Использование технологии разноуровневой дифференциации в начальной школе.
Оценка 4.9

Использование технологии разноуровневой дифференциации в начальной школе.

Оценка 4.9
docx
16.02.2020
Использование технологии разноуровневой дифференциации в начальной школе.
Использование технологии разноуровневой дифференциации в условиях начальной школы.docx

Использование технологии разноуровневой дифференциации в начальной школе.

      Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, поэтому нашим учителям приходится искать модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей. Считаю, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

Слайд 2

Цели дифференцированного обучения в начальной школе: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Слайд 3

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

        Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:

Слайд 4

Выявление отставаний в ЗУН;

Ликвидацию их пробелов;

Устранение причин неуспеваемости;

Формирование интереса и мотивация к учебе;

Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика

Слайд 5

Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:

по уровню умственного развития (уровню достижений);

по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).

 

Внутренняя дифференциация предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Оптимальным условием для работы учеников в полную силу является сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы, пары, по вариантам.

Слайд 6  - 7

В программе «Школа России» как раз и подразумевается работа в парах, группах, по вариантам. В учебниках есть задания с условным обозначением **, которое означает «работа в парах». Есть также задания с условным обозначением ! - задание повышенной сложности, а к некоторым упражнениям даются карточки - помощницы.

Слайд 8, 9, 10

Содержание и структура учебника направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, отражённых в ФГОС НОО. Весь учебный материал по предметам составлен с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, причем начиная с первого класса.

Слайд 11

        Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется учителями  на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Слайд 12

         По результатам диагностирования класс делим по уровням:

1-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями, низкими показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе.

2-ая группа - учащиеся со средними способностями. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

3-ая группа, ученики с высокими учебными способностями, ведут работу с материалом большей сложности. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

      Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением интереса к получению знаний.

Существует несколько способов дифференциации:

Слайд 13

1. Дифференциация заданий по объему учебного материала (этот способ использую чаще других)

   Работая по учебнику, даю задание, плюс дополнительное задание в рабочей тетради аналогичное основному, однотипное с ним. Так как темп работы у детей разный, поэтому медлительные дети, а также с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Слайд 14

   2. Также использую способ дифференциация работы по степени самостоятельности.

   При таком способе все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

    То есть мы знакомимся с заданием, выясняем его смысл и правила оформления. После чего некоторые дети приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения ими предложенный.

Слайд 15

     3. Следующий способ – это дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

   Здесь может быть усложнение материала. Например: для сильных детей (по математике) увеличиваю количество действий в выражении или в решении задачи задаю еще вопрос, количество действий увеличивается; иногда для слабых детей заменяю крупные меры мелкими, а для сильных - наоборот. По русскому языку так же предлагаю сделать дополнительное задание, но уже более трудное или задание из других разделов программы.

         Также при данном способе мы делим класс на условные три группы и подбираем разноуровневые задания для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. Задания в группах выполняются самостоятельно.

Например, русский язык.

В качестве примера приведем работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”. Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Слайд 16

1-й уровень

Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).

2-й уровень

1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.

2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).

3-й уровень

Дано предложение.

1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.

2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)

Слайд 17 Математика

Исходя их общих требований по курсу математики, предлагаю работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение выражений на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)

Задание №1

1-й уровень

Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”

2-й уровень

Составь обратную задачу

3-й уровень

Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Слайд 18 Задание №2.

 

3-й уровень

Найди значение выражения:

7800-(398+507*6)=

2-й уровень

Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.

1-й уровень

Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

Слайд 19 Задание №3

3-й уровень

Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”

2-й уровень

Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”

1-й уровень

Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”

Слайд 20

Окружающий мир

Предлагаю разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений”

1-й уровень

Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.

2-й уровень

Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.

3-й уровень

Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.

Подчеркну, что учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и большинство пытаются выполнять задания 2-го и 3-го уровней;

     Слайд 21-28

     4. Использую еще один способ дифференциации – это дифференциация по характеру помощи учащимся. То есть все сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказываю дозированную помощь. Это могут быть вспомогательные задания, помощь в виде «подсказок», то есть карточки – помощницы, запись на доске. На карточках могут использоваться различные виды помощи: образец выполнения задания, показ способа решения; справочные материалы: правило, таблица единиц длины, массы, формула; наглядные опоры, таблицы, краткая запись задачи; вспомогательные вопросы; начало решения или частично выполненное решение.

Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении контрольных работ текст каждой работы представлен в нескольких вариантах по уровню сложности. Дети в классе уже заметили, что иногда 1вариант легче 2-го и 3-го.

        Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.


 

Использование технологии разноуровневой дифференциации в начальной школе

Использование технологии разноуровневой дифференциации в начальной школе

Внутренняя дифференциация п редполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями

Внутренняя дифференциация п редполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями

Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения

Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения

Также при данном способе мы делим класс на условные три группы и подбираем разноуровневые задания для них

Также при данном способе мы делим класс на условные три группы и подбираем разноуровневые задания для них

Найди значение выражения: 7800-(398+507*6)= 2-й уровень

Найди значение выражения: 7800-(398+507*6)= 2-й уровень

Это могут быть вспомогательные задания, помощь в виде «подсказок», то есть карточки – помощницы, запись на доске

Это могут быть вспомогательные задания, помощь в виде «подсказок», то есть карточки – помощницы, запись на доске
Скачать файл