Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе
Цель современного образования - обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако развитие личности может происходить при любой программе. Все зависит от того, какими методами пользуется учитель. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель все сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.
Традиционный урок формировал пассивную, инертную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям, и поэтому учителю приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.
Развивающее образование предполагает переход на такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность. В задачу учителя в связи с этим входит организация исследовательской работы детей, с тем, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока и могли объяснить, как действовать в новых условиях.
Решению этой задачи способствует проблемно-диалогическая технология. Она универсальна, так как применима на любом предметном содержании и любой ступени обучения.С проблемным обучением я была знакома и раньше и в своей деятельности использовала элементы этого обучения. Тем не менее при глубоком знакомстве с технологией у меня возникали затруднения при определении типа проблемной ситуации, способов поиска решения и даже постановки вопросов.
Изучая эту технологию, внедряя ее в свою практику, посещая и анализируя уроки коллег, я смогла сделать некоторые наработки по этой теме.
И так, чтобы создать проблемный урок, надо провести учащихся через 4 этапа творчества:
1. Постановка проблемы.
2. Поиск решения.
3. Выражение решения.
4. Реализация продукта.
На проблемном уроке учитель «проводит» учеников через звено постановки проблемы одним из трех возможных путей, каждый из которых вызывает у учащихся мотивацию к изучению новой темы, но имеет свой развивающий эффект.
Первый путь постановки проблемы лежит через создание проблемной ситуации. Она содержит в себе противоречие, вызывающее у учеников удивление или затруднение. Выход из проблемной ситуации состоит в осознании противоречия и формулировании проблемы, как правило в форме вопроса, не совпадающего с темой.
Путь через проблемную ситуацию является наиболее сложным и для учителя, и для школьников, поскольку в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Второй путь к учебной проблеме – подводящий диалог. Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Как правило, подводящий к теме диалог выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.
Третий путь – сообщение темы урока в готовом виде, но с применением специального мотивирующего приема («яркое пятно», «актуальность»). Этот метод, как и предыдущие, обеспечивает возникновение интереса к теме, но не несет развивающего эффекта.
Поиск решения проблемы может проходить также тремя различными путями.
Первый путь лежит через выдвижение и проверку гипотез (побуждающий диалог). В ходе проверки на ложные гипотезы приводятся контраргументы, решающая же гипотеза подкрепляется аргументами и становится новым знанием.
Второй путь поиска решения – подводящий диалог. Он представляет собой систему вопросов и заданий , которые активно задействуют и соответственно развивают логическое мышление учеников. Так или иначе поставив учебную проблему, учитель пошагово приводит школьников к открытию нового знания.
Третий путь – подводящий без проблемы диалог. Его единственное отличие от предыдущего заключается в том, что учитель сразу без вопроса или темы – начинает урок с системы посильных заданий, которые подводят учеников к открытию нового знания. Это самый короткий и простой вариант проблемного введения материала.
Технологию проблемно-диалогического обучения можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего - на уроках изучения нового материала. Самое главное - чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной технологии.
Больше всего «открытий» новых знаний происходит, по моему мнению, на уроках математики. На уроках русского языка, чтения, окружающего мира накопление знаний происходит постепенно, они как бы наслаиваются друг на друга, и создать действительно проблемную ситуацию бывает сложно, но возможно. Кроме того, мало только создать проблему, важно найти правильные пути поиска ее решения. Лично для меня это наиболее сложный момент, над которым я постоянно работаю.
Рассмотрим приемы создания проблемной ситуации на примере темы «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» и приведу примеры нескольких побуждающих диалогов.
Ситуация № 1 (с удивлением): противоречие между двумя фактами.
На доске записано слово солнце
-Прочтите это слово орфографически, орфоэпически. (Солнце. [Сонцэ].)
-Что удивило? (Буква Л в слове пишется, а при чтении не произносится.)
-Какой вопрос у вас возникает' (Почему некоторые согласные пишут там, где звук не произносят? )
Ситуация № 2 (с удивлением) столкновение мнений.
Два ученика за ширмой на доске, остальные на листочках пишут под диктовку слова: поздний, звёздный, сердце.
Проверяем:
- Кто написал так же, как на доске? Кто по-другому? Что вас удивило?
Некоторые дети написали эти слова, без буквы Д;
- Мы не знаем, когда надо обозначать на письме непроизносимый согласный звук.
- Какой будет тема урока?
Ситуация № 3 (с удивлением): противоречие между житейским представлением и научным фактом.
Ученик (предпочтительно - способный сделать ошибку) пишет на доске под диктовку слово грустный: грусный. Проверь написание по орфографическому словарю. Что тебя удивило?
-Ты думал вначале - как пишется это слово? А на самом деле?
-Какой у вас возникает вопрос (тема)?
Ситуация № 4 (с затруднением): практическое задание, не выполнимое вообще. В рамках данной темы этот прием применить невозможно.
Ситуация № 5 (с затруднением): задание, не сходное с предыдущим.
1. Назовите парные согласные, объясните правописание: дубки, арбуз, (Парный согласный [п], проверяем дубы, пишем Б; парный согласный [с], проверяем: арбузы, пишем 3.)
2. Подчеркните буквы непроизносимых согласных звуков, объясните правописание: честный, детский, ... (Не можем объяснить.)
- Почему не можете? В чем затруднения? (Не знаем правила проверки непроизносимых согласных.)
- Какая будет тема урока?
Ситуация № 6 (с затруднением): задание
невыполнимое, но сходное с предыдущим.
- Подберите проверочные слова: мороз, порог, сугроб. (Морозы, пороги, сугробы)
- Каким способом вы проверяли написание этих слов? (Изменяли форму слова так, чтобы в конце после согласного был гласный.)
- А теперь запишите слова местность, вестник, сердце. Каким способом вы их проверите? (Таким же: местности, вестники, сердца)
- Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным способом? (Нет.)
- Смогли вы выполнить задание? Почему? (Не знаем способа проверки.)
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Второй путь, которым учитель может направить учеников к теме - подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока:
- Спишите слова: мороз, порог, сердце, тростник, ...
- Подчеркните согласные, требующие проверки. (Это [з], [г], [д], [т].)
- В каких частях слова они находятся? Обозначьте. (В корне.)
-Какое правило о проверке согласных вы уже знаете? (Чтобы проверить согласный, надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после согласного был гласный.)
-В каких словах согласный звук не произносится, а буква согласная пишется? (Сердце, тростник.)
-Значит, какая сегодня тема урока? (Правописание непроизносимых согласных.)
Третий путь подведения к теме - это применение мотивирующих приемов («яркого пятна» или «актуальности»).
1. Иногда согласные звуки играют с нами в прятки. В некоторых словах они не произносятся, но буквы пишутся.
2. После того как правило будет сформулировано:
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять
И за звуком непонятным
Быстро гласный подставлять.
3. Один мальчик написал письмо Деду Морозу:
«Мне очень грустно. До праздника Нового года еще так долго, а я люблю, когда вокруг много радосных лиц и серце замирает от восторга. Пожалуйста, приходи скорее».
Все ли здесь правильно написано? Нет ли ошибок? Чтобы найти их и исправить, надо выяснить, как проверять непроизносимые согласные.
Перейдем к этапу поиска решений. Самый сложный путь - через выдвижение и проверку гипотез.
-Итак, как проверить непроизносимый согласный? Какие есть гипотезы? (Изменить форму слова: вестник - вестники, звездный - звездным.)
-Изменились ли слова так, чтобы согласные стали произносимыми? (Нет.)
-Значит, гипотеза не подходит. Какие еще есть идеи? (Подобрать однокоренное слово: вестник - известный, капустный - капустница, звездный - звезда.)
-Во всех ли случаях проверка получилась? (Нет.)
-Значит, дело не только в подборе однокоренных слов. Требуется еще какое-то условие. Какое? (Дети затрудняются с ответом.)
- Рассмотрите проверочное слово звезда. Как с ним можно поработать? (Выделить корень, подчеркнуть буквы, между которыми стоит проверяемый согласный.)
-Выполняйте. (После проверяемой Д стоит гласная А.)
-Так как же проверить непроизносимые согласные? (Дети формулируют правило.)
Выдвигать и проверять гипотезы лучше, используя разные формы работы (здесь - фронтальная и групповая).
Для введения учащихся в ситуации проблемного диалога учителю необходимо:
-не забывать о типе вводимого на уроке знания;
-проработать различные варианты развития диалога, вероятные гипотезы учащихся и оптимальные формы работы;
-продумать продуктивные задания на воспроизведение знаний - их три типа: формулирование темы, плана, вопроса (в классе), составление опорного сигнала (в классе или дома) и через художественный образ (дома, по желанию).
Особое значение для диалогического общения имеет умение учителя задавать вопросы.
Составляя и включая в свои уроки проблемные задания, учитель должен иметь в виду то обстоятельство, что мыслительная активность ученика определяется не только характером и содержанием задания и индивидуальными творческими возможностями ученика и его подготовкой.
Поэтому для овладения умением задавать корректные вопросы, я руководствовалась следующими правилами:
1.Вопросы должны быть поставлены ясно и четко.
2.Поиск ответа должен вызывать у ученика определенное умственное усилие и желание высказать собственное мнение.
3.Вопросы того или иного этапа урока должны быть выстроены в строгой последовательности и соответствовать определенной системе.
4.Ценность вопроса возрастает, когда он сопровождается эмоциональной окраской или наглядным материалом.
По результатам применения технологии могу достоверно утверждать, что она эффективна:
1)в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
2)в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объем памяти, повышается произвольность внимания, развивается речь);
2)в прочности усвоения знаний, так как путем постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путем поиска решения достигается полное понимание материала.
Дети стали активнее, заинтересованнее. Они не боятся свободно высказывать свое мнение, даже если оно и неверное. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, наиболее прочные.
Технология ПДО инновационна, она внутренне меняет и взрослых, и детей. И тем и другим она дает возможность самореализоваться, раскрыть свои творческие способности, стать успешными, открытыми, уверенными в себе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.