы живете в огромной стране, имя которой Россия. У каждого народа своя мудрость, другими словами свой фольклор. Вы поколение русского народа, его будущее. Всем известно, что именно русский народ славиться своими талантами. И проявляется это в их умении трудиться (это видно по вещам, которые хранятся в ваших семьях и изготовленные руками ваших бабушек). Свой талант так же народ проявляет в умении веселиться и отдыхать.
В те давние времена, когда не было ни телевизоров, ни видео, ни компьютеров, народная мудрость и знание передавались через произведения устного народного творчества.
- Давайте, ребята вспомним, что же такое устное народное творчество?
- Что значит устное?
Дети: Это значит, что эти произведения передавались из уст в уста, т.е. мама рассказывала детям, бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему, поэтому произведения постепенно изменялись.
Восп: А что значит народное?
Дети: Это значит ,что сочинял не один какой то человек, а народ.
Восп: Что такое творчество?
Дети: Творчество произошло от слова творить, создавать, делать.
Восп: Молодцы! Но русский народ создавал эти произведения не только для того ,чтобы скрасить свой досуг и повеселиться ,но и для того…чтобы трудиться, воспитывать детей быть трудолюбивыми, добрыми, мудрыми.
Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки. На всякий случай у народа есть меткое слово – пословица.
(воспитатель демонстрирует иллюстрации к пословицам)
Восп: Ребята, а почему вы сидите за разными секторами?
Дети: - Мы сидим за секторами сказки
- Мы сидим за секторами пословицы,
- Мы сидим за секторами загадки и т.д.
Восп: А как называются пословицы, и песни, и сказки одним словом?
Дети: Жанры устного народного творчества.
Восп: Итак, начнём представлять жанры! Начнём с пословиц. Что такое пословица?
Дети: Пословица – это краткое изречение с поучительным смыслом.
Восп: Ребята, а какие пословицы вы знаете?
Дети: 1. Труд человека кормит, а лень – портит.
2. Своя земля и в горести мила.
3. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
4. Делу время – потехе час.
5. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
6. Старый друг лучше новых двух.
7. Кончил дело , гуляй смело.
8. Хлеб всему голова.
9. Худ обед, когда хлеба нет.
10. Кашу маслом не испортишь.
11. Ученье - свет, а не ученье – тьма.
12.Век живи, век учись.
13. От умного научишься, от глупого разучишься.
14. Всякому мила своя сторона.
Восп: Молодцы! Ребята, о чём пословица «Труд человека кормит, а лень портит»?
Дети: Эта пословица о труде…
Восп: А о чём пословица «Своя земля и в горести мила»?
Дети: О любви к Родине, к России, к родному селу.
Восп: А о чём пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»?
Дети: О труде, об упорстве в достижении цели.
Восп: Ребята, давайте поблагодарим сектор «Пословицы».
- Переходим к следующему сектору «Сказки».
- Ребята, скажите, а что мы называем «Сказкой».
Дети: Сказка – это вымысел.
Восп: Правильно! Сказка ложь – да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Восп: Мы попали в сказочный лес. Посмотрите, какие животные здесь живут?
Дети: Медведь, лиса, вол, заяц и др.
Восп: Почему эти животные в русских народных костюмах?
Дети: Это герои русских народных сказок?
Восп: Какие сказки с этими героями вы знаете?
Дети: «Волк и семеро козлят»
«Лиса, заяц и петух»
«Заяц - хваста»
«Теремок»
«Лисичка со скалочкой»
«Колобок» и др.
Восп: Эти герои похожи по характеру?
Дети: Нет, разные.
Восп: А какой медведь, лиса.., волк.., заяц и др.?
- Ребята, за масками эти х животных скрываемся мы, т.е. люди. Такой пример называется «олицетворением».
- Чему нас учат сказки?
Дети: Сказки учат быть добрыми, справедливыми, призирать хитрецов, быть честным, смелым, заботливым, дружными.
Восп: Спасибо сектору «Сказки».
- А сейчас, я предлагаю поиграть в игру.
Восп: Сейчас переходим к сектору, который представляет жанр «Песни».
Русский народ славиться своими красивыми, задумчивыми, с глубоким смыслом песнями.
Наши девочки приготовили народные песни. А вам нужно узнать эти песни и сказать, когда и кому их пели.
(девочки берут кукол и поют песню, укачивая их)
Дети: Люшеньки – люли
Прилетели гули
Стали гули ворковать
Мою деточку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Дочка глазки закрывай
А-а-а.
***
Баю, баю, баюшок
В огороде петушок.
Петя громко поёт,
Дочке спать не даёт.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа не скули,
Нашу Машу не буди…
А ты, доченька, усни.
Крепкий сон к тебе приди.
А-а-а.
Восп: Какие вы песни сейчас услышали?
Зачем они были нужны?
Дети: Колыбельные. Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка.
Восп: А вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?
Ответы детей.
Восп: Ну и последний наш сектор, представляющий жанр «Загадки».
- Давайте «поломаем голову над русскими народными загадками»!
(на столе стоит шкатулка, в ней спрятано пасхальное яйцо)
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её разгадать, а отгадка лежит в этой шкатулке.
1. Нашёл я шар, разбил его, увидел золото и серебро?
2. Изба нова – жильца нет.
Жилец появиться – изба развалиться.
Ответы детей.
Восп: Ребята, а вы знаете загадки?
Дети загадывают друг другу загадки.
Восп: Спасибо сектору «Загадки».
Восп: Надеюсь мне, Весне, удалось разбудить в вас добрые чувства, используя произведения устного народного творчества, пробудить интерес к изучению народного фольклора.
- А что вам больше всего понравилось на занятии?
Ответы детей.
Восп: Чему учат нас произведения устного народного творчества? Для чего они создавались?
Ответы детей.
Восп: Вот и пришло время нам прощаться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.