Учитель истории и обществознания
МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя
Питирима епископа Тамбовского»
Степанова Елена Валентиновна
Учитель истории и обществознания
ДО детей с ОВЗ
Использование цифровых ресурсов и платформ для обучения детей с ОВЗ.
Одним из условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования является наличие информационной образовательной среды (ИОС) образовательного учреждения.
Под информационно-образовательной средой понимают системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком, как субъектом образовательного процесса.
Внедрение новых технологий – это всегда сложный процесс. Сначала мы сами, работники образования должны полностью овладеть навыками и компетенциями их использования, а затем уже передавать эти знания и компетенции учащимся.
Наша современная жизнь немыслима без компьютеров и Интернет. Поэтому, информационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса.
Учебная дисциплина «история» выполняет мировоззренческую задачу, способствует формированию представления об окружающем мире, причинно-следственных связях, развитии человеческого общества, становлении современной цивилизации.
В преподавании истории большое значение имеет использование наглядных пособий, которыми являются исторические карты, иллюстративный материал, аудио и видео материалы.
Особо актуален вопрос использования ЦОР на уроках обществознания, т.к. обществоведческие науки, включая описание прошлого и настоящего, оперируют точными понятиями, датами, цифрами. Использование электронных работ позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме.
Всем известно, что дети разные и каждый нуждается в участии родителей, помощи педагогов и специалистов. И особенно дети с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому крайне важно внимательно относиться к возможностям и потребностям таких детей.
В современном образовательном пространстве это возможно! И, с моей точки зрения, наиболее удобными, информативными и в то же время отвечающим в большей степени федеральному общеобразовательному стандарту на данный момент, являются электронные образовательные платформы: ЯКласс, Мобильное Электронное Образование, Учи.ру.
Электронные образовательные платформы дают возможность быть всегда на связи с ребенком в любом месте и любое время, выполнять особенным детям индивидуальные задания с различным уровнем сложности, вести электронный журнал/дневник, создавать матрицу назначения учебных заданий, быть коммуникабельными.
Учитель разрабатывает адаптированные курсы и программы, маршрутные листы. Особенностями данных программ является их соответствие определенной группе обучающихся с речевыми и интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести. В мобильном электронном образовании (МЭО), к примеру, существуют адаптированные программы для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи), для детей с задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью. Задания для таких детей сформированы от максимального упрощения к постепенному повышению сложности.
Цифровая система помогает особенным школьникам легче усваивать материал за счёт большого количества разнообразных анимированных интерактивных заданий, подсказок, а также благодаря следующим особенностям: многообразию форм выполнения заданий; специальным коррекционно-развивающим заданиям; нарастанию коммуникативной и познавательной активности.
Электронные и цифровые
образовательные ресурсы позволяют выполнять значительно более полноценные
практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного
эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.
С ЭОР и ЦОР изменяется получение информации. Одно дело – изучать текстовые
описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать
в интерактивном режиме.
Эффективным средством формирования учебно – познавательной компетентности являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
Использование на уроках истории и обществознания цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) - ключ к формированию творческой личности ученика.
Цифровые образовательные ресурсы – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
На цифровых ресурсах одновременно могут работать учитель и ученик, взаимодействуя в ходе интерактивного урока. Ученик может выполнять различные задания, используя формы контроля, например, тестовый контроль знаний, в режиме on-line, результат можно узнать на этом же уроке.
https://onlinetestpad.com/ru/testview/ - онлайн тест пад
https://edu.skysmart.ru/student/polagulore интерактивная тетрадь скайсмарт
Цифровые ресурсы для использования на уроках истории и обществознания:
1.https://histography.ru/#13010101 - интерактивная карта по истории
2. http://museum.ru Сайт музеев России и 100 музеев мира
3. http://www.shm.ru/ Государственный исторический музей
4. http://hermitage.ru Эрмитаж
5. http://www.rusmuseum.ru/ Государственный Русский музей
6. http://www.km.ru/news Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
7. http://www.vedu.ru/BigEncDic/ Большой энциклопедический словарь
8. http://www.ancienthistory.spb.ru/ История Древнего Мира (электронное приложение к учебнику для 5-го класса)
Немаловажным положительным свойством электронных и цифровых образовательных ресурсов является возможность их применения в дистанционном обучении, которое повышает мобильность школьников, расширяет их возможности.
Таким образом, ЭОР и ЦОР выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся.
Целесообразность использования информационных ресурсов и платформ в обучении детей с ОВЗ
1. уменьшение срока усвоения учебного материала и коррекции нарушений у ребенка;
2. повышение мотивации к обучению, за счет обучения в деятельности;
3. формирование информационной культуры у ребенка;
4. развитие ИКТ - компетентности ребенка;
5. более быстрое формирование универсальных учебных действий;
6. возможность выбора оптимального темпа прохождения материала.
Анализируя опыт работы с цифровыми образовательными ресурсами и платформами могу сказать следующее:
1. Цифровые образовательные ресурсы и платформы не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности.
2. Введение цифроаых образовательных ресурсов и платформ в учебный процесс помогает мне решать не решавшиеся ранее проблемы, например:
• совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
• Цифровые образовательные ресурсы могут помочь там, где не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
• повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
• средство индивидуализации работы (создание банка данных авторских презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям)
• ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.
Подводя итог, можно отметить, что использование информационных ресурсов и платформ позволяет эффективно помочь школьнику в освоении учебного материала, индивидуализируя процесс обучения, давая возможность каждому ребенку с ОВЗ работать в своем темпе как в группе, с педагогом, так и самостоятельно. Быть активной частью школьного сообщества, социума. Открывает новые, широкие возможности равного доступа к образованию и новые шансы на полноценную жизнь.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.