Конспект непосредственно - образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему: «Вода – это жизнь, бесценный дар, богатство планеты»
Яцко Мальвина Николаевна,
заместитель заведующего по образовательной деятельности
МОУ «Бендерский детский сад №28»
Пояснительная записка
С получением нашей организацией дошкольного образования нового приоритетного направления «Познавательное развитие» мы акцентировали внимание на экологическом воспитании дошкольников, так как считаем данное направление наиболее актуальным и важным. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
В соответствии с программой «Детство» (Логинова В.И. и др.) и перспективному плану работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста «Добро пожаловать в экологию» составитель Воронкевич О.А., а также программно - методическому комплексу «Аистенок» был разработан данный конспект НОД для подготовительной к школе группы. Основное содержание данной непосредственно – образовательной деятельности направлено на формирование у детей осознанно - правильного отношения к водоемам и в частности, к водоемам нашей Республики. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций, правильную оценку и адекватное реагирование.
Конспект НОД построен на основе системно – деятельностного подхода, где воспитатель организует и управляет разнообразной деятельностью ребенка при решении поставленных проблем, что ведет к развитию различных компетентностей у ребенка и развивает самого ребенка как личность. В данной методической разработке большое внимание уделено рефлексии, как совместной деятельности детей и педагога, позволяющей совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка. Рефлексивная деятельность на НОД – не самоцель, а подготовка для развития важных качеств личности: самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты, конкурентоспособности, т.е. рефлексия направлена на формирование личности ребенка, готового к жизни и самореализации в современном мире.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция видов деятельности: познавательно - исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная
Вид НОД: комплексное, обобщающее
Цель: формирование у детей осознанно - правильного отношения к природе в целом и в частности к водоемам.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать у детей знания о значении воды, о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек.
- Уточнить представления о том, как человек использует ее.
- Учить проводить элементарные опыты.
- Расширить и активизировать словарь детей новыми словами (родник, исток, лиман)
Развивающие: Развивать мышление, наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений, проведенных опытов и экспериментов.
Воспитывающие:
- Вызвать у них эмоциональный отклик к проблеме, показать красоту и ранимость природы, зависимость состояния водоёмов от отношения людей, помочь понять необходимость бережного к ним отношения.
- Воспитывать умение работать в группе, договариваться с партнерами.
Оборудование: презентация, глобус, картинки капельки (с различными эмоциями), баночки с водой, стаканчики, фильтры, салфетки, воронки – для опыта.
Ход НОД
1. Мотивационно-ориентировочный этап:
Рефлексия эмоционального состояния в начале НОД «Смайлы»
-Ребята, а какое у вас сегодня настроение? (отв. детей)
Возьмите тот смайл, который отражает ваше настроение.
(радостный, улыбающийся, задумчивый/грустный, слезливый, сердитый)
(Воспитатель реагирует на выбранные детьми смайлы, задает вопрос «Почему ты выбрал именно этот смайл?»)
Упражнение «Эмоционального настроя»
Нерадостное настроение радостным заменим!
(попрыгайте как зайчики – дети скачут)
Не хочется скакать как зайчик по дорожке,
Тогда представь, что цапля ты и стой на левой ножке!
Не хочется смотреть – закрой тихонько глазки!
Не хочешь петь - тогда читай нам сказки!
Захочешь плакать – вмиг мы рассмешим!
Захочешь загрустить – тебе не разрешим!
- А теперь. Я надеюсь, у всех хорошее настроение, и я предлагаю вам присесть на стульчики.
2. Проектировочный этап:
Загадка первая: «Быстро убегает прямо из - под ног, брызгами играя, прохладный…» (ручеек) (по мере отгадывания детьми загадок, на экране появляются картинки) Загадка вторая: «А за поворотом, тиха и глубока, течет, качая лодки, широкая…» (река) Загадка третья: «Белые овечки по небу гуляют. Соберутся в стаи- солнце закрывают» (облака) Загадка четвертая: |
- Ребята, загадки любите отгадывать? Если вы правильно отгадаете все загадки, то узнаете, о чем мы сегодня с вами будем беседовать.
«Облака и тучи рисовал художник. На него из тучи проливался …» (дождик)
- Ребята, посмотрите на экран и скажите, что общего у этих картинок? (вода)
Сегодня мы с вами будем говорить о воде.
А вы знаете, где живут у нас в группе вода и какую пользу приносит. (ответы детей)
-Ребята, а где еще живет вода?
- А кто знает, что это за предмет у меня? Правильно, это глобус- модель Земли.
- А какого цвета на глобусе больше?
- Что обозначено на глобусе синим (голубым) цветом?
Много воды на Земле? (рассматривают разные водоемы на глобусе)
Реки, озера, моря и океаны - это вода! Вода есть на земле и под землей. На земле - это реки, озера, ручьи, моря и океаны. Под землей тоже есть вода. В некоторых местах она пробивается сквозь землю. Тогда получается родник.
(на экране картинка, как пробивается родник из- под земли)
Есть даже подземные реки.
Все вместе они называются – водоемами.
(звучит музыка, на экране появляется капелька)
-Посмотрите, кто это пришел к нам в гости? Ты кто?
- Я капелька
- Как зовут тебя?
- Меня зовут Росинка.
- А почему ты такая грустная? Что случилось?
- У меня приключилась беда. Я услышала, как много вы знаете обо мне и моих сестричках и решила прийти и попросить о помощи.
- Мы тебе постараемся помочь. Правда, ребята?
Проблемная ситуация: (рассказ Росинки)
«Как люди речку обидели!»
Жила- была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень весёлой и любила, когда к ней приходили гости:
«Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде; и рыбы, и раки, ко мне прилетают птицы, на берегу живут стрекозы, бабочки и жуки. Я приглашаю Вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду Вам рада!»- говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развёл костёр, потом наловил много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых лилий, но они быстро увяли и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил её, потому что он их не любил. И ещё он наступил на большого чёрного жука, который неосторожно оказался рядом.
Когда семья собралась уходить домой, папа вымыл машину в реке, потом выбросил все пустые банки в речку; мама спрятала в кустах грязные бумаги и пакеты. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своём доме. Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости.
Воспитатель: Почему Река посерела и погрустнела после ухода семьи?
Дети: Реке было обидно за себя и своих жителей, за беспорядок.
Воспитатель: Ребята, а какие чувства испытывали вы, когда слушали рассказ Капельки Росинки? (выберите картинку Капельку с эмоциями, объясните свой выбор)
Воспитатель: Дети, а Вы знаете, что семья обидела речку не потому, что хотела, а просто не знала правила поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться.
- Как вы думаете, чем сейчас мы можем помочь капельке Росинке? Предлагаю вам, подумать и обсудить этот вопрос. (вместе разработать план, как мы можем помочь Капельке)
Разделимся на команды (те, кто выбрал эмоцию «Грусть» - одна команда, те кто выбрал «Злость» - другая, те кто, выбрал «Испуг, страх» - третья)
(дети в командах обсуждают свои ответы, предлагают варианты)
Далее совместно с педагогом разрабатывают пошаговый план действий, выхода из сложившейся проблемной ситуации.
Шаг 1. Разработать и соблюдать запрещающие правила.
Шаг 2. Познакомить с ними людей.
Шаг 3. Очистить воду.
Воспитатель: Как семья обидела Речку и её жителей? (педагог с помощью презентации, напоминает детям рассказ)
Дети: Мама нарвала букет лилий, который увял, и мусор бросила в кусты; папа выбросил банки в речку, а Костя доставал и разбрасывал ракушки по берегу, раздавил жука и лягушку.
Давайте теперь, проговорим, чего нельзя делать, когда ты пришел на речку или к любому другому водоему? (дети формулируют правило, на экране появляется запрещающий знак)
Мы хорошо, потрудились и капелька предлагает вам с ней потанцевать
Физминутка «Веселая капелька»
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли эти знаки поместить в местах отдыха людей, помогут ли они сберечь природу?
Дети: Да, эти знаки будут напоминать людям правила поведения в природе и тогда берега рек и озер будут всегда чистыми.
Воспитатель: Если люди будут знать, что речку нельзя обижать, то реки на Земле будут всегда голубыми.
Региональный компонент: (рассказ воспитателя иллюстрируется на экране)
Ребята, а какой самый крупный водоем есть в нашей Республике? В самом названии нашего края - Приднестровье- спрятано имя большой реки. Река Днестр делит нашу Республику на левый и правый берега?
Далеко на Украине у горы пробивается хрустальный родничок – это исток (начало) Днестра. Родничок собирает в себя много других рек и речушек и превращается в широкую, полноводную реку. Несет Днестр свои воды в Черное море, впадая в Днестровский лиман.
Кроме крупной реки Днестр, в нашем городе есть еще Бамовское озеро. Вам приходилось, там бывать?
Воспитатель: Предлагаю запрещающие знаки в конце занятия распечатать и потом, вы с родителями на выходных, разместите эти знаки у воды, чтобы все люди знали, что нельзя мусорить у воды.
Воспитатель: К чему может привести загрязнение рек и озер?
- Может ли в такой воде обитать рыба? А мы можем пользоваться такой водой?
- Что нужно сделать, чтоб вода стала чище?
3. Практический этап.
Ребята, подойдите к столам: перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? (Нет! В одной вода чистая, в другой грязная)
- В какой воде могут жить рыбы, раки? Какую воду вы бы хотели выпить?
Давайте мы вместе попробуем очистить грязную воду.
Отправляемся в лабораторию.
Для проведения опыта, нужно разделиться на пары. (у детей на груди прикреплены эмблемы -капельки двух цветов). Каждая голубая капелька найдет себе друга – белую капельку.
Очистить воду можно с помощью фильтра. Самый обычный фильтр мы можем сделать с вами из салфетки.
(показ воспитателя)
Давайте испробуем наши фильтры. Возьмите баночки с загрязненной водой и очень осторожно перелейте эту воду в стаканчик с фильтром.
-Посмотрите на воду. Какая она стала? Какого цвета?
- Куда делась грязь и мусор? (остался в фильтре)
Воспитатель: Благодаря вашим усилиям, речка выздоровит. Мы с Вами через маленький фильтр очищали воду, а есть большие специальные фильтры, которые очищают воду, текущую в речку с заводов. Фильтры очищают грязную воду и реки не будут загрязняться. (показ на слайде)
4. Рефлексивно – оценочный этап
- Ребята, как вы думаете, что случилось бы, если вода вдруг исчезла?
-А что мы можем сделать, чтобы сберечь воду? (ответы детей)
Правильно, надо охранять чистоту водоемов и их берегов, не загрязнять их. Ведь вода – это богатство нашей планеты, залог жизни и здоровья людей, животных и растений, бесценный дар.
Молодцы, ребята! Вы помогли Росинке.
Выберите капельку с той эмоцией, которую вы сейчас испытываете.
Рефлексия эмоционального состояния в конце НОД
Дети выбирают улыбающиеся, смеющиеся, радостные и веселые капельки.
(педагог задает вопросы детям, почему они выбрали такие смайлы)
Итог. Рефлексия содержания «Незаконченное предложение»
- О чем мы сегодня говорили? Кому мы сегодня помогали?
Как мы это делали..? Что было трудно..? Что было интересно..? Теперь я знаю, умею…?
Молодцы ребята, вы дружно работали, были внимательными и активными.
Спасибо вам.
Вывод: результатом данной НОД является привитие дошкольникам навыков экологически грамотного поведения на водоёмах. Пополнение знаний детей о значении воды для всего живого, о том, что нужно беречь планету, ее богатство – воду, не загрязнять ее.
Список литературы
1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Развитие у дошкольников способностей к рефликсии. Учебно- методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015.
3. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 27-28
5. Куликовская И.Э., Чумичева Р.М. Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С. 52-53
6. Методические рекомендации по реализации примерной программы вариативной части плана образовательной деятельности для организаций дошкольного образования «Аистенок» / Авт.- сост.: Л.А. Насонова, С.н. Фомина, Л.Г. Мухоморина, М.А. Араджиони, Л.Г. Тригуб. – Тирасполь, 2016. – С. 47-48
7. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2015.
8. Интернет ресурсы:
· http://festival.1september.ru/articles/602261/
· http://pedlib.ru/Books/3/0201/3_0201-2.shtml
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.