Использование цифровых образовательных ресурсов на внеклассных занятиях.
Совершенно очевидно, что реализация внеурочной деятельности в практике нашего Центра, отвечает требованиям современной жизни. Разве можно представить сегодня внеурочную деятельность без цифровых ресурсов, без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото – видеокопилку. Учащиеся учатся обращаться с новой для них информацией, отбирать важные и актуальные моменты.
Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов во внеурочное время становится в наши дни неотъемлемой частью образовательного процесса. Они позволяют любое мероприятие сделать ярким, информативным, эффектным, а главное – продуктивным и по-настоящему современным. Поэтому применение цифровых ресурсов на внеклассных занятиях просто необходимо.
Основные плюсы и положительные стороны использования цифровых ресурсов на внеклассных занятиях: наглядность, доступность, сокращение временных затрат на подготовку наглядности, эстетичность и др.
Наибольший интерес у детей и подростков в общеобразовательных учреждениях вызывают игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся проявить себя и добиться успеха. Перед любой поездкой, экскурсией мы предварительно знакомим детей с тем, что им предстоит увидеть. В этом помогает работа с презентациями. Получив первоначальные знания в классе, во время экскурсии есть возможность зафиксировать увиденное с помощью фото-видеотехники, затем на следующем занятии продемонстрировать все полученные данные, что послужит закреплению полученных знаний.
Значительная роль на кружках отводится театральной, концертной деятельности, народному творчеству, декоративно- прикладному творчеству. В этой работе не обойтись без информационно-коммуникационных технологий. Детям очень нравится самостоятельно находить в интернете песни и прослушивать их, находить разные поделки, а потом с помощью воспитателя их изготавливать. А нам воспитателям использование цифровых ресурсов: проектора, цифровых фото-видеокамер, компьютера, оказывает большую помощь при проведении любого мероприятия.
Слова К.Д. Ушинского « Детская природа требует наглядности » является отправной точкой использования цифровых ресурсов во внеурочной деятельности. И касается это, прежде всего использования предметных картинок. Все, что мы хотим, чтобы ребенок запомнил, должно быть подкреплено образами. Интернет предоставляет большое количество предметных картинок хорошего качества по разной тематике: животные, посуда, транспорт, мебель и т.д.
Фотографии и предметные картинки, как объекты цифровых ресурсов, несомненно, выигрывают в сравнении с иллюстрациями учебников и снимками в журналах.
А вот
наполнить занятие ярким, занимательным, запоминающимся содержанием помогут
другие объекты цифровых ресурсов, а именно: загадки, рифмовки, интерактивные
игры, песни, физкультминутки. Весело и интересно проходят физминутки, когда дети повторяют
упражнения, подражая героям на экране.
Легче запоминается и дольше сохраняется в памяти то, что заучено без усилий
(непроизвольно) и подкреплено образами (иллюстрациями, предметными картинками)
и моторикой (двигательной активностью).
Есть еще такие объекты цифровых ресурсов как интерактивные и обучающие игры. Они любимы детьми, и воспитатели применяют их с огромным желанием, и понимаем их важность в процессе достижения предметных результатов в коммуникативной сфере. (Занятие «Права и обязанности».
Информационные
технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их
творческими, интересными, разнообразными.
Задача каждого педагога: как можно раньше
увлечь ребёнка различными видами внеурочной деятельности. В процессе внеклассных
занятий раскрываются творческие способности каждого ребёнка, так как каждый
может выбрать себе занятие по душе. Дети создают презентацию, где отображены
ключевые моменты в форме тезисов, фотографии,
таблицы, рисунки и т.д. Это позволяет наглядно увидеть то о чём идёт речь, а
также это помощь для выступающего.
Общешкольное мероприятие деловая игра
«Выборы президента Центра».
При подготовке к этой игре учащиеся Медведева Ирина, Габов Дима и Иванова Галя проделали большую работу по поиску разной информации для своих презентаций. Нужно было каждому найти свою предвыборную программу, кратко рассказать о себе и своих увлечениях, найти свои фото и фото своих друзей и все это красиво вставить в свою презентацию. Во время проведения деловой игры каждый представил свою работу. Медведева Ира большинством голосов была выбрана президентом школы.(Несколько слайдов презентации Медведевой.)
И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Одним из
самых распространённых и широко применяемых во внеурочной деятельности
ИКТ является мультимедийная презентация. Мультимедийную презентацию
целесообразно рассматривать как объяснительно – иллюстративный метод обучения.
Все внеклассные мероприятия, мы проводим с применением информационных
технологий. Благодаря электронным образовательным ресурсам, мы можем
подготовить мультимедийное сопровождение любого внеклассного мероприятия, с
яркими картинками, ребусами, рифмовками.
Хочется кратко
рассказать и показать несколько слайдов, фотографий общешкольного мероприятия «День осенних именинников». При проведении мероприятий
были использованы: презентация с яркими картинками осени, загадки – рифмовки,
много песен об осень, про дружбу, хороводы, ребусы, игры. Использование цифровых ресурсов делает
занятие ярким, впечатляющим, развивает эстетический вкус ребенка.
Все наши занятия проходят под девизом: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». Используем этот девиз, чтобы воспитывать добрые, хорошие
отношения между классами и внутри отдельного класса. Показать
несколько фото и слайдов.
Использование цифровых ресурсов на внеклассных
занятиях предоставили широкие потенциалы и возможности для реализации мероприятий
на военно–патриотическую тематику, таких как: мероприятие
к 76-й годовщине Сталинградской битвы. «И вспомнить страшно и забыть нельзя».
Слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, презентации,
интерактивная игра, песни, стихи, шумовые эффекты, способствуют формированию
чувственных образов предметов и явлений действительности. (Несколько слайдов презентации)
Основной задачей данного мероприятия является
закрепление знания о Сталинградской битве, формирование у учащихся
патриотических качеств, гордости за подвиг своих предков, отстоявших свободу и
независимость Родины в тяжелейших условиях. Проведена виртуальная экскурсия по
мемориальному комплексу «Мамаев курган», ребята посмотрели как свою вахту возле вечного огня
и у выхода из Зала воинской славы несут
воины роты почётного караула. Это очень торжественно и красиво! Мероприятие сопровождалось электронной презентацией и
прослушиванием песен военных лет. В заключении воспитанники стали участниками
интерактивной викторины «Сталинградская битва».
Использование цифровых ресурсов на внеклассном занятии обеспечивает ряд положительных эффектов: придает занятию эмоциональную окрашенность, психологически облегчает процесс усвоения, расширяет общий кругозор ребенка, вызывает живой интерес к теме занятия, повышает производительность труда педагога, занятие проводится на высоком эстетическом уровне (наглядность, музыка, анимация).
Обогащение традиционной школы требует трансформаций школьных зданий, которые должны быть приспособлены для сотрудничества с цифровой средой. И мы их уже наблюдаем: зона для занятий общего доступа с компьютерами и интернетом, проекционное оборудование для выступлений в актовом зале, фото-видиокамера, музыкальная аппаратура, компьютеры в каждом классе.
Поэтому перед каждым педагогом встаёт задача - научиться профессионально совмещать собственный преподавательский стиль с теми техническими возможностями, которые предоставляют новые информационные технологии. Мы считаем, что использование цифровых ресурсов на внеклассных занятиях повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся, формируют положительную мотивацию и активность во внеурочной работе.
Педагог должен учиться всю жизнь. И не страшно, что он чего-то не знает, использование интерактивных методов поможет ему в профессиональном росте, в изменении себя.
Меняется мир, меняется образование, повсюду инновации, но как бы не менялось общество, неизменным в работе педагога должны быть: любовь к детям, отзывчивость и знание своего дела.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.