ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ
Каденёва Наталья Валерьевна,
учитель географии МБОУ СОШ «Новая эра»
В современном постиндустриальном обществе, в котором резко возрастают роль и значение информации, стала неизбежной и трансформация системы образования, что проявляется в переходе к цифровой образовательной среде. Одним из ключевых понятий цифровой образовательной среды являются цифровые образовательные ресурсы.
Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается совокупность средств программного, информационного, технического, цифрового и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых в сети интернет. Можно сказать, что ЦОР ‒ это новое обобщающее понятие «цифровые учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств [3].
С целью формирования информационной компетентности обучающихся современный учитель использует на уроке различные образовательные технологии, инновационные приёмы, методы, средства обучения.
География – школьный предмет, формирующий у обучающихся комплексное представление о Земле, как о планете людей и знакомящий их с территориальным подходом, как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. На уроках географии особое место занимают цифровые образовательные ресурсы, использование которых способствует формированию базовых учебно-информационных умений, таких как работа с письменным и устным текстом, картографическим и статистическим материалом, работа с виртуальными объектами и геоинформационными системами [4].
Реализация любого варианта взаимодействия педагога и учащегося с использованием ЦОР позволяет организовать образовательный процесс, при котором основное внимание уделяется активным видам познавательной деятельности. Учитель отходит от простой передачи учебной информации и предлагает учащимся необходимый набор средств обучения. Учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как образовательная цель. Обучающийся выступает вместе с учителем как субъект деятельности, а его личностное развитие выступает в качестве одной из основных образовательных целей [2].
Цифровые образовательные ресурсы по географии представлены различными образовательными ресурсами и сервисами, ориентированными на выстраивание эффективного взаимодействия и организации работы школьников в цифровой среде: электронными учебниками и учебно-методическими пособиями; электронными сборниками дополнительных и наглядных материалов к урокам: плакатами, интерактивными картами, схемами, иллюстрациями; мультимедийными учебными презентациями; электронными контрольно-измерительными материалами; электронными файлами-заданиями; базами данных учебного назначения; энциклопедиями, справочниками, словарями, глоссариями, тренажёрами, играми; цифровыми фотогалереями, виртуальными экскурсиями.
Активно используются в учебном процессе электронные образовательные платформы, такие как «Библиотека Минпросвещения», «Российская электронная школа», «Я класс», «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «Облако знаний» (рис.1) и др. Данные платформы представляют собой совокупность дидактических и методических материалов, полностью разработанных уроков с текстовыми, видео- и аудио-фрагментами, интерактивными заданиями, используемыми на разных этапах урока. Материал также можно использовать ученикам для самостоятельного изучения материала, повторения, подготовки к Государственной итоговой аттестации.

Рис. 1. Платформа «Облако знаний»
Кроме того, в обучении географии активно применяются интерактивные карты, которые содержат несколько слоев, справочную и дополнительную информацию (рис.2) [1]. Рассмотрим, в качестве примера, карту «Строение земной коры», которая содержит 8 слоев информации. Аналогичная карта размещена в школьном атласе 7 класса. Интерактивный режим позволяет:
- включать и отключать слои;
- показывать/скрывать легенду;
- масштабировать карту;
- настроить яркость;
- показать/скрыть панель рисования;
- получить информацию при наведении курсора на «точки информации».

Рис. 2. Интерактивная карта «Строение земной коры»
Использование интерактивных заданий позволяет осуществить повторение изученного материала, провести картографическую пятиминутку, проконтролировать усвоение материала в нетрадиционной форме. Используя специальные приложения, интерактивные платформы, учитель может самостоятельно создавать интерактивные карточки, викторины, кроссворды и др.
Разнообразные виды заданий представлены на платформе Interacty - сервисе, с помощью которого педагог может создавать интерактивные задания разных типов:
- «Найди пару»;
- двусторонние флип-карточки с возможностью использования оборотной стороны для вопросов/ответов;
- пазлы разного уровня сложности (рис. 4);

Рис. 3. Пример интерактивного задания «Пазл»
- интерактивный элемент «Кто лидер». Позволяет проводить быстрый подсчет баллов в межкомандных играх;
- «Колесо фортуны» - случайный выбор тем для опросов или игр и другие интерактивные ресурсы;
- «Найди объект» (поиск объектов географической номенклатуры);
- Кроссворды – полностью самостоятельное построение кроссворда из заданных слов;
- викторины разных типов;
- игры на соответствие и соотнесение данных.
Также возможности платформы позволяют разрабатывать интерактивные рабочие листы к урокам, мультимедийные презентации и другой цифровой контент.
Еще одним примером цифровых платформ является конструктор учебных образовательных ресурсов «Удоба». Платформа предлагает десятки шаблонов для создания интерактивного цифрового контента и базовые инструменты аналитики результатов учеников. На рис. 4 представлен пример разработанного задания «Филворд».

Рис. 4. Пример интерактивного задания «Филворд»
Конструктор представляет шаблоны для разработки викторин, кроссвордов, опросов разного типа, виртуальных туров, интерактивных книг, коллажей, презентаций и других интерактивных заданий.
Среди такого многообразия цифровых образовательных ресурсов учитель имеет возможность выбора наиболее эффективных, оптимальных для конкретного класса или ученика для того, чтобы уроки географии были интересными, увлекательными, запоминающимися.
Список литературы:
1. Воронова Т.С. Компьютерные технологии в географическом образовании и образовательном туризме//Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский госуд. пед. ун-тет, 2016. С. 242–246.
2. Заболотнова Е.Ю. Информационная образовательная среда по географии – инструментарий повышения эффективности географического образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2007. № 1. С. 86–89.
3. Суппес Н.Е. Электронные образовательные ресурсы как средство формирования информационной компетентности учащихся по географии в современной школе // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10, № 4. С. 295–298.
4. Шидловский Ф.К. Электронные образовательные ресурсы в школьном курсе физической географии // Материалы 76-й науч. конф. студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. Минск: БГУ, 2019. С. 14–17.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.