«Использование театрализованной деятельности с элементами исторической реконструкции, как способа защиты коллективного исследовательского проекта»

  • Мероприятия
  • docx
  • 01.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная методическая разработка содержит опыт театрализованной защиты коллективного проекта с элементами исторической реконструкции.
Иконка файла материала работа Ермизина театр деят.docx

Управление образования администрации города Оренбурга

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Многопрофильный центр дополнительного образования детей»

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Использование театрализованной деятельности

с элементами исторической реконструкции,

как способа защиты

коллективного  исследовательского проекта»

 

 

 

Управление образования администрации города Оренбурга

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Многопрофильный центр дополнительного образования детей»

 

Принято

Научно-методический совет

МАУДО «МЦДОД»

Протокол № 1 от 29.08.2022г.       

 

   

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУДО «МЦДОД»

____________  /О.Б. Тарануха/

Приказ № 98 от 01.09.2022 г.

 

 

 

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС

ДИДАКТИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Использование театрализованной деятельности

с элементами исторической реконструкции,

как способа защиты

коллективного исследовательского проекта»

 

 

          

 

 

 

 

Автор-составитель:

Ермизина Галина Ивановна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург, 2023 г

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 4

2.Проектная деятельность по историческому краеведению - высшая форма

 исследовательской деятельности учащихся в дополнительном

образовании……………………………………………………………………….6

3.  Театрализованная деятельность и элементы исторической реконструкции, как эффективные методы защиты коллективного проекта по историческому краеведению………………………………………………………………………11

4.Список использованных источников  литературы………………………….16

6.Приложения……………………………………………………………………17

- сценарии

- видеоматериалы

- проекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

        В настоящее время школьная история нуждается в новых формах и приемах организации обучения. Сегодня учитель истории стоит перед сложной задачей: как обучить, погрузить в изучение прошлого, мало читающее поколение в век обесценивания слова, потока противоречивой информации через СМИ и Интернет. Ситуация усугубляется общим снижением общественного интереса к историческим событиям личностям, фактам. Может ли в этой ситуации школьная история быть занимательной и интересной? Может ли она заинтересовать современных детей? Может ли она, не только давать знания, но и вовлекать учащихся в практическую деятельность, ставить их перед сложным выбором самостоятельного решения. Думаю, что может и должна! И в этом может помочь организация проектно-исследовательской деятельности по историческому краеведению в системе дополнительного образования. Именно в УДО имеются широкие возможности для такой интересной и очень важной учебной деятельности с учащимися.

       Опыт работы в дополнительном образовании по этому направлению показывает, что историческое краеведение может стать важным средством повышения качества знаний и активизации познавательного интереса у учащихся к истории родного края.

        Объектом исследовательской деятельности учащихся, в первую очередь, становятся краеведческие материалы. Они значительно облегчают восприятие исторических событий и фактов, способствуют их осознанию, запоминанию и воспроизведению. Ведь история родного города, поселка или села не может не интересовать ребят, как не может быть безразлична судьба своих близких людей.

          Исследовательская проектная работа в УДО и в школе дает наибольший педагогический эффект тогда, когда педагог не ограничивается передачей готовых исторических сведений и фактов, а организовывает учащихся на самостоятельный поиск краеведческих материалов. Именно поэтому самым эффективным методом организации работы по историческому краеведению является исследовательский.

Данная методическая разработка предлагает к рассмотрению педагогический опыт работы в направлении коллективной проектно-исследовательской деятельности и таких эффективных методов их защиты, как театрализованная деятельность с элементами исторической реконструкции.

Данная разработка представляет примерные сценарии защиты коллективных проектов на историческую тематику, а также фото и видеоматериалы, подтверждающие данный педагогический опыт.

Сценарный материал и рекомендации данной методической разработки будут полезны не только педагогам дополнительного образования, работающим с проектами по историческому краеведению, но и школьным учителям истории и начальной школы.

Цель данной разработки - представить работу по организации коллективной проектно-исследовательской деятельности учащихся по историческому краеведению в УДО.

Задачи:

- показать на конкретных примерах проектов результативность коллективной работы учащихся по историческому краеведению в творческом объединения «Наш проект

- раскрыть особенности защиты коллективного проекта учащихся по историческому краеведению

- показать роль краеведческих проектов в организации учебно-воспитательного процесса в УДО.

Актуальность данной разработки  определяется  тем, что в каждой школе Оренбуржья обязательным предметом является «История родного края», а в УДО активно  развивается работа по историческому краеведению, где ребята знакомятся не только с историей родного края, но и с жизнью и деятельностью выдающихся людей, прославивших наш край в разные периоды его развития

На этих занятиях педагоги дополнительного образования  организовывают детей на самостоятельный поиск информации в библиотеках, музеях и архивах, что помогает развивать у воспитанников исследовательские качества, которые необходимы  для формирования нового человека, способного ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные способы их решения. 

Данная работа направлена на формирование личностно-значимых ценностных ориентиров у учащихся в контексте осознания  ими своей связи с окружающим их  «малым» миром, посредством исторического краеведения.

2.Проектная деятельность по историческому краеведению - высшая форма

исследовательской деятельности учащихся в дополнительном

образовании

 

Сегодня не только в школе. но и в УДО все активнее используется проектная технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса. В основу метода проектов положена идея, которая составляет суть понятия «проект», то есть направленность на результат в процессе решения той или иной значимой проблемы. Этот результат должен быть реальным, ощутимым, таким, который можно увидеть, осознать, проанализировать. Если в основе проекта лежит теоретическая проблема, то итогом должно быть определенное решение, ну а если практическая, то это будет   практическое приложение, то есть то, что реально можно продемонстрировать как результат работы, проделанной всей командой.

        А для этого лучше всего делать с учащимися коллективные проекты, где каждый найдет для себя посильное занятие, которое будет вкладом в общее большое дело.

Чтобы достичь этого, необходимо учить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекать для этого знания, способность прогнозировать результат и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи, оценивать собственные действия и действия своих товарищей.

     Коллективную проектную деятельность в УДО можно считать высшей формой исследовательской работы учащихся. В проекте ребята становятся главными действующими лицами учебного процесса, они являются равноправными членами творческого коллектива, что позволяет им объединяться по интересам и самое главное - самореализоваться.

      Метод проектных технологий дает возможность привлекать к учебному процессу не только действия и мысли школьников, но и их чувства. В ходе осуществления проекта у них формируется умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, приобретается обязательность и ответственность. Умение пользоваться методом проектов - показатель отношения педагога дополнительного образования к прогрессивным методикам обучения и развития учащихся.

 

Мероприятия в рамках коллективного проекта

«А.И.Родимцев – славный сын Отечества, которым гордятся оренбуржцы»

 

I этап.

Создать:

1. Презентацию о герое-земляке А.И.  Родимцеве

2. Видеофильмы  о герое-земляке  А.И. Родимцеве  «Легенды о генерале-отвага» и «Наш герой».

3. Творческие работы (эссе) «Мы помним тебя, генерал!».

4. Теоретическую часть проекта «А.И.Родимцев – славный сын Отечества,

которым гордятся оренбуржцы»

Провести:

1. Презентацию созданных  видеофильмов.

2. Презентацию творческих работ.

II этап.

Создать:

1. Видеофильм  о герое-земляке  А.И. Родимцеве  и его 13 гвардейской дивизии, защищавшей Сталинград  «Прикоснуться сердцем к тебе, Сталинград!»

2.Анимационный фильм о санинструкторе Марии Боровиченко, сражавшейся в 13 гвардейской дивизии  генерала А.И. Родимцева «Девушка из легенды»

3.Творческие работы  ( стихи и эссе) о защитниках Сталинграда.

4. Развивающие игровые задания об обороне Сталинграда 13 гвардейской дивизией Родимцева.

5. Практическую часть проекта «А.И.Родимцев – славный сын Отечества,

которым гордятся оренбуржцы»

Провести:

1. Презентации созданных видеофильмов

 2. Тематическое занятие  «Генерал-отвага»

3. Познавательную игру «От сапожника до генерала»

Принять участие:

1.В Международном конкурсе видеофильмов  «Шелковый путь»

2.Во Всероссийском  конкурсе видеофильмов «Смотри – это Россия!»

2. В региональном конкурсе видеофильмов «Юные амбассадоры Оренбуржья»

III этап.

Создать:

1.Сценарий театрализованной защиты проекта с элементами исторической реконструкции»

2. Видеофильм театрализованной защиты проекта

Провести:

1.Театрализованную защиту проекта

Принять участие:

1.В Международном конкурсе проектно-исследовательских работ   «Шелковый путь»

2.Во Всероссийском  конкурсе проектно-исследовательских работ   «Мое Отечество»

3. В региональном конкурсе исследовательских работ «Отечество»

4. В городском конкурсе проектно-исследовательских работ   «Юные исследователи»

 

Ожидаемые результаты:

1. Развитие познавательного интереса и проявление познавательной активности учащихся к краеведческой деятельности.

2.Реализация проекта позволит  пополнить  фонд  продуктов краеведческой тематики ( документальные материалы и творческие работы : видеоматериалы, презентации, анимационные фильмы, эссе и стихи)

 

Оценка эффективности проекта

- Создание электронного и документного фонда краеведческого характера о героях-земляках и сценариев театрализованной защиты проекта.

- По окончании проекта эффективность будет оцениваться по  качеству участия в конкурсном движении в рамках исследовательской деятельности.

количеству обращений на сайт библиотеки и по результатам анкетирования.

 

 

 

Создание ситуации успеха при разработке  коллективного проекта

как необходимое условие процесса создания творческого продукта учащимися.

 

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.

Сегодня главный смысл деятельности педагога - создать каждому учащемуся  ситуацию успеха.

Успех в создании проекта связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает ребенок в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь ребенку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, ребенок и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу.

Что следует понимать под ситуацией успеха в нашем творческом объединении?

Это результат  подготовленной педагогической стратегии  на  удачу  для всех учащихся в задуманной проектной деятельности, где каждый сможет выполнить  посильные ему задания.

 

Технологические операции создания ситуаций успеха в творческом объединении «Наш проект»

 

·        авансирование успешного результата для всех участников

·         персональная исключительность каждого учащегося

·        мобилизация активности или педагогическое внушение

·        высокая оценка детали

·        мотивация учащихся на получение благодарности и грамоты «Лучший учащийся года» по итогам участия в проекте

·        наставничество по принципу «педагог-учащийся» и «учащийся-учащийся»

·        волонтерская деятельность

·        создание видео с элементами анимации как творческого продукта

·        театрализованная защита проекта

 

    

 

1.   Каждому участнику проекта можно авансировать успешный результат. Этот приём помогает мне, как педагогу,  выразить свою твердую убежденность в том, что мой  учащийся обязательно справиться с поставленной задачей, а ребенку поверить в свои силы. Я  стараюсь как можно чаще выражать уверенность в успехе своих воспитанников такими словами:

«У вас обязательно получиться».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

2.   Персональная исключительность обозначает важность усилий конкретного ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть это   можно следующими фразами:

«Только ты и мог бы…».

«Только тебе я и могу доверить…».

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

Такие слова со стороны педагога  помогут ребёнку поверить в свою исключительность и незаменимость.

3.   Для того чтобы увидеть результат деятельности ребенка , необходима мобилизация активности или педагогическое внушение. К выполнению конкретных действий я использую  следующие побуждающие высказывания:

«Нам уже не терпится начать работу…».

«Так хочется поскорее увидеть…».

4.   Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы помогает  детям эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого я как педагог стараюсь  подчеркнуть индивидуальные успехи конкретного ребенка:

-  «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». 

- «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах и не опустить им руки в случае неудачной попытки.

5.     Мотивация учащихся на удачный результат в нашем объединении осуществляется получением благодарности за выполненную работу в процессе разработки проекта. Каждый воспитанник вносит  посильный вклад в общее дело и за это получает благодарность.

Дети, которые принимают самое активное участие в разработке творческих продуктов для проекта и в конкурсном движении получают грамоту «Лучший учащийся года». Это очень стимулирует воспитанников на положительный результат в общем деле и на их активность.

   

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.     Наставничество по принципу «педагог-учащийся» и «учащийся-учащийся».

В нашем коллективе уже сложилась добрая традиция наставничества. Особенно практикуется такая форма как «учащийся-учащийся». Состав коллектива детей у нас разновозрастной. Есть дети 3-го, 5-го, 6-го и 7-го классов. Старшие дети помогают младшим и особенно при работе над анимационными фильмами. Так сообща у нас и получается коллективный проект.

 В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, когда работают самостоятельно.

Выполняя же работу в паре постоянного или сменного состава, дети получают возможность справиться с заданием успешно.

Кроме того, введение в занятие таких  форм обучения позволяет нам педагогам оживить занятие и направить его в русло успеха.

Деятельность педагога, которая строится на основе системы методов, оперируя которыми он  создает условия для переживания учащимися положительных эмоций своей деятельности и есть ситуации успеха .

    7.Волонтерская деятельность с героями наших проектов.

Это поздравление открытками,  продуктовыми наборами, цветами к таким праздникам, как «День пожилого человека», «Новый год», «День Героев Отечества», «День Победы» и конечно же «День рождения».

   8. Создание видео с элементами анимации как творческого продукта

Каждый проект имеет свой продукт. Уже стало нашей доброй традицией делать анимационный фильм по материалам проекта.  Это интересно для самих ребят, но еще приносит нам заслуженные победы в конкурсах различного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       9.Театрализованная защита коллективного проекта.

 С 2016 года у нас проходит публичная защита коллективных  проектов в форме театрализованной постановки с элементами исторической реконструкции .

 

3.Театрализованная деятельность и элементы исторической реконструкции, как эффективные методы защиты коллективного проекта по историческому краеведению.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство и театрализованную деятельность.

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов,  однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .

 А как  из защиты проекта  сделать спектакль? Путь один – создание интересных сценариев  для театрализованной деятельности детей с элементами исторической реконструкции  на краеведческую тематику.

Театрализованная деятельность  –  это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

    Разрабатывая собственную модель организации обучения историческому краеведению, я опиралась на освещение вопросов организации исследовательской деятельности, краеведческой работы учащихся не только в методической литературе, но   также на собственный педагогический опыт.

Мой педагогический опыт стал эффективным для моих воспитанников в силу того, что много лет, популяризируя историческое краеведение в МАУДО «МЦДОД» и на конкурсе «Педагоги-краеведы, работающие с молодежью» , я объединяю свои усилия и усилия учащихся, чтобы сформировать у них интерес к истории родного края.

Работа над созданием собственной модели коллективной проектной деятельности по историческому краеведению в УДО – это сложный, но интересный творческий процесс. Коллективные исследования по историческому краеведению отрывают детей от социальных сетей и компьютерных игр. Живое прикосновение к страницам истории является важным педагогическим инструментом, который учит сопротивляться отчуждению, непониманию прошлого. Ведь очевиден тот факт, что без краеведения, без знания истории, культуры, традиций родного края вряд ли стоит говорить о формировании у воспитанников национальной гордости, самосознания. 

Приведу конкретные примеры на нашем творческом объединении.

В творческом объединении «Наш проект» занимаются дети начальной школы и 5-6-7 классов.

Дети третьих и четвёртых классов ещё не проходят на уроках историю и поэтому не готовы воспринимать сухую информацию в цифрах, событиях и фактах. Вот и возникла мысль об использовании на   занятиях элементов театрализации, но основанных на исторических фактах. Идею эту  предложили сами ребята и мы все приняли ее с радостью.

Это различные странички из истории нашего края и из жизни известных людей Оренбуржья.

Например, самый первый проект «Легенды старого Оренбурга» о нашем земляке краеведе Десяткове Г.М. мы защищали вместе с историческими персонажами и выдающимися деятелями, которые внесли большой вклад в основание и развитие нашего города.

Как им было интересно примерять на себя исторические персонажи! Они долго присматривались к выдающимся историческим деятелям, вживаясь в их образы. Мы готовили рефераты и презентации, решали кроссворды и сочиняли стихи о родном городе. рисовали исторический город и слушали легенды старого города, посещали музеи и встречались с интересными людьми.

Волновались все - и дети и я. А как не волноваться? Нам предстояло не только представить теоретический материал, но и показать эпизоды исторической реконструкции зарождения нашего родного города в те далёкие годы.

Вот так и появился сценарий защиты нашего проекта. Казалось, что тут особенного? Но дети помогли мне понять самое главное, что интерес к истории своего города должен формироваться с чувства сопереживания и проживания тех далёких событий через эмоции, то есть через формирование  эмоционального  интеллекта учащихся.

 Но вновь вернёмся непосредственно к защите. Целью нашего проекта стало изучение истории основания города Оренбурга, а предметом исследования – факты, события и биографии выдающихся людей Оренбуржья.

Вряд ли, кто станет отрицать необходимость изучения истории и восстановления исторической памяти поколений.  Думаю, что нет. Поэтому формирование любви к своей малой родине должно начинаться со знакомства с историческими персонажами. У нас присутствовали разные персонажи: это и царские особы. которые имеют непосредственное отношение к нашему городу и люди, чьи имена запечатлены в улицах, памятниках и площадях Оренбурга.

Мы постарались максимально правдиво отразить те исторические события, которые вписаны в историю нашего города. Дети очень артистично играли свои персонажи.  Перед зрителями предстал Петр 1, который мечтал о городе в уральских степях, как о вратах в Азию и величайшие царские особы - Анна Иоановна, Елизавета и Екатерина 2.  Они вели диалог с первым губернатором крепости Оренбург Неплюевым И. И. и с учащимися.

 Все эти лица сыграли немаловажную роль в судьбе Оренбурга.

  Дети очень старались, и результат был успешным.  Самой большой оценкой их выступлению послужило одобрение своего классного руководителя, родителей и   аплодисменты одноклассников. Ну и конечно  заслуженная награда  за проделанную работу – это диплом победителей в конкурсе исследовательских и проектных работ «Первый шаг к Нобелевской премии».

Далее у нас появились такие проекты как:

- «Оренбургский государственный природный заповедник:                            Люди. События. Факты»

- «Детство, опаленное войной»

-«А.И.Родимцев – славный сын Отечества, которым гордятся оренбуржцы»

Структура сценария защиты коллективного проекта

I.Вводная часть:

1. Приветствие

2. Вступительное слово

3. Музыкально-литературная композиция

II. Подготовительная  часть:

1. Театрализованная часть защиты проекта с элементами исторической реконструкции

III. Основная часть:

1. Теоретическая часть защиты проекта (цели, задачи, гипотеза, этапы и методы, продукт)

 2. Просмотр анимационного фильма, как творческого продукта проекта

 3. Итог

Именно театрализованная защита коллективного проекта предоставляет возможность всем детям участвовать в защите и показать свои творческие и артистические способности. Исторические персонажи только помогают развивать познавательный интерес у детей к данной теме проекта.

 

 

Список использованных источников и литературы:

 

1.          Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001.- 128 с.

2.          Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2000.

3.          Методика историко-краеведческой работы в школе // Под ред. Н. С. Борисова – М., 1982.

4.          Сорокин А. Н. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся: пособие для учителя / А. Н. Сорокин. – М.: Просвещение, 2001. – 274 с.

5.          Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов у учащихся. – М.: Педагогика, 1988.

6.          Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Педагогика, 1986.

7.           И.М. Верещагина, М.Е. Савинцева «Феномен исторической реконструкции в приобретении новых знаний»

 Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 59

                       8. «Гостиный двор» - Оренбург,1997.-№4.

                        9.«Губернаторы  Оренбургского  края» - Оренбург,1999.

                         10.Десятков Г.М. «Легенды старого Оренбуржья» - Калуга:          «Золотая аллея»,1994

                        11.«История Оренбуржья» - Оренбург,1996.

                        12.«Неизвестный Владимир Даль»- Аверьянов А. «Вслед за некрасивой» - Оренбург.

                        13.«Оренбуржье: знатное прошлое, славное настоящее» - Оренбург, 2007.

                          14.Анатолий Прусс «Рассказы по истории Оренбуржья» -  Оренбург 2003г.

                                  Интернет – источники:

                             1.«История Оренбуржья»

                             http://kraeved.opck.org

                             2.«Краевед Оренбуржья»

                             http://orenkraeved.ru

                             3.Авторские проекты Раковского Сергея

                             http://rakovski.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Приложение:

 

Сценарий театрализованной защиты проекта

«Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты»

 

Оборудование:

- Компьютер, динамики, микрофоны, флеш-карта с музыкальной композицией, презентациями и анимационным фильмом

- Ширмы –стационарные напольные с фотографиями об Оренбургском государственном заповеднике, плакатами в защиту природы нашего степного края и иллюстрациями к проекту.

Декорации и реквизиты:

- Национальные костюмы народностей, населяющих оренбургский край

Действующие лица и исполнители:

1.Дети-участники защиты проекта в национальных костюмах

2.Исторические персонажи: Н.М. Пржевальский, П.И. Рычков, А.И. Шренк

Сцена 1:

Участники:

- Ведущие

- Дети в национальных костюмах

На экране:

- Презентация с фотографиями об Оренбургском государственном заповеднике.

1.Ведущая:

Здравствуйте уважаемые гости, члены жюри и участники!

Разрешите приветствовать вас на разных языках.

Учащиеся произносят приветствие:

1.На русском- Мы рады вам!

2.На казахском- Салеметсиз бе!

3.На украинском- Здрастуйтэ! Вита́ю! ми раді вам

4.На татарском- Исямэсез!

5.На башкирском- ХАумыхыгЫз!

6. На белорусском - Добры дзень! Мы рады бачыть вас!

2.Ведущая:

Мы, группа ребят, из творческого объединения «Наш проект» хотим представить вам наш коллективный проект «Оренбургский государственный природный заповедник. Люди. События. Факты» в театрализованной форме.

3.Ведущая:

 Актуальность выбранной темы:

На территории России есть много уникальных по своей красоте уголков природы и наш оренбургский край не исключение.

У нас, на Южном Урале, есть прекрасное место – степи, которые являются частью огромного степного пояса Евразии.

3.Ведущая:

А в центре этого пояса - Оренбургский край и город Оренбург, который по воле ПетраI стал вратами в Азию. Именно здесь, в Оренбуржье, решается сегодня судьба степной Евразии и решают её люди разных национальностей дружно и с любовью к родному краю.

Учащиеся в национальных костюмах:

1.Казашка:

Часто мы не задумываемся о тех богатствах, которые дала нам природа.

2. Башкирка:

Мы распахиваем земли, вырубаем леса, проникаем всё глубже в недра Земли, тем самым наносим огромный ущерб природе. 

3.Татарка:

Вследствие этого исчезают редкие виды растений, птиц и животных.

4.Украинка:

Где искать решения?

Как можем мы, учащиеся, сохранить природные богатства, уникальный животный и растительный мир нашего края?

5.Белоруска:

Мы можем изучать и исследовать свой край через проекты и своим примером показывать, что природу надо беречь.

6.Русская:

В ходе проекта мы познакомились с оренбургским государственным природным степным заповедником, с его месторасположением, значением и особенностями.

7.Украинка:

Мы увидели, как люди, работающие там, оберегают природу. А мы тоже будем и далее учиться культуре поведения и общения с природой.

И мы это постараемся пронести через всю свою жизнь.

 8.Казашка:

Мы узнали много полезной информации.

У нас, в Оренбуржье, в 1989 г., через 35, после начала освоения целины, был организован первый российский степной заповедник.

9. Башкирка:

В Оренбуржье, в 1996 был создан единственный академический Институт Степи.

10.Башкирин:
Сегодня, через 50 лет после начала целинной эпопеи здесь намечается проект по реабилитации степей и возвращённого в них диких лошадей, о чём мечтали многие поколения деятелей науки и культуры нашего Отечества.

Поэтому в 2015 году открылся ещё один филиал степного заповедника «Оренбургская Тарпания».

1.Ведущая:

Ну а теперь о главном. Почему мы выбрали эту тему?

Учащиеся говорят о своем выборе:

·                   Русская: Потому, что это наша малая Родина

·                   Башкирка: Потому, что мы любим свой степной край 

·                   Казашка: Потому что степь - это удивительный мир! 

·                   Татарка: Это бесконечное небо, солнце, голоса животных и птиц                                                                                             

·                   Украинка:Это волнующее море из степного ковыля и разноцветных тюльпанов

·                   Украинка: Наша жизнь неотъемлема от нашего края.

·                   Татарка: Природа его щедра и бескорыстна. Она даёт нам всё для жизни и требует от нас бережного, уважительного отношения к себе.

·                   Башкирин: Природа является может размягчить даже самые чёрствые сердца. 

·                   Татарин: Природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки

·                   Русская: Поэтому мы хотим сохранить эту красоту природы для наших потомков.

·                   Украинка: Потому, что общество начинается с нас, будущих его активных граждан.

Дети читают стих:

1.Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь
А зовётся это степь.

2.Сколько солнца, бездонного неба, 

Степь без края…Белёсый ковыль.

Словно горы чистейшего снега-

Солончак средь зелёной травы

 

3.Как ты прекрасна, степь моя в апреле!

Хрустально-звонкий воздух, и простор,

И колокольчик - жаворонка трели!....

Ты – музыка, чьи звуки манят с давних пор!

Сцена2:

Участники:

- Ведущие

- Исторические персонажи

На экране:

- Презентация «Оренбургская степь»

Действие:

- Звучат голоса   и входят исторические персонажи:

Пржевальский: Господа! Господа!  Минуточку внимания.

 Рычков: Мы, кажется, попали к вам вовремя.

Шренк: Нам нужно передать вам нечто важное.

1.Ведущая: Простите господа, а кто вы такие? И что, вы важное, хотите нам сказать? Хотя я кажется догадываюсь кто вы….

Рычков: Разрешите представиться. Пётр Иванович Рычков –

 член-корреспондент Российской Академии наук.

Пржевальский: Честь имею! Генерал-майор русской  армии и путешественник  Николай Михайлович Пржевальский.

Шренк: Александр Иванович Шренк- действительный статский советник.

2.Ведущая: Очень рады вам господа!

3. Ведущая: Что привело вас в наш оренбургский край?

Рычков:  Прибыли мы вот по какому случаю.

Пржевальский: Дошли до нас слухи, что у вас было активное освоение целинных земель и сейчас степь на грани вымирания.

Шренк: Господа мы с Петром Ивановичем Рычковым много лет отдали изучению  оренбургского края.

Пржевальский: А я, господа, трижды бывал в вашем городе. Да, да, трижды.  Я тогда получил огромную поддержку для оснащения своих экспедиций от городского купечества.  Я всегда вспоминаю этот факт с большой благодарностью!

3. Ведущая: Мы знаем о ваших заслугах и как благодарные потомки помним о них.

1.Ведущая: В вашу честь, Николай Михайлович, назван вид дикой лошади, популяцию которой сейчас возрождают в нашем степном Заповеднике, который называется «Оренбургская Тарпания». В нём уже 20 лошадей Пржевальского, а к 2030 году будет 150, а может быть и более.

Пржевальский:Весьма рад этому событию! Значит помнят обо мне потомки. Это приятно. Я горд этим!

2.Ведущая: А вашим именем, Александр Иванович, назван, открытый вами, вид чудесного тюльпана. И носит он Ваше имя - тюльпан «Шренк».

Шренк: Значит мой труд так высоко оценен потомками? Это дорогого стоит!

3.Ведущая: А вас, Пётр Иванович, называют у нас «Колумбом степного края» за ваши труды по исследованию оренбургского степного края.

Рычков: Ну что ж. Весьма польщён господа! Весьма польщён!

Значит мы можем быть уверены, что степь возрождается и не погибнет от рук человеческих?

Пржевальский: Вот примите наши потомки верительную грамоту от нас и храните её, как завет от ваших предков, которые всей душой любили этот степной край и завещали его богатство вам .

Читает грамоту:

Дорогие наши потомки!

Земля – наш общий дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом.

Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеёк, и цветущий тюльпан, и волнующаяся ковыль и жаворонок в голубом зените.

А вокруг столько жестокости и равнодушия к природе.

Степи оренбургские оказываются на краю гибели.

И ваша задача подрастающего поколения – предотвратить это.

Мы завещаем вам все богатства оренбургского степного края!!!!

Берегите их!

1 Ведущая: Мы с радостью продолжим ваше дело по изучению и сохранению природы родного края.  Это для нас большая честь.

2. Ведущая:

Мы, Николай Михайлович, хотим Вам дать обещание, что примем активное участие в том, чтобы вскоре на здании бывшей городской Думы, появилась памятная доска с Вашим именем за Ваши заслуги.

3.Ведущая:

А теперь мы приглашаем вас на защиту нашего проекта. Проходите и послушайте нас.

Сцена3:

Участники:

- Учащиеся

На экране:

- Презентация защиты проекта «Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты»

Действие:

- Учащиеся рассказывают о работе над своим проектом

Первый учащийся:

Гипотеза нашего проекта: если каждый из нас будет много знать о нашем степном заповеднике, о его редких представителях флоры и фауны, то:

·       Возможно, мы сохраним оставшиеся богатства природы,

·       Вырастем будущими биологами, экологами – защитниками родной земли,

·       Станем милосерднее, терпимее, добрее, ответственнее, ведь этого в нашей жизни часто не хватает,

·        Тогда наша планета Земля станет более прекрасной.

Второй учащийся:

Цель проекта: Через изучение особенностей оренбургского природного заповедника, его программы по сохранению флоры и фауны,

- выяснить причины проблем нашего степного края сейчас и подойти к пониманию того, чем мы, учащиеся, можем помочь,

- а также вывести для себя девиз, что всё, что нас окружает, мы должны научиться любить, беречь и охранять.

Третий учащийся:

Задачи проекта:

-1. Изучить литературу и Интернет-ресурсы по данной проблеме.

- 2. Подобрать материалы о степном заповеднике.

- 3. Подготовить сообщение и презентацию проекта для его защиты.

- 4. Наметить продукт проекта:

-это акция в защиту первоцветов

-  мультфильм про заповедник

-    проект обращения в администрацию города о размещении памятной  доски в нашем городе  в честь выдающихся заслуг  Николая Михайловича Пржевальского.

 5. Рассказать о результатах своей работы одноклассникам.

Четвертый учащийся:

 Вид проекта по содержанию – исследовательский

 

Пятый учащийся:

Методы и приёмы:

Ø    сбор информации;

Ø    работа с литературой;

Ø    обработка собранной информации;

Ø    творческая работа по созданию презентаций и приложения к проекту в малых группах.

Шестой учащийся:

- В группах были распределены обязанности между ребятами.

Исследователи: собирали интересную, занимательную информацию по теме.

Литераторы: отбирали литературу по теме и сочиняли экологические сказки.

Изобретатели: создавали презентацию и анимационный фильм  про заповедник

Фотокорреспонденты: представили отчёт в виде фотографий и картинок, необходимых для создания проекта.

Вывод:

1.Ведущая:

- Наш проект представил вашему вниманию конкретные дела, в деле охраны природы. Каждый шаг по сохранению природы – это наш показатель любви к Родине. И такие шаги под силу всем людям.

2.Ведущая:

- Это могут быть самые разные поступки: сохранить степной цветок, уберечь степь от пожара, не разорять птичьих гнезд, правильно вести себя в степи, просто не бросать мусор, где попало, не топтать цветы и растения и тем самым мы сохраним и сбережем нашу природу, а значит и Родину.

3.Ведущая:

- И гипотеза в ходе проекта подтверждается: каждый человек может внести посильную помощь в деле сохранения природы и Родины.

1.Ведущая:

Скоро весна и расцветут первые цветы. Мы хотим напомнить вам дорогие ребята и взрослые, что нужно беречь первоцветы и не рвать их, а любоваться ими.

2.Ведущая:

Мы хотим сказать:

Будем беречь родную природу!

Дети произносят на разных языках слова: Берегите природу!!!!

1.На казахском языке: 

Табигат коргандар!

2.На татарском языке

Табигатне саклагес

3.На украинском языке

Збереження природи!

Бережить природу!

Утримайте природу!

4.На башкирском языке

Урман хаклагыз!

5.На русском языке:  

 

 Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

 

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Все вместе произносят   словаСохраним природу все вместе!!!!

3.Ведущая: 

- В этом году в январе исполнилось 100 лет   Баргузинскому заповеднику, который был самым первым в России.

- В честь этой даты мы хотим раздать 100 открыток с весенними полевыми цветами - это акция в защиту первоцветов.

1.Ведущая: 

- А сейчас вашему вниманию представляем наш анимационный фильм о заповеднике.

 

                        

Сценарий театрализованной защиты

проекта

«Детство, опаленное войной»

 

Оборудование:

- Компьютер, динамики, микрофоны, флеш-карта с музыкальной композицией, презентацией и анимационным фильмом «Детство, опаленное войной»

- Ширмы – стационарные напольные   с фотографиями из семейного архива Мячиной В.Н., и иллюстрациями к проекту.

Декорации и реквизиты:

- Костюмы участков защиты проекта довоенного периода

Действующие лица и исполнители:

1.Дети-участники защиты проекта

2. Верочка

3. Мама Верочки

4. Папа Верочки

5. Одноклассница и соседские мальчишки

6. Раненый солдат Ваня Спицын

Сцена 1:

Участники:

- Верочка

- Одноклассница Лера

-Соседские мальчишки   Кирилл и Гриша

На экране: фото парка, скамейка

Ведущая:

- Летний вечер в парке. 

- Город Кингисепп жил своей обычной мирной жизнью и ничто не предвещало беды.

- Верочка Осипова, ученица третьего класса сидит на скамейке с книгой и учит стихи. Скоро экзамен.

- Мимо проходит одноклассница Лера в красивом платье.

Вера: Добрый вечер Лера! Какое у тебя красивое платье!

Лера: Как у Валентины Серовой!

(Кружится).

Лера:На эстраде оркестр играет и танцы сейчас будут. Пойдешь?

Вера: (со вздохом) У меня экзамен на носу, мне учить надо.

Лера: Ну, учи, учи! (Уходит)

Сцена 2:

Участники:

- Верочка

-Соседские мальчишки   Верочки Кирилл и Гриша

На экране: фото парка, скамейка

Ведущая:

-Сегодня в парке весело. Весь вечер играет духовой оркестр. На танцевальной площадке много военных.

- Верочка по-прежнему сидит и зубрит стихотворение.

- Мимо проходят соседский мальчишка Кирилл с другом Гришей.  Кирилл   увлечённо рассказывает ему о модели самолётика.

(Музыка звучит тише)

Вера: (тихо бубнит) «Если скажут слово Родина, сразу в памяти …»

Кирилл:

-Вот видишь, какой получился. А если сделать его из металла, он будет обладать другими аэродинамическими свойствами…

Гриша: (насмешливо)

- И что, он будет сам летать?

Верочка: (воодушевлённо)

- Кирюша, мы тебе верим, конечно…

(Кирилл замечает Веру)

Кирилл:

- Здравствуй Верочка!

Гриша:

- О, Верочка, привет!

Вера:

- Добрый вечер ребята!

Кирилл:

- Пошли с нами кататься на карусели?

Вера: (со вздохом):

- Не могу, надо готовиться к экзамену, вот никак не могу выучить стихотворение.

Гриша:

-А какое?

Вера:

- Зинаиды Александровой «Родина».

-Вот послушай:

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно…наверно…

Вера:(огорчённо)

- Ну вот. Забыла

Кирилл:

-Ну, тогда учи, а мы пошли…

(ребята уходят)

(Музыка становится громче)

Сцена3:

Участники:

- Верочка

-Соседские мальчишки   Кирилл и Гриша

На экране: фото парка, скамейка

Ведущая:

- Вот и закончилась мирная жизнь.

Действие на сцене:

- Вдруг раздается грохот. Звучат раскаты орудий

- Кирилл и Гриша замирают в тревоге, смотрят по сторонам

- Мигают огни

-На экране кадры хроники летящих фашистских самолётов

- Верочка смотрит в небо и прижимает ладони к лицу…

Звучит голос Левитана:

Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение! Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня в четыре часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза! Началась Великая Отечественная война советских народов против немецко-фашистских захватчиков! Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!

(На экране заставка – летящие из самолётов бомбы.)

Сцена4:

Участники:

- Верочка

-Родители Веры

На экране: фашистские самолеты бомбят город Кингисепп

Ведущая:

- Начавшаяся война застала десятилетнюю Веру в городе Кингисеппе на границе с Эстонией.

- Она только закончила третий   класс на отлично и впереди ее ждали летние каникулы.

-  Но с началом войны у нее закончилось детство.

- Было 7 июля 1941года. Она запомнила этот день на всю свою жизнь.

Вера:

-Мамочка к нашему дому подъехала машина

- Наверное это папа.

-Мамочка скорее! Мне очень страшно!

Мама:

- Верочка! Не бойся нам папа сейчас поможет

Папа:

- У нас на сборы остались считанные минуты.

- Берите только необходимое.

 

Ведущая:

-Через час после отъезда Верочки с мамой после массированной бомбежки от их дома ничего не осталось.

-Так в Кингисеппе Верочку застала война.

Сцена5:

На экране: перрон Ташкентского вокзала, зал ожиданий

Ведущая:

-  Верочка с мамой эвакуировались в город Ташкент.

Вера:

На экране: перрон Ташкентского вокзала

(звучит голос воспоминаний Веры)

-  Я все помню. Помню тот военный Ташкент и вокзал.

- Было теплое солнечное утро.

- Мы с мамой взяли свой скудный багаж, и вышли в город.

- К нашему удивлению, народу на вокзале и в городе было мало.

Вера:

На экране: госпиталь

 (звучит голос воспоминаний Веры)

- Мама устроилась в госпиталь санитаркой в операционную.

- Работа была у нее очень тяжелой. Но на тяжелую работу в то время некогда было жаловаться.

-  Война не щадила никого.

Ведущая:

- В 1943 году Вера Осипова училась в четвертом классе, но все свободное от учебы время она проводила вместе с мамой в госпитале.

- Вот как вспоминает Вера Николаевна то время

Вера:

На экране: госпиталь

 (звучит голос воспоминаний Веры)

- Меня тянуло к раненым. Я каждый день помогала маме в госпитале.

-  Руководство госпиталя, видя такое стремление, выделили мне палату раненых, чтобы я ухаживала за ними.

- Мне дали белый халат и я стала сестричкой, как и мама.

- Как я этим гордилась!

- Я рада была тому, что делаю что-то хорошее и полезное.

Ведущая:

На экране: госпиталь и фото Веры с Ваней Спицыным

- Через всю свою жизнь Вера Николаевна пронесла образ Вани Спицыпа, с которым она тогда была сфотографирована. 

- Ему на фронте оторвало снарядом обе ноги, а ведь ему было всего 18 лет.

-Он не хотел жить, но   Верочка изо всех сил пыталась своими добрыми поступками и словами вернуть его к жизни.

Вера:

На экране: фото Веры с Ваней Спициным

(звучит голос воспоминаний Веры)

- Я всю жизнь пыталась хоть что-то узнать о его судьбе, но тщетно.

- Тот эвакогоспиталь 3959 был отправлен на фронт.

 -  Из рассказов мамы я узнала, что госпиталь попал под бомбежку и многие солдаты погибли.

- Что стало с Ваней Спицыным я так и не знаю.

Сцена6:

На экране: фотографии Мячиной Веры Николаевны

Ведущая:

-Война -это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.

- В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях и на заводах.

- Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.

Выходят все участники:

Дети:

1. Дети войны? Кто они?

2. Это наши сверстники с очень трудной, но интересной судьбой, которые пережили    страшные лишения и испытания.

3.  Это подростки, которые, беззаветно любили свою Родину.

4. Это дети, которые, несмотря на все ужасы войны, сохранили сейчас в своих сердцах теплоту, доброту, любовь к Родине.

5. Это дети, которые сумели в будущем стать настоящими людьми.

6. Наверное, мы последнее поколение, кто может общаться с теми, кто подарил нам мир.

7. Спасибо вам наши прабабушки и прадедушки!

Ведущая:

- А теперь мы всех приглашаем на защиту нашего проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий презентации проекта

на тему «Легенды старого Оренбурга»

 

Оборудование:

- Компьютер, динамики, микрофоны, флеш-карта с музыкальной композицией, презентацией и анимационным фильмом

- Ширмы –деревянные раскладушки с фотографиями об истории города Оренбурга и  иллюстрациями  к проекту

Декорации и реквизиты:

 Исторические костюмы:

- 4 царственных особ, которые были причастны к закладке города Оренбурга и его развитию;

-первого губернатора города Оренбурга

- хана

Действующие лица и исполнители:

1.Дети-участники защиты проекта

2.Исторические персонажи:

- царь ПетрI

- царица Анна Иоанновна

- царица Елизавета

- царица ЕкатеринаII

- первый губернатор Неплюев И.И.

- хан Абдулхаир

Сцена 1: Приветствие

Участники:

- Ведущая

- Дети

Ведущая:

- Здравствуйте!

Не найти в мире еще хоть одного такого города – ошибку! Ведь в названии нашего города – есть имя чужой реки Орь.

А еще интересно и то, что 4 царские величайшие российские особы причастны к зарождению города, его названию и развитию.

А начиналось все так…

Сцена 2: Визит исторических персонажей

Участники:

- Ведущая

- Исторические персонажи

(Входят исторические персонажи. Они недоумевают и шумят)

Анна Иоанновна:

- Кто посмел нас потревожить?

 Елизавета:

- От чего нас никто не встречает?

Екатерина:

-  Невежество!!!

Ведущая:

- Господа! Господа! Не волнуйтесь! Сейчас все объясню!

-Сегодня мы собрали всех вас, чтобы вручить памятную медаль в честь юбилея нашего города Оренбурга и помочь нам, учащимся творческого объединения «Наш проект», защитить наш проект на тему «Легенды старого Оренбурга»

Петр I:

- Тогда я рад такой встречи! Весьма рад!

Анна:

- Я тоже польщена! Надеюсь, что моя высочайшая Привилегия, данная  городу Оренбургу и его жителям, помнят все народы этого степного края! Она в те времена установила многочисленные льготы жителям нового города. Этого не должны забыть однако!

Екатерина II:

- Подумаешь! А вот меня-то уж точно запомнили! Взяла да и переименовала реку Яик в Урал, чтоб впредь другим бунтовщикам неповадно было!

Елизавета:

-Позвольте! Позвольте господа! Моё царское Величество и мой высочайший подарок, врата городу, за победу над восстанием башкир в 1755 году, помнят в этом городе и поныне! 

(Слышатся возгласы)

ЕкатеринаII:

- Ах ваше величество! Давайте не будем спорить.

 Анна Иоанновна:

- История нас рассудит!

Сцена 3: Петр I и Неплюев

Неплюев:

- По Вашему высочайшему повелению прибыл Неплюев Иван Иванович

- Разрешите приветствовать вас Ваше величество.

Петр I:

- Здорово, братец! Здорово! Рад тебе! Весьма рад!

- Видишь, хоть я и царь, да руки у меня все в мозолях. А всё от того, что надо пример всем показать, да помощников и слуг Отечеству растить!

- Ехать тебе велю учиться за границу! Учиться надо руководить большим делом.

-  Задумал я, братец, врата открыть в Азию в степном Уральском краю.

- Сей крепости быть и строиться!

- Нарекаю тебя птенцом гнезда Петрова! Лети ума набираться!

- В этом малом – велик твой путь будет!

Неплюев: - Имя Ваше и честь Вашу не посрамлю! Честно и преданно служить Отечеству буду!

(Обнимаются и уходят)

Сцена 4: Встреча царицы Анны Иоанновны и Хана  Абдулхаира

(Выходят царица Анна, Хан, Неплюев)

Анна Иоанновна:

- Чего надобно тебе, Хан Абдулхаир? С чем пожаловал?

Хан: (падает на колени)

-Припадаю к стопам твоим, Ваше Величество!

-Пришел просить милосердно, государыня, принять нашу орду в российское подданство, чтобы служить тебе, государыня, верой и правдою!

-А ещё прошу, государыня, город-крепость строить в степях наших для торговли и защиты края от набегов.

-Не гневись, государыня, прими подарки наши!

Анна:

- Ишь, что удумал! Принять его в подданные! А усердно ли и честно  служить будешь? Смотри хан, если что не сносить тебе головы на плечах!

- Да ладно! Тому быть. Принимаем вас в подданные Российской империи.

- А сему городу быть. Вновь строиться. Дело Петрова будет жить!

- А сейчас иди хан, да помни слова мои.

- Неплюева ко мне!

Сцена 5: Встреча царицы Анны Иоанновны и Неплюева Ивана Ивановича.

Неплюев:

-  Звали ваше высочество?

 Анна:

- Ждала тебя. Ох, как ждала.

- Вот ты являешься учеником и последователем дел Петровых. Так?

 Неплюев:

- Да так Ваше Величество.

Анна:

- Тогда тебе и вершить великие дела на Урале.

-Голубчик, держи грамоту, да помни, что трудное дело начинать придется! - Крепость поедешь закладывать, да прямо в степи.

- Справишься, али нет?

Неплюев:

- Не пощажу живота своего государыня!

Анна:

- Тогда читай грамоту

(Неплюев читает грамоту:)

- Сия грамота повелевает:

1. К строению и работе снарядить экспедицию и полк в защиту.

2.  Башкирских и казахских подданных снарядить столько, сколько нужда требовать будет.

3. А Неплюеву – воля моя – пожаловать чин Первого статского советника и начальника экспедиции и дать жалование 3 тысячи рублёв!

        4.«Божею милостию, мы, Анна, императрица и самодержица Всероссийская»

Анна:

- А еще, быть тебе, батюшка, там первым губернатором!

-  Приложить, голубчик, усердие и старание, а город построить!

- И чтобы все чинно было исполнено! Ты меня знаешь.Проверю!

Неплюев:

- «Через огонь, воду и стужу пройдем, а крепость построим, государыня!

- Волю Вашу и Петра, царя-батюшки, исполним!»

-Быть крепости и вратами и ключом в Азию.

Анна: Ну тогда ступай. Да береги себя!

(Уходят)

Сцена 6: Царица Елизавета и Губернатор. 

Елизавета: 

- Весть ты добрую принёс мне батюшка. Вот тебе моё решение и

мой высочайший подарок – каменные ворота. 

-Установить их лицом в степь, чтобы напоминали всем бунтовщикам обо мне - царице, да о величии Руси.

- А еще   о разгроме башкирского восстания. Чтоб впредь неповадно было! Исполнить немедленно!

-Ступай батюшка, да поскорее исполни приказ мой!

Сцена 7: Екатерина II и губернатор Неплюев

Екатерина II:

- Слышала прибыл губернатор Оренбурга Неплюев? Позвать его, да побыстрее.!

-  Разговор особый вести будем.

Губернатор:

- Звали, матушка?

Екатерина II:

- Звала, звала.

 - Читай мое повеление!

Неплюев читает:

- «Я, государыня российская, Екатерина, желаю, во что бы то ни стало, стереть из своей памяти и памяти народа всё, что напоминает яицких казаков и бунтовщика Пугачёва.

Приказываю! Переименовать реку Яик в Урал! И нарекать его и казаков таковым именем в честь гор Уральских». Императрица всея Руси Екатерина».

ЕкатеринаII:

-Отправляйся сей же час! Да не медли. Это дело срочное.

Сцена 8: Эпилог

Ведущий:

-Вот так, 4 самодержца Российских приняли участие в истории города-крепости Оренбург.

- В нашем городе есть не только каменные ворота, подаренные царицей Елизаветой, но так же мы храним память и о Петре великом.

- В честь царя Петра I в нашем городе на высоком – правом берегу Урала,  установлен памятник и разбит сквер имени Петра I.

- Мы очень любим свой город и чтим его историю, поэтому решили принять участие в этом проекте.

Ведущая:

- А теперь мы приглашаем вас на защиту проекта и награждение юбилейными медалями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий театрализованной защиты проекта

«А.И.Родимцев – славный сын Отечества, которым гордятся оренбуржцы»

 

Оборудование:

- Компьютер, динамики, микрофоны, флеш-карта с музыкальной композицией, презентациями и анимационным фильмом

- Ширмы –стационарные напольные с фотографиями об А.И. Родимцеве, о защите Сталинграда  и иллюстрациями к проекту.

Декорации и реквизиты:

- военные костюмы периода ВОВ

- на экране заставки горящего Сталинграда.

Действующие лица и исполнители:

1.Дети-участники защиты проекта в военных костюмах

2.Персонажи:

-Родимцев А.И.

- Павлов

Сцена 1:

Участники:

- Ведущая

- Дети в военных костюмах

На экране:

- Презентация с фотографиями о защите  Сталинграда и о Родимцеве А.И.

1. Ведущий:

- Есть в календаре такие даты, которые навечно вписаны в героическую летопись нашей страны. Одна из них – Сталинградская битва, продолжавшаяся 200 дней и ночей, с  17 июля 1942 года по  2 февраля 1943 года.

2. Ведущий:

- Одной из главных и самых ярких страниц боевой биографии дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Александра Ильича Родимцева — явилась Сталинградская битва.

1учащийся:

Стоит над Волгой величаво,

Одетый, будто на парад,

Герой войны, достойный Славы,

Родной наш город Сталинград!

 

 

1.Ведущий:

- Сталинград (ныне Волгоград) – это город, у стен которого в годы ВОВ во многом решалась судьба человечества. Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам:

2учащийся:

-  Во- первых, это был главный промышленный город на берегах Волги, на Сталинградских заводах изготавливались танки, снаряды, оружие, в общем всё то, что необходимо для ведения военных действий

- Во – вторых,  захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ.

- В – третьих, сам факт, что город носил имя Сталина – делал захват города выигрышным ходом для Гитлера.

1.Ведущий:

-Гитлер своим армиям дает приказ: «С ходу с юга овладеть городом, взяв в клещи войска Сталинградского фронта». Он планировал овладеть городом за 2 недели.

1.Ведущий:

-Иосиф Виссарионович Сталин, Приказ №227 «…Отступать дальше – значит загубить себя и Родину. Отныне железный закон – «Ни шагу назад!»

Сцена 2:

Участники:

- Ведущая

- Дети в военных костюмах

На экране:

- Презентация с фотографиями о защите  Сталинграда и о Родимцеве А.И.

2.Ведущий:

-23 августа 1942 года в 16 часов 18 минут силами немецкого 4-го воздушного флота началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи вылетов самолетов. Город был разрушен на 90%, в этот день погибло более 40 тысяч  мирных жителей.

1.Ведущий:

- Воины Сталинграда стояли насмерть, ежеминутно проявляя беспримерный героизм, упрямый характер, нечеловеческую железную стойкость.

(Видео с бомбардировкой Сталинграда)

1 учащийся:

В зное заводы, дома, вокзал.

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

«Город не сдай врагу!»

2 учащийся:

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад-

Он защищал Сталинград.

3 учащийся:

Там, где в огне умирает металл,

Он проходил живой.

200 изнурительных дней подряд

Он защищал Сталинград

 

1.Ведущий:

- Родимцев  считал важным и правильным требование командующего 62-й армией ко всем командирам частей не переносить свои командные пункты глубже в тыл без разрешения вышестоящего командира.

- Василий Чуйков вспоминал, что Александр Родимцев был из числа тех немногих комдивов, кто его об этом ни разу не попросил. 

2.Ведущий:

- На протяжении всей обороны Сталинграда, Родимцев, на левый берег не уходил и находился вместе со своими бойцами и командирами.

- И они об этом знали. Каждый боец хоть раз, но видел генерала Родимцева на переправе, в своей траншее, в развалинах дома, который он защищал, на КП или беседующим с ранеными и знал, что его комдив где-то рядом, что он такой же смертный и что у них общая цель и судьба.

Сцена: 3 ( в разрушенном доме)

Участники:

- Ведущая

- Дети в военных костюмах

- комдив Родимцев

- сержант

На экране:

- Презентация с фотографиями о защите дома Павлова в  Сталинграде

 

 

1солдат:

- Кажется наш комдив ребята.

2солдат:

- Где? Да показалось тебе

1солдат:

-Видишь вон там, около соседнего дома, перебежками бежит  человек? Так это же  наш генерал.

2 солдат:

- Кажись он. Точно он.

- Смотри-ка. А это он ведь к нам направляется.

3 солдат:

- А ну-ка братцы, прикроем нашего комдива огоньком.

Родимцев:

- Спасибо сынки ! Вовремя вы. Вовремя. Снайперы засели где-то.

-Надо бы их уничтожить.

Солдат:

- Есть уничтожить снайперов!

- Разрешите выполнять товарищ генерал!

Родимцев:

- С Богом ребята!

Родимцев:

- Я вот что братцы хочу вам сказать

- В ходе бомбардировок города все здания превратились в руины, уцелел всего лишь один четырехэтажный дом.

- Из штаба дивизии пришел приказ занять этот дом и держать его оборону

Сержант:

- А где этот дом?

Родимцев:

-На карте он находится вот здесь товарищи

Сержант:

- На верхних этажах нужно разместить пулеметные точки

Родимцев:

- Да верхние его этажи позволяют вести наблюдение и держать под обстрелом ту часть города, которая сейчас  занята противником.

- Этот  дом играет для нас сейчас  важную стратегическую роль.

- Приказываю Вам сержант Павлов взять группу бойцов и занять круговую оборону  дома.

 

Павлов:

- Есть выполнять приказ товарищ генерал!

- Какова наша задача потом?

Родимцев:

- Вот что нужно сделать

-  Для защиты дома вынести за его пределы  огневые точки, а для сообщения с ними  проделать подземные ходы.

Павлов:

-А подступы к дому  можно заминировать при помощи противопехотных и противотанковых мин.

Родимцев:

- Правильно мыслите товарищ Павлов.

- Выполнять приказ сержант!

Павлов:

- Есть выполнять приказ товарищ генерал!

- Группа за мной.

1Ведущий:

- Именно благодаря умелой организации обороны воины смогли столь долгий период времени отбивать атаки врагов.

2Ведущий:

- Защитники дома не позволяли врагу прорваться к Волге на этом участке.

-58 дней бойцы  героически  держали оборону Дома Павлова в Сталинградской битве и не дали немцам захватить переправу.

-И в этом огромную роль сыграл комдив Родимцев

1Ведущий:

- В наше время пытаются переделать историю, умолить заслуги наших отцов и дедов.

- И только от нас   с вами зависит, сохраним ли мы правду и  память для наших будущих поколений.

2Ведущий:

-А сейчас мы предлагаем посмотреть видеофильма «Прикоснуться сердцем к тебе, Сталинград!»

видео «Прикоснуться сердцем к тебе, Сталинград!»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru