Окружающий мир. А .Плешаков.
Тема: Звёздное небо. Солнце и Луна.
Цель: - уточнить и расширить представления детей о космосе;
- познакомить с символикой некоторых созвездий;
- обучить умению соотносить схематическое изображение предмета с художественным.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Работа по теме урока.
1. Осмотр тетради. Знакомство с темой урока (с.3)
- Рассмотрите тетрадь. (Разбор условных обозначений)...
- Сегодня мы отправимся с вами в космос. Как вы думаете почему?
- Рассмотрите первую страницу нашей тетради. Что вы Видите? (Земля, звёзды, Солнце, Луна, созвездия). (Слайд 1)
2. Звёздное небо.
- Где находятся звёзды? (В космосе)
Что такое космос? (Слайд 2) (Ответы детей).
Прошло немало веков с тех пор, как человек первый раз стал изучать небо целенаправленно, открывать планеты и звёзды. В космическом масштабе времени — это всего лишь миг. Вселенная — неисчерпаемый источник тайн и чудес. Веками человек смотрит в небо, в необъятный космос и размышляет о вечности и о красоте, несущей неведомые опасности. Будут ли когда-либо разгаданы все звёздные загадки?
По небу лебедь
черный
Рассыпал чудо-зерна.
Что это такое?
(Лебедь – это ночь. А зерна – звезды.) (Слайд 3)
Звезды, звезды, где ваш дом?
В небе звездно-голубом.
Там у нас есть звездный сад,
Звезды деток там растят.
Деток учим мы летать,
Свет волшебный не терять,
Не бояться темноты,
А еще – дарить мечты.
Хочешь звездочкою стать,
В звездный сад наш прилетать?
Да, конечно же, хочу,
Я во сне к вам прилечу.
3. Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена.
– Что такое созвездие? (Слайд 4)
Скопление ярких звезд, похожее на какую-нибудь фигуру.
В любое время года на небе можно найти большой ковш из семи ярких звёзд. Это самая заметная часть созвездия Большая Медведица.
- Кто увидел на фотографии Большую Медведицу? (Показ на фото созвездия Большая Медведица)
(Слайд 5) (начало)
– Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Хотите узнать почему?
Я расскажу вам древнюю сказку.
«Жили-были на белом свете красавица Каллисто и ее сын – охотник Аркас. Однажды злая волшебница узнала о необыкновенной красоте девушки и превратила ее в медведицу. Медведица поселилась в лесу и жила среди диких зверей. Случилось так, что сын красавицы Аркас отправился на охоту. Он сразу заметил медведицу, которая совершенно не испугалась охотника. Аркас решил выстрелить. Еще секунда, и меткий выстрел охотника погубил бы медведицу. Но случилось чудо. Добрый волшебник спас жизнь животному. Волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил в созвездие».(щелчок)
- Как назвали это созвездие? (Большая Медведица)
Откройте тетрадь на странице 4. Найдите созвездие Большой медведицы. Рассмотрите рисунок слева.
- Какую форму оно имеет?(Форму ковша с ручкой). Сколько звезд входит в это созвездие?(7) (щелчок)
Нарисуйте звёздочки в созвездии.
Каждая звезда ковша имеет своё название. Его переднюю стенку составляют звёзды Мерак и Дубхе. (щелчок)
Отгадайте, о каком созвездии идет речь: (щелчок)
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).
4. - А еще есть созвездие с необычным названием Кассиопея. Его также можно отыскать на небе в любое время года. Оно состоит из пяти ярких звезд, напоминающих вместе букву М. Но только эта буква как будто растянута за "ножки". (Слайд 6)
Кассиопея, по преданию, была царицей, которая , согласно легенде, когда-то правила в одной из южных стран. Она была красива, всегда любовалась собой и хвалилась своей красотой. В результате Кассиопея за своё хвастовство была привязана к креслу, сидя на котором, обречена кружиться вокруг Северного Полюса, переворачиваясь головой вниз. (Слайд 7 по частям)
Найдите рисунок созвездия в тетради и нарисуйте звёздочки.
Физкультминутка. (Слайд 8)
Раз, два – стоит ракета,
(Проверить осанку.)
Три, четыре – самолет.
(Руки в стороны.)
Раз, два – хлопок в ладоши,
(Хлопнуть в ладоши над головой.)
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
(Четыре хлопка перед собой.)
Руки выше,
(Руки вверх, потянуться.)
Плечи шире.
(Руки в стороны, предплечья вверх.)
Раз, два, три, четыре –
(Ходьба на месте.)
И на месте походили.
(Следить за осанкой.)
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
(Руки вверх, ладони соединить – “купол ракеты”.)
На носочки поднялись
Быстро, быстро руки вниз.
(Правую руку вниз, правую руку вниз.)
Раз, два, три, четыре -
Вот летит ракета ввысь!
(Потянуть голову кверху, плечи вниз.)
Руки в стороны –
(Руки в стороны.)
Отправляем самолет.
(Повороты туловища налево.)
Правое крыло вперед,
(Поворот туловища прямо и направо.)
Левое крыло вперед.
(Поворот туловища прямо, потянуть голову кверху, плечи вниз, руки в стороны книзу.)
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
(Слайд 9)
5. Солнце и Луна. (Слайд 10)
- Рассмотрите рисунок. Отгадайте загадки:
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
(Солнце)
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделя только –
От него осталась долька.
(Луна)
-Что такое Солнце? (Слайд 11)
Солнце - это звезда, вокруг которой обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы.
– Что такое Луна? Это естественный спутник Земли.
– Когда мы можем видеть Луну?
Луна - это прекрасный и таинственный спутник нашей планеты.
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
-Кто из вас видел Луну? Найдите на странице 5 в первом задании Луну.
(Слайд 12)
Викторина: (да - хлопаем, нет - топаем)
Луна больше Земли.
Луна сама не испускает света, а отражает свет Солнца.
Солнце – самая большая звезда.
Звезды – огромные пылающие шары.
Луна – естественный спутник Земли.
Солнце – ближайшая к Земле звезда.
В созвездии Большой Медведицы семь ярких звезд.
На Луне живут люди.
Из чего состоят созвездия?
Что такое звезды?
Что вы запомнили о звездах и Солнце?
Почему днем на небе не видно звезд? Почему они становятся видны ночью?
III. Итог занятия
- Мы, люди, частичка огромного мира. Будем же дарить друг другу тепло наших улыбок, наших ладошек. Если мы будем любить друг друга, то Солнышко всегда будет нам улыбаться.
Есть одна
планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной
цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою
планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Рассказ о звездах и созвездиях
- Что вы знаете о звездах? Послушайте рассказ о них.
- Когда наступает вечер, небо темнеет и на нем появляются самые яркие звезды. Постепенно звезд становится все больше и больше. Сколько их?
- Около трех тысяч! – скажет человек, который мог бы пересчитать их.
- Миллионы! – скажет астроном, который наблюдает небо в телескоп.
- Много миллионов! – скажут ученые, которые работают над фотографиями звездного неба.
В темную безоблачную ночь небо усеяно звездами. Звездное небо всегда притягивает к себе взоры людей. Это очень прекрасное и загадочное зрелище.
Еще в древние времена люди глядели на небо и представляли себе, что из звезд получаются рисунки. Эти звездные рисунки они называют созвездиями. И получились эти рисунки разные: одни напоминали зверей, другие птиц, третьи – людей, четвертые – различные предметы. Древние люди придумали им названия.
В течение года на звездном небе можно наблюдать восемьдесят восемь созвездий в разных частях земного шара. Вот посмотрите на карту звездного неба. В центре карты – Полярная звезда. Если повернуться к ней лицом, то впереди будет север, сзади – юг, по правую руку – восток, по левую – запад. Это стороны горизонта. Если научиться находить на звездном небе Полярную звезду – никогда не заблудишься ни в дремучем лесу, ни в открытом море.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.