Использование цифровых технологий и инструментов в дошкольном образовании: возможности и проблемы
Оценка 4.8

Использование цифровых технологий и инструментов в дошкольном образовании: возможности и проблемы

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
преподавание
Детсад
05.05.2023
Использование цифровых технологий и инструментов в дошкольном образовании: возможности и проблемы
В статье рассматривается вопрос применения цифровых технологий и цифровых инструментов в системе дошкольного образования. Выделяются наиболее приемлемые и доступные платформы и инструменты для организации досуговой и образовательной деятельности детей, возможности и проблемы их использования
Использование ЦТ и ЦИ в ДО.doc

Почтарькова Т.П., Пащенко В.В., Савенкова И.А.

преподаватель высшей категории, студенты

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мичуринский государственные аграрный университет» (г. Мичуринск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

Мир сильно изменился с тех пор, как появился интернет и современные цифровые технологии. И теперь на формирование представлений ребенка об окружающем мире влияют не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и интернет и медиаресурсы.

Цифровые технологии в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) рассматривают как способ организации современной образовательной среды, которая способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Цифровизация дошкольных образовательных учреждений преследует три главные цели: обеспечение качества образования посредством информационных технологий; воспитание интеллектуальной, разносторонне развитой, креативной личности и подготовка дошкольника к цифровым реалиям нашей сегодняшней действительности.

Однако современная педагогическая наука пока находится в поиске ответа на вопрос: как организовать цифровую среду, какое интерактивное оборудование целесообразнее использовать, чтобы максимально помочь ребёнку в его развитии и при этом не навредить его психике?

Целью нашего исследования стало изучение современных цифровых технологий и инструментов, возможностей и проблем их использования в ДОУ.

Цифровые технологии – это совокупность технологий, связанных с электронными вычислениями, преобразованием, анализом, хранением и обменом данными. Цифровые инструменты – это организационные, технические, программные и информационные продукты, используемые в процессе цифрового обучения, программные сервисы для создания и дополнения образовательного контента. К ним можно отнести электронные учебные системы, социальные сети, видеосервисы, сервисы для работы с графикой и создания игровых учебных материалов и др. Задачей цифровых инструментов является оптимизация образовательной деятельности.

Преимущества цифровых технологий, обогащающих и дополняющих традиционные дидактические средства, изучены и описаны в зарубежных и российских исследованиях. Цифровая среда делает дошкольный образовательный процесс более наглядным, стимулирует развитие мыслительно-аналитических, исследовательских способностей. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие. Цифровые технологии позволяют моделировать ситуации, с которыми ребенок не может столкнуться в непосредственном опыте, действовать в этих ситуациях. Благодаря быстрой скорости и большим запасам памяти компьютерные технологии позволяют создавать персональные образовательные маршруты на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Таким образом, делают образование доступным для всех категорий детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. И, наконец, цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Для эффективного использования цифровых технологий и инструментов, педагогам необходимо знать их функциональные и педагогические возможности и уметь их правильно применять в процессе обучения. В основном ЦТ и ЦИ в ДОУ имеют следующие возможности применения:

1. Ведение документации. В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет документацию. Система ЕИСДОУ обеспечивает процесс зачисления воспитанника в ДОУ и управления дальнейшими изменениями.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога. Для этого используются сетевые сообщества педагогов. Особой популярностью пользуется Всероссийское сетевое издание Дошкольник.РФ (http://doshkolnik.ru). Интерес для воспитателей представляют электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" (http://dob.1september.ru/), подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" (http://festival.1september.ru/), сайты журналов по дошкольному воспитанию. Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации.

3. Использование в работе с родителями. Современные родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке с использованием современных средств: сайт детского сада, чаты в Viber, WhatsApp, Telegram и др.

4. Воспитательно-образовательный процесс. Выделяют 4 вида образовательной деятельности с использованием цифровых технологий: занятие с мультимедийной поддержкой; занятие с компьютерной поддержкой; диагностическое занятие; дистанционное занятие.

Рассмотрим цифровые инструменты, находящиеся в свободном доступе и возможности их использования. Современные детские сады активно работают со средствами мультимедиа, интернет-ресурсами, цифровыми проекторами, интерактивными досками. Кроме того, имеются специально созданные для обучения дошкольников цифровые устройства. К ним относятся: интерактивные скалодромы, интерактивные песочницы, интерактивные детские Мультстудии, интерактивные полы, интерактивные тумбы, интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями, интерактивные комплексы.

Наиболее доступными на современном этапе в условиях дошкольной организации являются видеотехнологии. К ним относятся научно-популярные фильмы из серии «Мир вокруг нас», обучающие мультфильмы: «Фиксики», «Смешарики», «Мудрые сказки тётушки Совы», «Уроки тётушки Совы». Нередко используются такие типы информационных технологий как виртуальные экскурсии (Музеи Москвы, Zoolife), электронные библиотечные системы, образовательные компьютерные программы («Баба-Яга учится…», «Лунтик» и др.). В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Можно порекомендовать воспитателям при организации процесса обучения дошкольников использовать игровые ресурсы ПлейЛандия (www.playlandia.ru), Игроутка (www.igroutka.net), Играемся (www.igraemsa.ru), Яндекс игры (https://yandex.ru/games/), Все игры (www.vseigru.net), ЛогикЛайк (https://logiclike.com), Мульт игры (www.multoigri.ru), Бибуша (https://bibusha.ru), Карусель (www.karusel-tv.ru), Айкьюша (www.iqsha.ru), Флеш игры (www.flashplayer.ru) и др. На этих сайтах представлены игры для детей дошкольного возраста на развитие памяти, внимания, моторики, игры-пазлы, игры для девочек, игры для мальчиков и т.п. Такие образовательные порталы, как Kids Smart (https://kids-smart.ru), 345-games.ru (www.345-games.ru), MAAM.RU (www.maam.ru/games/), IQклуб (www.iqclub.ru), Для детей (www.dlya-detey.com), Чудо Юдо (www.chudo-udo.info), Теремок (www.teremoc.ru/index.php) кроме развивающих и обучающих игр содержат загадки, кроссворды, пазлы, раскраски, аудиосказки, видеоматериалы, упражнения для детей, методические рекомендации для воспитателей и родителей, разработки занятий, сценарии праздников, учебные материалы и энциклопедии. На портале IQклуб, кроме того, имеется большое количество тестов, в том числе по проверке готовности детей к школе. Для создания собственных тестов, ребусов, кроссвордов можно использовать такие ресурсы, как Банк Тестов.Ру (https://banktestov.ru/) и Online Test Pad (https://onlinetestpad.com/). Для организации проектной и творческой деятельности детей можно использовать следующие интернет-ресурсы: ПервоЛого — универсальная проектная среда на базе языка Лого для начального и дошкольного образования; Scratch – это визуальная среда для обучения программированию детей с 6 лет; Наураша в стране Наурандии – цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников; Объясняшки – программа, позволяющая создавать рисованные объясняющие ролики. На сегодняшний день существует огромное количество цифровых инструментов для организации совместной деятельности, осуществления обратной связи, создания цифровой образовательной среды, организации онлайн-уроков. Наиболее популярными из них являются Padlet, Mentimeter, Google Form, Plickers, Quizizz, Google Classroom, LearningApps, Microsoft Teams, Zoom, Skype. На наш взгляд очень полезными являются такие образовательные ресурсы, как Мерсибо (www.mersibo.ru) – портал для детских специалистов (логопедов, дефектологов, воспитателей, методистов и др.), содержащий материалы для развивающих и коррекционных занятий, обследования детей и повышения квалификации; Kids Smart (https://kids-smart.ru/) и ISmart (https://www.ismart.org/) – платформы для Онлайн-обучения детей.

Рассмотренные нами ресурсы – это лишь малая часть всех существующих на сегодняшний день цифровых образовательных инструментов, которые могут успешно применяться в процессе обучения как в традиционном формате, так и в дистанционной форме.

Как видим, внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения. Однако при всех неизменных плюсах использования цифровых технологий в дошкольном образовании возникает ряд проблем, из которых можно выделить основные:

1. Материальная база ДОУ. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание мобильных классов, а также приобретение интерактивного оборудования. Программное обеспечение и оборудование зачастую невысокого качества. Имеются проблемы доступности сети Интернет или высокоскоростного соединения.

2. Недостаточная ИКТ – компетентность педагогов. В ДОО, оснащенных компьютерами, около 20% воспитателей групп с детьми в возрасте 3–5 лет и 13% в возрасте 5–8 лет не используют цифровую технику в учебных целях, более 40% в обеих категориях используют редко. Квалификация педагогов не всегда позволяет им самостоятельно формировать развивающую цифровую среду, многие из них относятся к возрастной группе с низкой долей продвинутых пользователей.

3. Защита здоровья ребенка. Использование цифровых технологий в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Последствия негативного варианта, когда окружающая среда подменяет самостоятельную работу ребенка воздействием медиа-средств, описывались многократно. Основными из них являются: функциональные задержки речи, косноязычие дошколят; потеря познавательного интереса в образовательной ситуации, где образы обладают качествами статичности; нарушения развития психики ребёнка при подмене реального взаимодействия с объектами физического мира его компьютерной симуляцией; проблемы интеграции в систему социальных отношений при полном замещении игры со сверстниками обращением с гаджетом; опасность эмоциональной нестабильности и повышенной тревожности детей. Чрезмерное использование цифровых устройств, продолжительное времяпровождение перед телевизором и компьютером снижает двигательную активность детей; способствует развитию близорукости или миопии, синдрома сухого глаза; негативно влияет на сон; вызывает головную боль.

Исходя из проведенного нами исследования, считаем необходимым: 1. Продолжить исследования и расширить диапазон изучения связи ЦТ с дальнейшим развитием и благополучием ребенка и организовать общественное обсуждение полученных результатов. 2. Улучшить материально-техническое обеспечение детских садов и обеспечить регулярное обновление их парка в ДОО. В каждом детском саду следует предусмотреть наличие системного администратора или компетентного сотрудника с целью оказания оперативной технической поддержки. 3. Органам управления образования оказывать методистам и педагогам информационную поддержку, знакомить их с научными представлениями о влиянии цифровизации на психическое развитие детей, со способами организации образовательной деятельности детей, способствовать распространению лучших практик планирования и проведения занятий с использованием ЦТ и ЦИ. 4. Организовать внутреннюю экспертизу всего цифрового контента, используемого для проведения образовательной деятельности с детьми. 5. Обеспечить систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагога, позволяющего использовать цифровые инструменты в объеме, необходимом и достаточном для решения конкретных образовательных задач. 6. Для предупреждения проблем в развитии детей необходимо ограничить использование цифровых инструментов как в детском саду, так и дома. 7. Информировать родителей как о влияния цифровой среды на детей, последствиях бесконтрольного применения гаджетов, так и о способах управления этим процессом и контроля поведения ребенка в цифровой среде.

Литература

1. Горелов, Н. А. Развитие информационного общества: цифровая экономика: учебное пособие для вузов / Н. А. Горелов, О. Н. Кораблева. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 241 с.

2.         Литвинова С. Н. Цифровые инструменты в работе с детьми дошкольного возраста: учебное пособие для вузов / С.Н. Литвинова, Ю.В. Челышева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 188 с.


Скачано с www.znanio.ru

Почтарькова Т.П., Пащенко В.В

Почтарькова Т.П., Пащенко В.В

Преимущества цифровых технологий, обогащающих и дополняющих традиционные дидактические средства, изучены и описаны в зарубежных и российских исследованиях

Преимущества цифровых технологий, обогащающих и дополняющих традиционные дидактические средства, изучены и описаны в зарубежных и российских исследованиях

Воспитательно-образовательный процесс

Воспитательно-образовательный процесс

На портале IQ клуб, кроме того, имеется большое количество тестов, в том числе по проверке готовности детей к школе

На портале IQ клуб, кроме того, имеется большое количество тестов, в том числе по проверке готовности детей к школе

Квалификация педагогов не всегда позволяет им самостоятельно формировать развивающую цифровую среду, многие из них относятся к возрастной группе с низкой долей продвинутых пользователей

Квалификация педагогов не всегда позволяет им самостоятельно формировать развивающую цифровую среду, многие из них относятся к возрастной группе с низкой долей продвинутых пользователей

Для предупреждения проблем в развитии детей необходимо ограничить использование цифровых инструментов как в детском саду, так и дома

Для предупреждения проблем в развитии детей необходимо ограничить использование цифровых инструментов как в детском саду, так и дома
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2023