Использование «Технологии продуктивного чтения» на уроках литературного чтения
В основе эффективных форм обучения лежит смысловое чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить информацию.
Рассмотрим урок литературного чтения в технологии продуктивного чтения на примере русской народной сказки «Лиса и журавль», УМК «Школа России», 2 класс.
Урок литературного чтения выстраивается в «Технологии продуктивного чтения» профессора Н. Светловской. Первый этап: «Работа с текстом до чтения». Цель - развитие читательского умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрации учебника. На данном этапе урока необходимо актуализировать имеющиеся знания учащихся о русском народном творчестве и провести подготовительную работу по определению темы урока, спрогнозировать вид сказки: авторская или народная. При работе с информацией использовать приёмы «Отсроченная отгадка» и приём «Антиципация». Благодаря прогнозированию содержания текста по названию сказки и иллюстрации, у учащихся возникает мотивация к чтению. На втором этапе: «Работа с тексом во время чтения», происходит первичное чтение текста русской народной сказки с использованием приёма «Чтение с пометками». Анализ первичного восприятия текста проводится при помощи приёма «Беседа по содержанию в целом». Учащиеся делятся своими впечатлениями, происходит формирование коммуникативных УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и учитывать различные мнения одноклассников. Главная задача второго этапа урока работа над перечитыванием текста, используя приёмы «Включение воображения» и «Диалог с автором через текст». Обобщение прочитанного проводится через постановку обобщающих вопросов. Именно, на втором этапе учащиеся работают над содержанием сказки, ведут диалог с автором, прогнозируют события, отрабатывают выразительное, безошибочное чтение сказки. На третьем этапе: «Работа с текстом после чтения» продолжается работа с текстом сказки. Учащиеся коллективно обсуждают прочитанное, вовлекаются в дискуссию и соотносят своё истолкование сюжета сказки с авторской позицией. Творческое задание, выполненное в группах, показывает, насколько учащиеся прочувствовали, осмыслили содержание произведения в соответствии с авторским смыслом. Выстраивая урок литературного чтения в «Технологии продуктивного чтения», возможно сочетать различные формы работы: групповой, фронтальной, индивидуальной. Содержание урока способствует обучению предметным результатам, формированию познавательных УУД, развитию общеучебных умений. В ходе урока ребята проявляют интерес к выразительному, осознанному чтению, ориентируясь на систему нравственных ценностей.
«Технология продуктивного чтения» профессора Н. Светловской обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем, формирует активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Литература
1. Вебинар «Формирование читательской грамотности как требование ФГОС и ресурсный потенциал личностно ориентированного обучения»
2. https://urok.1sept.ru Технология продуктивного чтения на уроках в начальной школе
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.