«Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников».
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Театрализованная деятельность помогает:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
-
повысить общую культуру ребенка, приобщить его к духовным ценностям;
- познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством,
обрядами, традициями;
-
совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к
созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Кроме того, театрализованная
деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка,
т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам,
сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения ребенка-это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Постановка любимой сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу, и в
процессе этого сопереживания создаются определенные отношения. С
театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как
в процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных
высказываний совершенствуется звуковая культура речи. Дошкольное
возраст уникальный период развития человека, обладающий своеобразной
логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления,
действиями.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.
Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.
Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- упражнения по развитию эмоциональности у детей.
Если игра для ребенка - это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания в игре преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
Таким образом, театрализованная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театрализованная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.
Используемая литература
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1991.
2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
3. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.