Использование "Технологии продуктивного чтения" на уроках литературного чтения

  • doc
  • 16.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование технологии продуктивного чтения на уроках.doc

 

Использование  «Технологии продуктивного чтения» на уроках литературного чтения

  В основе эффективных форм обучения лежит смысловое чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста  и практически осмыслить информацию.

 Рассмотрим урок литературного чтения в технологии продуктивного чтения на примере русской народной сказки «Лиса и журавль», УМК «Школа России», 2 класс.

Урок литературного чтения  выстраивается  в «Технологии продуктивного чтения» профессора Н. СветловскойПервый этап: «Работа с текстом до чтения». Цель -  развитие читательского умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию и   иллюстрации учебника. На данном этапе урока необходимо  актуализировать имеющиеся знания учащихся о русском народном творчестве и провести подготовительную работу по определению темы урока,  спрогнозировать  вид сказки: авторская или народная. При работе с информацией использовать приёмы  «Отсроченная  отгадка» и  приём «Антиципация».  Благодаря  прогнозированию содержания текста по названию сказки и  иллюстрации, у учащихся возникает мотивация к чтению.    На втором  этапе: «Работа с тексом во время чтения», происходит  первичное чтение текста русской народной сказки с использованием  приёма «Чтение с пометками». Анализ  первичного восприятия текста проводится при помощи приёма «Беседа по содержанию в целом». Учащиеся делятся своими впечатлениями, происходит формирование коммуникативных УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и  учитывать  различные  мнения одноклассников. Главная задача второго этапа урока работа над перечитыванием текста, используя приёмы «Включение воображения» и «Диалог с автором через текст».  Обобщение прочитанного проводится через постановку обобщающих вопросов. Именно, на втором этапе  учащиеся работают  над содержанием сказки,  ведут диалог с автором, прогнозируют события, отрабатывают  выразительное, безошибочное чтение сказки.      На третьем этапе: «Работа с текстом после чтения»  продолжается работа с текстом сказки. Учащиеся  коллективно обсуждают прочитанное,   вовлекаются в дискуссию и  соотносят  своё истолкование   сюжета сказки с   авторской позицией.  Творческое задание, выполненное в группах, показывает, насколько учащиеся прочувствовали, осмыслили содержание произведения в соответствии с авторским смыслом. Выстраивая урок литературного чтения в «Технологии продуктивного чтения», возможно сочетать различные формы работы: групповой, фронтальной, индивидуальной.  Содержание урока способствует  обучению  предметным результатам, формированию познавательных УУД,    развитию общеучебных умений. В ходе урока ребята проявляют интерес  к выразительному, осознанному чтению, ориентируясь на систему нравственных ценностей.

«Технология продуктивного чтения» профессора Н. Светловской обеспечивает  полноценное восприятие и понимание текста читателем, формирует активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Литература

1.    Вебинар  «Формирование читательской грамотности как требование ФГОС и ресурсный потенциал личностно ориентированного обучения»

2. https://urok.1sept.ru Технология продуктивного чтения на уроках в начальной школе