ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ ДЛЯ
ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Театр поучает
так, как этого не сделать толстой книге.
Вольтер
В современном обществе повысился социальный престиж
интеллекта и
научного
познания. Исходя из этого, родители стремятся дать детям знания,
научить
их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и
творить,
уделяется мало внимания. Кроме того, в последнее время дети увлечены
компьютерами и другими новомодными игрушками, которыми родители стараются
заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния».
Также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества,
помощи и участия взрослых в развитии ребёнка, не понимая того, что без этого
невозможно полноценное психическое и социально эмоциональное развитие личности.
Поэтому многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с
окружающими, особенно со сверстниками.
Некоторые
дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому
человеку,
порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к
ним
обращается кто-то. А это в свою очередь затрудняет процесс социализации. В
связи с этим педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала, изменение её
роли в процессе первичной социализации ребёнка. Нестабильность общества,
социальная напряжённость, экономическое давление передвинули воспитательные
функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на
первом месте.
Кроме
того, с введением ФГОС дошкольного образования в целях повышения качества
дошкольного образования одной из главных задач ДОУ является забота о социальном
благополучии ребёнка и сотрудничество ДОУ с семьёй.
Одна
из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей, взаимодействия. И семья, и
дошкольное учреждение по-своему передают ребёнку социальный опыт. Но только в
сочетании друг с другом они создают оптимальные
условия
для вхождения маленького человека в большой мир.
Эту
ситуацию можно исправить за счёт включения семьи в образовательное пространство
ДОУ. Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой
проблеме.
Одной
из продуктивных и интересных форм является театрализованная
деятельность,
которая способствует полноценному объединению семьи и детского сада. Значение
театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить,
поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других
видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на
человека.
Театрализованная
деятельность позволяет решать многие педагогические
задачи,
в особенности речевого, интеллектуального и художественно - эстетического
развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития
эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет
психотерапевтическую функцию. В процессе организации театрализованных игр у
детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды
и средства общения, складываются и осознаются непосредственные
взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и
навыки.
Таким
образом, тема «Использование театрализованной деятельности через организацию
конструктивного взаимодействия с семьёй для позитивной социализации
дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» представляется важной
актуальной.
В
связи с этим перед нами, как перед педагогами, возникла проблема: как
сформировать
семейный опыт совместной творческой деятельности с детьми,
содействовать
улучшению отношений между взрослыми и детьми.
Поэтому,
для нас огромное значение имело организация пространства для
театральной
деятельности.
Театрализованный
уголок – важный объект развивающей среды, с которого необходимо начать оснащение
группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить
группу, объединить детей и родителей интересной идеей, новой для них
деятельностью.
В
нашей группе с помощью родителей был создан театрализованный уголок, при
создании и организации которого мы придерживались следующих
принципов:
содержательность, насыщенность, трансформируемость, полифункциональность,
вариативность, доступность и безопасность. РППС организована с учетом
возможностей для детей играть одному или отдельными подгруппами.
Уголок
театрализованной деятельности находится далеко от шумного
спортивного
уголка. Рядом с театрализованным уголком расположены уголок
уединения,
книжный и музыкальный уголки.
В
уголке уединения ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации любимых
книг, отрепетировать роль и др.
В
книжном уголке ребенок может самостоятельно «пообщаться» с книгой, полистать
её, рассматривая иллюстрации, обсудить со сверстниками, а потом применить в
театрализованной деятельности.
В
музыкальном уголке дети могут самостоятельно играть в музыкально дидактические
игры, самостоятельно устраивают «Концерты» и «Спектакли»,
используя
при этом игрушки, куклы, плоскостные фигурки.
В
театрализованном уголке представлены:
-
Подборка тематической художественной литературы.
-
Тематические настольно-печатные игры.
-
Лэпбуки используются в индивидуальной и совместной деятельности
детей,
с помощью которых дети закрепляют знания о правилах поведения в театре,
театральных профессиях, знаменитых театрах мира, рассказывают сказки
при
помощи пазл, картинок и бумажных фигурок, отгадывают загадки.
-
Костюмерная: костюмы для сказок, различные юбки, платья; для танцев
–
ленты на палочках, сумки, шляпы. Костюмы и атрибуты помогают вжиться в роль.
-
Театры: Би-ба-бо; пальчиковый театр; картонные и деревянные фигурки
и
декорации для настольного театра; игрушки (пластмассовые, резиновые) для настольного
театра; игрушки-фигурки из «Киндер сюрприза»; сказка «Волк и семеро
козлят»; маски сказочных героев для театрализации и самостоятельных игр детей;
маски символики нашей группы «Винни Пух».
При
помощи пальчикового театра даже самый стеснительный ребенок
чувствует
себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг
с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры.
Наборы
сюжетных фигурок помогают ребёнку разыгрывать сценки по
сказкам
и инсценировкам.
В
своей работе мы стараемся развивать творческую самостоятельность
детей.
Большое значение придаем обыгрыванию какой-либо темы, знакомой
сказки
без предварительной подготовки, например «Теремок», «Курочка Ряба»
и др.
Очень нравится детям участвовать в спектаклях и показывать их детям другой
группы. Например, для знакомства детей I младшей группы с миром театра
представляли сказку «Колобок», а для детей старшей группы сказку на противопожарную
тему «Берегите родные леса!».
Также
ежегодно в нашем детском саду проходит фестиваль театральных
постановок,
где мы вместе с воспитанниками показывали сказки: «Заяц - портной»,
«Муха-Цокотуха» для детей с ОВЗ.
Но,
потенциальные возможности семьи в развитии театрализованной деятельности не
использовались. Дети знакомились с миром театра только в саду.
В
связи с этим нами был намечен план работы по взаимодействию детского сада и
семьи через театрализованную деятельность. Нами был разработан проект «Учимся-играя».
Проект состоит из нескольких этапов:
1.
Анкетирование родителей. Темы: «Выявление уровня педагогической
культуры
родителей», «Выявление отношения семьи к совместной культурнодосуговой
деятельности», «Любите ли Вы театр?».
2.
Беседы, наблюдения в ходе специально организованных театрализованных игр,
упражнений; игры-этюды на определение творческих способностей
родителей.
3.
Родительское собрание «Театр и семья».
4.
Совместное посещение театров.
Дети
нашей группы систематически просматривают спектакли театра кукол, часто на этих
спектаклях присутствуют и родители. Затем родителям и детям предлагается
выполнить творческие работы по мотивам просмотренных
спектаклей,
организовать выставку рисунков детей и взрослых, самодельных
открыток,
поделок.
5.
Совместная работа по изготовлению костюмов, декораций, бутафории.
Важно
привлечь родителей к совместной работе по изготовлению костюмов, декораций,
бутафории. Для постановки выбирается русская народная сказка. Героев сказки играют
дети, а взрослые изготавливают декорации и мастерят
костюмы.
Каждый из гостей – как ребенок, так и взрослый – имеет возможность сделать себе
грим и примерить театральный костюм. Затем взрослым предоставляется
возможность смотреть спектакль.
6.
Совместные театрализованные праздники.
На
такие праздники приглашаются дети и их родители. Всем предлагается стать
актёрами. Дети и взрослые произвольно делятся на три группы и работают под
руководством педагога. Каждая группа выбирает для инсценировки сказку или
стихотворение, сюжет которых хорошо знаком.
Конечно,
в детском саду нет многого из тог, что имеется в настоящем театре. Главное, что
нужно для работы – это наша фантазия. А родители могут
взять
на себя роль помощников, зрителей, гримёров и организаторов спектакля.
Совместные
переживания, исполнительская деятельность, «сюрпризность»,
неожиданные
выступления взрослых, встреча с любимыми персонажами сказок, весёлые игры,
изготовление костюмов, декораций вместе с родителями доставляет необычайную
радость детям, заставляют волноваться, восторгаться, чувствовать себя
счастливыми.
В
ходе работы над проектом мы достигли определённых результатов. Был
создан
положительный эмоциональный настрой, родители и дети активно общаются между
собой, больше времени проводят вместе; накоплен положительный опыт совместной
творческой деятельности. Взаимодействие с родителями детей стало
более конструктивным и позитивным.
На
данный момент работа над проектом продолжается.
Список литературы:
1.
Акулова О. А. Театрализованные игры / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. –
2005.
– №4. – С. 24-32.
2.
Антипина Е. А. Театральная деятельность в детском саду / Е. А. Антипина. – М.:
Сфера,
2003. – 120 с.
3.
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение,
1991. – 127 с.
4.
Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности / М. Б.
Зацепина.
–
М.: ТЦ Сфера, 2010. – 28 с.
5.
Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации
/
Е. В. Мигунова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
6.
Николаичева А. П. Инсценирование литературных произведений / А. П. Николаичева
//
Дошкольное воспитание. – 1980. – №10. – С. 31-34.
7.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети»
/
Н.
Ф. Сорокина. – М.: АРКТИ, 2004. – 207 с.
8.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. – М.: Владос, 2001. – 83 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.