Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе
Оценка 4.8

Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе

Оценка 4.8
doc
23.09.2020
Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе
Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе.doc

Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе

 

           Цель современного образования - обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к твор­честву. Для достижения этой цели су­ществует множество программ, назы­ваемых развивающими. Однако разви­тие личности может происходить при любой программе. Все зависит от того, какими методами пользуется учитель. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно ко­торым учитель все сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспро­изводили материал.

 Традиционный урок формировал пассивную, инертную личность. Такой урок не отвечает современным требо­ваниям, и поэтому учителю приходит­ся искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке актив­ную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добы­вать знания и применять их в нестан­дартных ситуациях.

Развивающее образование предпо­лагает переход на такие формы рабо­ты, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познава­тельную деятельность. В задачу учите­ля в связи с этим входит организация исследовательской работы детей, с тем,  чтобы они сами додумались до реше­ния ключевой проблемы урока и могли объяснить, как действовать в новых условиях.

      Решению этой задачи способствует проблемно-диалогическая технология. Она универсальна, так как применима на любом предметном содержании и любой ступени обучения.С проблемным обучением я была знакома и раньше и в своей деятель­ности использовала элементы этого обучения. Тем не менее при глубоком знакомстве с технологией у меня возникали затруд­нения при определении типа проблем­ной ситуации, способов поиска решения и даже постановки вопросов.

   Изучая эту технологию, внедряя ее в свою практику, посещая и анализируя уроки коллег,  я смогла сделать некоторые наработки по этой теме.

    И так, чтобы создать проблем­ный урок, надо провести учащихся че­рез 4 этапа творчества:

1.  Постановка проблемы.

2.  Поиск решения.

3.  Выражение решения.

4.  Реализация продукта.

   На проблемном уроке учитель «проводит» учеников через звено постановки проблемы одним из трех возможных путей, каждый из которых вызывает у учащихся мотивацию к изучению новой темы, но имеет свой развивающий эффект.

     Первый путь постановки проблемы лежит через создание проблемной ситуации. Она содержит в себе противоречие, вызывающее у учеников удивление или затруднение. Выход из проблемной ситуации состоит в осознании противоречия и формулировании проблемы, как правило в форме вопроса, не совпадающего с темой.

     Путь через проблемную ситуацию является наиболее сложным и для учителя, и для школьников, поскольку в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

      Второй путь к учебной проблеме – подводящий диалог. Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Как правило, подводящий к теме диалог выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.

      Третий путь – сообщение темы урока в готовом виде, но с применением специального мотивирующего приема («яркое пятно», «актуальность»). Этот метод, как и предыдущие, обеспечивает возникновение интереса к теме, но не несет развивающего эффекта.

        Поиск решения проблемы может проходить также  тремя  различными путями.

        Первый путь лежит через выдвижение и проверку гипотез (побуждающий диалог). В ходе проверки на ложные гипотезы приводятся контраргументы, решающая же гипотеза подкрепляется аргументами и становится новым знанием.

Второй путь поиска решения – подводящий диалог. Он представляет собой систему вопросов и заданий , которые активно задействуют и соответственно развивают логическое мышление  учеников. Так или иначе поставив учебную проблему, учитель пошагово приводит школьников к открытию нового знания.

        Третий путь – подводящий без проблемы диалог. Его единственное отличие от предыдущего заключается в том, что учитель сразу без вопроса или темы – начинает урок с системы посильных заданий, которые подводят учеников к открытию нового знания. Это самый короткий и простой вариант проблемного введения  материала.

Технологию проблемно-диалогиче­ского обучения можно использовать при любой программе и на любом пред­мете, прежде всего - на уроках изуче­ния нового материала. Самое главное - чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной тех­нологии.

Больше всего «открытий» новых зна­ний   происходит, по моему мнению, на уроках математики. На уроках русского языка, чтения, окру­жающего мира накопление знаний про­исходит постепенно, они как бы наслаи­ваются друг на друга, и создать действи­тельно проблемную ситуацию бывает сложно, но возможно. Кроме того, мало только соз­дать проблему, важно найти правиль­ные пути поиска ее решения. Лично для меня это наиболее сложный  момент, над которым я постоянно работаю.

Рассмотрим приемы создания проблемной ситуации на примере темы «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» и приведу примеры нескольких побуждающих диалогов.

Ситуация № 1 (с удивлением): противоречие между двумя фактами.

На доске записано слово солнце

-Прочтите это слово орфографически,  орфоэпически. (Солнце. [Сонцэ].)

-Что удивило? (Буква Л в слове  пишется, а при чтении не произносится.)

-Какой вопрос у вас возникает' (Почему некоторые согласные пишут  там, где звук не произносят? )

Ситуация № 2 (с удивлением) столкновение мнений.

Два ученика за ширмой на доске, остальные на листочках пишут под диктовку слова: поздний, звёздный, сердце.

Проверяем:

- Кто написал так же, как на доске? Кто по-другому? Что вас удивило?

Некоторые дети написали эти слова, без буквы Д;

- Мы не знаем, когда надо обозначать на письме непроизносимый согласный звук.

- Какой будет тема урока?
Ситуация № 3 (с удивлением): противоречие между житейским представлением и научным фактом.

Ученик (предпочтительно - способный сделать ошибку) пишет на доске под диктовку слово грустный: грусный. Проверь написание по орфографическому словарю. Что тебя удивило?

-Ты думал вначале - как пишется это слово? А на самом деле?

-Какой у вас возникает вопрос (тема)?

Ситуация № 4 (с затруднением): практическое задание, не выполнимое вообще. В рамках данной темы этот прием применить невозможно.

Ситуация № 5 (с затруднением): задание, не сходное с предыдущим.

1. Назовите парные согласные, объясните правописание: дубки, арбуз, (Парный согласный [п], проверяем дубы, пишем Б; парный согласный [с], проверяем: арбузы, пишем 3.)

2. Подчеркните буквы непроизноси­мых согласных звуков, объясните правописание: честный, детский, ... (Не можем объяснить.)

- Почему не можете? В чем затруднения? (Не знаем правила проверки непроизносимых согласных.)

- Какая будет тема урока?
Ситуация № 6 (с затруднением): задание невыполнимое, но сходное с предыдущим.

-  Подберите проверочные слова: мороз, порог, сугроб. (Морозы, пороги, сугробы)

- Каким способом вы проверяли написание этих слов? (Изменяли форму слова так, чтобы в конце после соглас­ного  был гласный.)

- А теперь запишите слова местность, вестник, сердце. Каким способом вы их проверите? (Таким же: местности, вестники, сердца)

- Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным способом? (Нет.)

- Смогли вы выполнить задание? Почему? (Не знаем способа проверки.)

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Второй путь, которым учитель может направить учеников к теме - подводящий диалог: логически выстроен­ная цепочка заданий и вопросов, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока:

- Спишите слова: мороз, порог, серд­це, тростник, ...

- Подчеркните согласные, требу­ющие проверки. (Это [з], [г], [д], [т].)

- В каких частях слова они находятся? Обозначьте. (В корне.)

-Какое правило о проверке соглас­ных вы уже знаете? (Чтобы прове­рить согласный, надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после согласного был гласный.)

-В каких словах согласный звук не произносится, а буква согласная пишется? (Сердце, тростник.)

-Значит, какая сегодня тема урока? (Правописание непроизносимых со­гласных.)

Третий путь подведения к теме - это применение мотивирующих при­емов («яркого пятна» или «актуальности»).

1.  Иногда согласные звуки игра­ют с нами в прятки. В некоторых сло­вах они не произносятся, но буквы пишутся.

2.  После того как правило будет сформулировано:

        Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять

И за звуком непонятным

Быстро гласный подставлять.

3. Один мальчик написал письмо Деду Морозу:

«Мне очень грустно. До праздника Ново­го года еще так долго, а я люблю, когда вокруг много радосных лиц и серце зами­рает от восторга. Пожалуйста, приходи скорее».

Все ли здесь правильно написано? Нет ли ошибок? Чтобы найти их и ис­править, надо выяснить, как прове­рять непроизносимые согласные.

Перейдем к этапу поиска решений. Самый сложный путь - через выдви­жение и проверку гипотез.

-Итак, как проверить непроизноси­мый согласный? Какие есть гипотезы? (Изменить форму слова: вестник - вестники, звездный - звездным.)

-Изменились ли слова так, чтобы согласные стали произносимыми? (Нет.)

-Значит, гипотеза не подходит. Какие еще есть идеи? (Подобрать однокоренное слово: вестник - извест­ный, капустный - капустница, звездный - звезда.)

-Во всех ли случаях проверка полу­чилась? (Нет.)

-Значит, дело не только в подборе однокоренных слов. Требуется еще ка­кое-то условие. Какое? (Дети затруд­няются с ответом.)

    - Рассмотрите проверочное слово звезда. Как с ним можно поработать? (Выделить корень, подчеркнуть бук­вы, между которыми стоит проверяе­мый согласный.)

-Выполняйте. (После проверяемой Д стоит гласная А.)

-Так как же проверить непроизно­симые согласные? (Дети формулируют правило.)

   Выдвигать и про­верять гипотезы лучше, используя разные формы работы (здесь - фрон­тальная и групповая).

Для введения учащихся в ситуации проблемного диалога учителю необхо­димо:

-не забывать о типе вводимого на уроке знания;

-проработать различные варианты развития диалога, вероятные гипоте­зы учащихся и оптимальные формы работы;

-продумать продуктивные задания на воспроизведение знаний - их три типа: формулирование темы, плана, вопроса (в классе), составление опор­ного сигнала (в классе или дома) и че­рез художественный образ (дома, по желанию).

Особое значение для диалогического общения имеет умение учителя задавать вопросы.

  Составляя и включая в свои уроки  проблемные задания, учитель должен иметь в виду то обстоятельство, что мыслительная активность ученика определяется не только характером и содержанием задания и индивидуальными творческими возможностями ученика и его подготовкой.

     Поэтому для овладения умением задавать корректные вопросы, я руководствовалась следующими правилами:

1.Вопросы должны быть поставлены ясно и четко.

2.Поиск ответа должен вызывать у ученика определенное умственное усилие и желание высказать собственное мнение.

3.Вопросы того или иного этапа урока должны быть выстроены в строгой последовательности и соответствовать определенной системе.

4.Ценность вопроса возрастает, когда он сопровождается эмоциональной окраской или наглядным материалом.

      По результатам применения техно­логии могу достоверно утверждать, что она эффективна:

1)в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответ­ственности, способности к сотрудниче­ству.

2)в стимулировании интеллекту­ального развития (увеличивается объем памяти, повышается произ­вольность внимания, развивается речь);

2)в прочности усвоения знаний, так как путем постановки проблемы обес­печивается сильная мотивация, а пу­тем поиска решения достигается пол­ное понимание материала.

     Дети стали активнее, заинтересованнее. Они не боятся сво­бодно высказывать свое мнение, даже если оно и неверное. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, наиболее прочные.

   

   Технология ПДО инновационна, она внутренне меняет и взрослых, и детей. И тем и другим она дает возможность самореализоваться, раскрыть свои творческие способности, стать успешными, открытыми, уверенными в себе.

   


Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе

Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе

Выход из проблемной ситуации состоит в осознании противоречия и формулировании проблемы, как правило в форме вопроса, не совпадающего с темой

Выход из проблемной ситуации состоит в осознании противоречия и формулировании проблемы, как правило в форме вопроса, не совпадающего с темой

Ситуация № 1 (с удивлением): про тиворечие между двумя фактами

Ситуация № 1 (с удивлением): про тиворечие между двумя фактами

Нет.) - Смогли вы выполнить задание?

Нет.) - Смогли вы выполнить задание?

Какое? (Дети затруд­няются с ответом

Какое? (Дети затруд­няются с ответом

Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятель но, наиболее прочные

Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятель но, наиболее прочные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2020