Реализация воспитательной работы на уроках географии
Оценка 4.8

Реализация воспитательной работы на уроках географии

Оценка 4.8
docx
01.08.2023
Реализация воспитательной работы на уроках географии
Реализация воспитательной работы на уроках географии.docx

МАМОЙЛЕНКО ЮЛИЯ ГЕОРГИЕВНА

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ МБОУ СОШ №58 Г. НОВОСИБИРСКА

Реализация воспитательной работы на уроках географии

 

Любить свою Родину, - значит, знать ее.
В.Г.Белинский

Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.

В основу программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования положено личностное развитие обучающихся и формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Значимыми целевыми ориентирами школьного урока в программе определены такие как, привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация работы с получаемой социально значимой информацией, использованиевоспитательных возможностей содержания учебного предмета.

Большую часть школьного времени ребенок проводит на уроке. Поэтому роль урока столь велика в процессе обучения и воспитания. Таким образом, развитие школьника на основе тесного взаимодействия обучения и воспитания - это путь личностного роста ученика.

         Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания школьников. Воспитание чувства гордости за свою Родину, ее богатства и необыкновенную красоту России. Для осуществления воспитательного направления необходима связь с жизнью. Обучающиеся должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства. В настоящее время целью всего образования является формирование личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределенности, решать глобальные проблемы современности.

В настоящее время целью всего образования является формирование личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределенности, решать глобальные проблемы современности.

Воспитательный потенциал учебного предмета содержится в каждом уроке данного курса и реализуется посредством патриотического, краеведческого, экологического, эстетического и гуманистического направлений воспитания подрастающего поколения.

Приведу некоторые примеры воспитательного потенциала на уроке географии.

Воспитание чувства патриотизма начинается уже с начального курса географии.

    Школьники узнают о путешественниках и первооткрывателях, которые внесли вклад в изучение и развитие страны. При этом важно рассказать детям вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они добивались поставленной цели,«История географических открытий» для воспитания патриотических чувств большое внимание уделяется путешествиям и открытиям наших соотечественников Афанасия Никитина, С.Дежнева, В.Беренга, А.Чиркова. Чувство гордости за организацию и совершение русской кругосветки русскими капитанами И.Крузенштерном, Ф.Беллинсгаузеном и М.Лазаревым. В параграфах есть задания и вопросы с опорой на ранее полученные знания: «Имена каких русских путешественников вам известны? Что являлось основной целью походов русских путешественников?». И вопросы, требующие размышлений: «Как исследования русских первопроходцев повлияли на формирование территории России? В чем состоит заслуга русских первопроходцев в исследовании Земли?», «Почему российские мореплаватели совершили первое кругосветное плавание только через 300 лет после плавания Магеллана?». Большая часть заданий ориентирована на работу с текстом, объяснение фактов.

Изучение землетрясений также имеет большое воспитательное значение. Переживание трагических последствий этого природного явления  на примере землетрясения в Ташкенте и Спитаке, в Нефтегорске, узнавая  о том, как быстро пришла помощь со всех уголков страны, вызывает чувство  гордости за нашу страну. Мы всегда в  числе первых приходим на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это  Турция, Иран, Сирия и др. страны. Изучая географию России, мы с учениками говорим о природе и хозяйственномосвоении территории, роли городов, о роли разных народов России в развитии русской культуры, об их обычаях, традициях. Но при этом напоминаю школьникам и историю своей области, своего города. Огромное значение имеет ознакомление с духовным миром русских ученых-географов и путешественников, с их благородством, самоотдачей, энтузиазмом, другими личностными качествами, с их достижениями и открытиями, что может помочь обратить чувства ребят к пониманию Родины, научить гордиться принадлежностью к нации, дать почувствовать единение с родной страной. Учащиеся готовят сообщения, мини проекты по теме «Русские имена на карте мира и России»

Изучая географию России, мы с учениками говорим о природе и хозяйственном освоении территории, роли городов, о роли разных народов России в развитии русской культуры, об их обычаях, традициях. Огромное значение имеет ознакомление с духовным миром русских ученых-географов и путешественников, с их благородством, самоотдачей, энтузиазмом, другими личностными качествами, с их достижениями и открытиями, что может помочь обратить чувства ребят к пониманию Родины, научить гордиться принадлежностью к нации, дать почувствовать единение с родной страной. Учащиеся готовят сообщения, мини проекты по теме «Русские имена на карте мира и России». Одним из средств достижения цели по проведению яркого, содержательного и интересного, патриотичного урока может стать использование дополнительной литературы. При изучении темы «Восточно-Европейская равнина» особое внимание уделяю Ладожскому озеру, по которому в годы войны было проложена «Дорога жизни» к блокадному Ленинграду».   Всегда  подчёркиваю, что советским войнам было присуще глубокое чувство патриотизма - любовь к Родине, к своему народу.

 

Уроки географии успешно решают задачи профессионального и трудового воспитания.Говорю детям, что сейчас за хорошие рабочие места идет жесткая конкуренция.

Предприниматели имеют возможность выбирать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более ценен, чем больше он умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков - необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуется активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. А сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство - умение общаться с людьми, достойно себя вести в самых разных ситуациях.

Перечисленные черты характеризуют качество трудовых ресурсов страны. Но закладываются они в характере и поведение каждого человека со школьной скамьи. Об этом и говорим мы с учениками на уроке географии.Учащиеся знакомятся с профессиями, связанными с географической наукой: картографы, почвоведы, экологи, океанологи, синоптики, гидрологи и  многими другими профессиямиЗдесь уместно проводить уроки в форме ролевой или деловой игры, групповой работы, урока- исследования, конференции, где в большей степени проявляется творчество, развивается любознательность, образное мышление, дети учатся выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение. При изучении географических районов России в 9 классе целесообразно уделить внимание учебным заведениям города Новосибирска, а также востребованным специальностям.

География даёт возможность воспитывать у учащихся чувство толерантности. Например, при изучении темы «Человеческие расы» в 6 классе развиваю уважение и терпимость к людям, независимо от расовой принадлежности. При изучении курса «Географии материков, океанов, народов и стран» в 7классах знакомлю детей с культурой, достижениями, памятниками народов мира, прививать чувство уважения к людям иной культуры. На изучение темы «Население России» в 8 - 9 классах отводится немало уроков, поэтому имеется возможность уделить внимание изучению культуры, обычаев, традиций народов России.Важно подчеркивать, что Россия - огромная  многонациональная страна, в ней проживает более 100 различных народов: русские, татары, коми, мордва, ненцы, карелы и другие народы, отличающиеся друг от друга внешними признаками, нормами поведения бытом и рядом других признаков. Россия принимает на своей гостеприимной земле граждан всех государств мира. Русские люди всегда были терпимы к чуждой вере и национальности. На уроках использую выставочный материал по теме «Россия – многонациональная», это позволяет воспитывать у учащихся толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относится к их взглядам, обычаям, традициям.

Данная тема позволяет воспитывать у учащихся толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относится к их взглядам, обычаям, традициям.

 

В тесной взаимосвязи с патриотическим воспитанием находится экологическое воспитание. Цель - формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

География помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе «Красной» строкой при изучении России идет тема «Природа и человек». При выполнении творческих заданий рубрики «От теории к практике», обучающиеся на примере своей местности, анализируют информацию о влиянии человека на природу, о нерациональном использовании ресурсов, о необходимости решения экологических проблем. Например: «Составьте прогноз развития экологической ситуации в НСО на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека», «Подготовьте творческую работу о видовом разнообразии особо охраняемых территорий России и их особенностях».

Работа с контурной картой, номенклатура географических объектов, составление кроссвордов, создание презентаций на заданную тему развивает внимание во время урока и заставляет поработать с картами атласа, а значит, ещё лучше знать свою страну.

Таким образом, воспитательный потенциал учебника географии неисчерпаем. Каждый параграф учебника - это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов (заданий) разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

Велика роль предмета в формировании навыков здорового образа жизни, охране здоровья человека. Эти вопросы изучаются на уроках «Климат и человек»,  «География населения мира».

При изучении атмосферы, ее состава рассматриваю влияние атмосферы на состояние здоровья человека и его адаптацию к разным климатическим условиям. Здесь актуализирую знания учащихся о строении и функционировании органов дыхания, необходимости их защиты и профилактики болезней органов дыхания.

При определении и сравнении различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира анализируем влияние вредных привычек на продолжительность и качество жизни. Таким образом, воспитательный потенциал учебника географии неисчерпаем. Каждый параграф учебника - это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов (заданий) разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

Каждая тема позволяет использовать различные методы и приемы, помогающие реализовывать не только образовательные задачи, но и задачи воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, воспитательный потенциал уроков географии неисчерпаем.  Каждая тема урока позволяет использовать различные методы и приемы, помогающие реализовывать не только образовательные задачи, но и задачи воспитания подрастающего поколения.

Уникальность уроков  учебного предмета заключается в том, что на уроках одновременно исследуем  проблемы окружающей среды и общества; рассматриваем  общество, природную среду во взаимосвязи. В процессе обучения  есть предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью, Родине, природе, труду, знаниям. Слияние в один поток процесса обучения и процесса воспитания  является  успешным только тогда, когда каждому уроку будет придана воспитательная направленность.

 

Литература

1.                   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2.                   Щуркова, Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогический поиск, 2007. – 160 с.

3.                   Ефимов, С.И. Художественная и научно-популярная литератур на уроках физической географии /С.И. Ефимов// География в школе. – 2004. - №6.-С. 69-73.

4.                   Журавская, М.Б. Воспитание на уроках географии / М.Б. Журавская// География в школе.– 2004. - №1.- С. 65-68.

 


 

МАМОЙЛЕНКО ЮЛИЯ ГЕОРГИЕВНА УЧИТЕЛЬ

МАМОЙЛЕНКО ЮЛИЯ ГЕОРГИЕВНА УЧИТЕЛЬ

Мы всегда в числе первых приходим на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это

Мы всегда в числе первых приходим на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это

Данная тема позволяет воспитывать у учащихся толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относится к их взглядам, обычаям, традициям

Данная тема позволяет воспитывать у учащихся толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относится к их взглядам, обычаям, традициям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2023