ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Оценка 5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Оценка 5
docx
28.06.2023
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
статья по географии.docx

УДК 372.891

ББК 74.00

 

Мамойленко юлия георгиевна

учитель географии МБОУ Сош №58 г. новосибирска

Использование современных ресурсов на уроках географии

 

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла. Одним из способов углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных ресурсов  на различных этапах учебного процесса урока географии. В работе обобщён опыт использования интерактивных карт, мультимедиа и других цифровых образовательных ресурсов на уроках географии.

Ключевые слова: информационные технологии, интерактивные карты, географические информационные системы, мультимедиа, цифровые образовательные ресурсы.

 

Актуальность.В последние десятилетия отмечается падение интереса обучающихся к изучению естественнонаучных дисциплин, в том числе и географии, хотя именно естественнонаучные дисциплины дают человеку общие знания о Земле как о природном теле, формируют правильное восприятие окружающей действительности, играют значительную роль в формировании личности в целом. Как показывает практика, причинами падения интереса к урокам географии является использование традиционных наглядных средств обучения; однообразие используемых учебников, таблиц, схем.

Повышению интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла может способствовать применение современных информационных технологий на различных этапах учебного процесса[1].

География – единственный школьный предмет, формирующий у обучающихся комплексное представление о Земле как о планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. На уроках географии учащиеся работают с различными источниками информации, в том числе с виртуальными объектами, и используют разнообразные информационно-коммуникационные технологии.

География, возможно, в большей степени, чем любой другой предмет, имеет возможности для формирования информационных компетенций. Большой потенциал для применения электронных образовательных ресурсов в географическом образовании обусловлен спецификой предмета, заключающейся в многопредметности и полимасштабности.

При изучении географии происходит интеграция с математикой, статистикой, экологией, химией, физикой и другими предметами. Все это требует использования новых образовательных технологий в преподавании предметов. К ним в том числе относятся современные образовательные ресурсов. Современные образовательные ресурсы – это учебные материалы, для воспроизведения которых требуются современные устройства.

Использование современных образовательных ресурсов на уроках повышает интерес к предмету у обучающихся, облегчает формирование основных понятий по изучаемым темам и закрепление материала. При изучении географии используется большой объем информации. И сегодня для создания образа территории недостаточно одного использования учебников, иллюстраций и атласов.

Для формирования более полной географической картины мира у учащихся необходимо использовать модели, в том числе интерактивные. Подготовку к урокам облегчают современные наглядные пособия. На уроках в качестве иллюстративного материала также распространено использование презентаций, подготовка которых может быть и домашним заданием для обучающихся[2].

Современные ресурсы могут значительно обогатить учебный процесс на уроках географии. Некоторые из них включают[3]:

Карты и географические данные.Использование интерактивных карт и географических данных на уроках географии может помочь ученикам лучше понимать географические концепции и связи между ними.

Обучение географии невозможно без изучения географических карт. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов предлагает интерактивные учебные материалы. По курсу «География России» представлено пять подразделов: «Географическое положение России», «Природа России», «Население России», «Хозяйство России», «Регионы России».

Географическая карта – одно из главных средств обучения географии. На уроках географии имеет место быть не только использование классических атласов, но также электронных приложений к атласам. Например, приложение «Атлас+», существующее уже продолжительное время и предлагающее учителям истории и географии интерактивные задания к атласам. Отдельного внимания заслуживают геоинформационыесистемы: «Мои карты», «Планета Земля», знакомящие учащихся с технологиями онлайнового получения и обработки аэрокосмических данных.

Платформа Google карты предоставляет широкие возможности для проведения исследований, позволяет выполнить быстрый географический анализ, проектирование, создавать презентации и виртуальные экскурсии, работать с информацией, имеющей географическую привязку[4].

Интерактивными картами можно управлять, увеличивать рассматриваемые территории, исследовать географические процессы. На них имеется информация об исследовании территорий. На основе ресурсов цифровых образовательных ресурсов можно составлять слайд-шоу, презентации. Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов может использовать как учитель на уроке, так и обучающиеся при выполнении домашнего задания. Материалы позволяют им расширить диапазон знаний, повышают интерес к изучению предмета.

Географические информационные системы. Географические информационные системы (ГИС) позволяют ученикам анализировать и визуализировать географические данные в пространстве. Таким образом, ученики могут изучать различные географические концепции, такие как климат, землепользование и геологические формации, в контексте их пространственного расположения.

Географические информационные системы (ГИС) - это компьютерные программы, которые позволяют собирать, хранить, анализировать и отображать географическую информацию. Они применяются в различных сферах, таких как география, экология, геология и др.

ГИС могут работать с разнообразными видами данных, включая карты, снимки спутников, статистические данные, атрибутивные данные и другие. Приложения ГИС могут быть как простыми, например, для построения карт, так и сложными, включая моделирование процессов и принятие решений на основе данных.

Преимущества использования ГИС заключаются в возможности увеличения эффективности анализа на основе географических данных, обеспечении визуализации информации.

Видео и анимации. Видео и анимации могут быть использованы для демонстрации географических процессов, таких как тектонические движения, изменения климата и формирование ландшафтов, которые могут быть сложными для представления.

Видео и анимации могут быть очень полезными на уроках географии для объяснения сложных концепций и процессов. Некоторые из примеров, использования видео и анимации на уроках географии:

-       показать виртуальную экскурсию в местность, может помочь ученикам лучше понимать физическую географию и топографию регионов;

-       демонстрация геологических процессов, таких как погодные явления, землетрясения, вулканы и геоморфологические процессы;

-       визуализация данных – распределение населения, торговли и транспорта.

-       развитие пространственного мышления – способность представлять географические концепции в трехмерном пространстве.

-       помочь ученикам понять местные культуры и обычаи, а также местные экосистемы.

В целом, видео и анимации могут быть незаменимыми инструментами для усиления понимания географических концепций и процессов.

Интерактивные учебники. Интерактивные учебники доступные в онлайн-формате, могут помочь ученикам освоить новые материалы и проверить свои знания на практике[5].

Интерактивные учебники на уроках географии могут включать в себя различные элементы, позволяющие учиться с помощью игр, тестов, видеоуроков и других форматов. Вот несколько примеров:

-       карты и географические модели, которые можно интерактивно исследовать и изменять, чтобы изучать и понимать топографию и климат разных регионов мира;

-       задания и викторины, которые можно решать вместе с учителем или самостоятельно, чтобы закреплять знания о географических объектах, экосистемах и прочих аспектах географии.

-       мультимедийные материалы, такие как видеоуроки, фото и диаграммы, которые помогают визуализировать и понимать разные концепции, такие как геологические процессы, экономические отношения или политические границы.

-       симуляции и виртуальные экскурсии, которые позволяют «посетить» места, находящиеся вдали от учеников, и изучать их географию и достопримечательности.

Приложения и игры. Многие приложения и игры были разработаны для помощи ученикам в изучении географии. Например, игры могут помочь ученикам запомнить географические названия, а приложения могут помочь им изучать географические факты.

Приложения и игры могут быть полезными инструментами для обучения географии, помогая студентам лучше понимать физическую географию, а также политические и экономические системы нашей планеты. Некоторые из этих приложений и игр включают:

GoogleEarth - интерактивная карта мира, которая позволяет просматривать спутниковые изображения и 3D модели земли и тектонических плит.

Geoguessr - игра, которая показывает учащимся фотографии разных участков мира, и они должны угадать, где находится каждое место.

 

Обращаем внимание, что для использования современных ресурсов на уроках географии может понадобиться соответствующее оборудование и интернет-доступ.

При изучении стран мира можно использовать сайт: http://geo-tour.net. Здесь размещена информация о странах мира: карты стран, история, население, климат, статистические данные, интересные факты. А на сайте: – интерактивные карты.

Для нахождения статистических материалов можно воспользоваться сайтом: http://worldgeo.ru, а информации о столицах государств – сайт: http://www.bibliotekar. ru/encGoroda/index.htm.

Сценариев организации самостоятельной работы учащихся на уроке по географии при помощи электронных средств обучения может быть много. Примеры заданий, использование тех или иных электронных ресурсов или конструкторов – творчество конкретного учителя.

Представим в таблице 1 основные виды самостоятельной деятельности учащихся и приведем примеры интерактивных ресурсов, которые помогут в ее организации[6].

Таблица 1 – Организация деятельности учащихся с применением интерактивных средств обучения

 

Вид деятельности учащихся

Работа с интерактивным ресурсом

Пример задания

Самостоятельная работа дома

«Canva»

«Quizlet»

«LearningApps» «Coggle»

Создание мультимедийных презентаций;

Создание ментальной карты; Решение интерактивных заданий

Внеурочная деятельность учащихся

«Canva»

«Padlet»

«Factile»

«Learning Apps» «Coggle»

Создание учебных анимаций; Динамических моделей; Создание презентаций и  видеороликов

Проектная деятельность

«Canva»

«Padlet»

«Factile»

«Coggle»

Создание учебных игр, заданий, конкурсов

Анализ статистических данных, построение графиков, диаграмм; Работа с электронными ресурсами по теме исследования; Работа с ресурсами МЭШ

Практическая работа в классе

«Padlet»

«Quizlet»

«МЭШ»

«Learning Apps» «Coggle»

Работа с лабораториями МЭШ; Работа с электронным учебником

 

 

продолжение таблицы 1

Вид деятельности учащихся

Работа с интерактивным ресурсом

Пример задания

Работа учащихся в классе по изучению нового материала

«Padlet»

«Canva»

«Quizlet» «Coggle»

Анализ статистических данных, построение графиков, диаграмм; Построение ментальных карт; Работа с электронными ресурсами по теме исследования; Работа с ресурсами МЭШ

Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся

Quizlet»

«Learning Apps» «Factile»

«Coggle»

Выполнение интерактивных заданий;

Участие в викторине;

Создание схем

Проверка знаний учащихся

«Padlet»

«Quizlet»

«Factile»

Выполнение интерактивных заданий;

Участие в викторине

 

Резюме: таким образом, современные образовательные ресурсы дают учителю возможность реализовывать принцип наглядности, принцип индивидуализации обучения, использовать разнообразные методы и средства обучения, учащимся  – выбирать для себя наиболее подходящие формы обучения (в игровой форме, через исследования, принимать решения, касающиеся реальных ситуаций, проигрывать модели; расширять свой кругозор через виртуальные встречи, семинары, олимпиады).

Все эти ресурсы могут помочь учителю сделать урок более интерактивным, интересным и эффективным для учащихся.

На современном уроке должны присутствовать минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества, ведь учитель решает одну из важных задач образования — научить учиться, т. е. освоить способы учебной деятельности, обеспечивающие успешный процесс обучения ученика в школе.

Учитель на своих уроках должен формировать личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Используя в преподавании географии цифровые ресурсы можно организовать разные виды деятельности учащихся: проектную работу, самостоятельную практическую деятельность, групповые формы работы, например с кейсами по географии и другие виды[7].

Современные образовательные ресурсы как ответ на требования ФГОС в части формирования информационной компетентности учащихся стали неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Использование ЭОР расширяет образовательные возможности учебного процесса и является эффективным инструментом в формировании и совершенствовании умений и навыков работы учащихся с информацией.

 

Список литературы

 

1.     Адельмурзина И.Ф., Галкин А.В., Хизбуллина Р.З. Использование возможностей Google-карт в качестве наглядных пособий в географическом образовании // Перспективы науки и образования. 2017. № 6. С. 162–168.

2.     Аксенова М.Ю., Мифтякова Э.Ф. Педагогические возможности информационно-коммуникационных технологий на уроках географии // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2019. Т. 25, № 2. С. 297–308.

3.     Грушина Т.П. Электронный учебник географии как новая форма учебной литературы / Т.П. Грушина // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». — 2016. — № 1. — С. 104 —109

4.     Грушина Т.П. Конструирование урока с использованием цифровых образовательных ресурсов / Т.П. Грушина // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». — 2018. — № 4. — С. 93—101.

5.     Жауленова Д.А. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как одно из основных средств обучения географии в современной школе // Студенты вузов – школе и производству: сб. студ. науч. ст. / отв. ред. С.Н. Синегубов. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2021. С. 103–105.

6.     Заболотнова Е.Ю. Информационная образовательная среда по географии – инструментарий повышения эффективности географического образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2007. № 1. С. 86–89.

7.     Шидловский Ф.К. Электронные образовательные ресурсы в школьном курсе физической географии // Материалы 76-й науч. конф. студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. Минск: БГУ, 2019. С. 14–17.

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Заболотнова Е.Ю. Информационная образовательная среда по географии – инструментарий повышения эффективности географического образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2007. № 1. С. 86–89.

 

[2]Жауленова Д.А. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как одно из основных средств обучения географии в современной школе // Студенты вузов – школе и производству: сб. студ. науч. ст. / отв. ред. С.Н. Синегубов. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2021. С. 103–105.

[3]Шидловский Ф.К. Электронные образовательные ресурсы в школьном курсе физической географии // Материалы 76-й науч. конф. студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. Минск: БГУ, 2019. С. 14–17.

 

[4]Адельмурзина И.Ф., Галкин А.В., Хизбуллина Р.З. Использование возможностей Google-карт в качестве наглядных пособий в географическом образовании // Перспективы науки и образования. 2017. № 6. С. 162–168.

[5]Грушина Т.П. Электронный учебник географии как новая форма учебной литературы / Т.П. Грушина // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». — 2016. — № 1. — С. 104 —109

[6]Грушина Т.П. Конструирование урока с использованием цифровых образовательных ресурсов / Т.П. Грушина // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». — 2018. — № 4. — С. 93—101.

[7]Аксенова М.Ю., Мифтякова Э.Ф. Педагогические возможности информационно-коммуникационных технологий на уроках географии // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2019. Т. 25, № 2. С. 297–308

 

УДК 372.891 ББК 74.00

УДК 372.891 ББК 74.00

Повышению интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла может способствовать применение современных информационных технологий на различных этапах учебного процесса [1]

Повышению интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла может способствовать применение современных информационных технологий на различных этапах учебного процесса [1]

Для формирования более полной географической картины мира у учащихся необходимо использовать модели, в том числе интерактивные

Для формирования более полной географической картины мира у учащихся необходимо использовать модели, в том числе интерактивные

Мои карты», «Планета Земля», знакомящие учащихся с технологиями онлайнового получения и обработки аэрокосмических данных

Мои карты», «Планета Земля», знакомящие учащихся с технологиями онлайнового получения и обработки аэрокосмических данных

Преимущества использования ГИС заключаются в возможности увеличения эффективности анализа на основе географических данных, обеспечении визуализации информации

Преимущества использования ГИС заключаются в возможности увеличения эффективности анализа на основе географических данных, обеспечении визуализации информации

Интерактивные учебники на уроках географии могут включать в себя различные элементы, позволяющие учиться с помощью игр, тестов, видеоуроков и других форматов

Интерактивные учебники на уроках географии могут включать в себя различные элементы, позволяющие учиться с помощью игр, тестов, видеоуроков и других форматов

Geoguessr - игра, которая показывает учащимся фотографии разных участков мира, и они должны угадать, где находится каждое место

Geoguessr - игра, которая показывает учащимся фотографии разных участков мира, и они должны угадать, где находится каждое место

Сценариев организации самостоятельной работы учащихся на уроке по географии при помощи электронных средств обучения может быть много

Сценариев организации самостоятельной работы учащихся на уроке по географии при помощи электронных средств обучения может быть много

Вид деятельности учащихся

Вид деятельности учащихся

Используя в преподавании географии цифровые ресурсы можно организовать разные виды деятельности учащихся: проектную работу, самостоятельную практическую деятельность, групповые формы работы, например с кейсами по географии…

Используя в преподавании географии цифровые ресурсы можно организовать разные виды деятельности учащихся: проектную работу, самостоятельную практическую деятельность, групповые формы работы, например с кейсами по географии…

Жауленова Д.А. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как одно из основных средств обучения географии в современной школе //

Жауленова Д.А. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как одно из основных средств обучения географии в современной школе //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023