Использование в работе с текстом приемов технологии критического мышления
Оценка 5

Использование в работе с текстом приемов технологии критического мышления

Оценка 5
docx
29.05.2020
Использование в работе с текстом приемов технологии  критического мышления
Использование технологии критического мышления.docx

Озерова Н.В., учитель русского языка и   литературы

МБОУ СОШ №1 г.Мичуринска

 

Использование в работе с текстом приемов технологии

 критического мышления

 

Все вы, без сомнения, организуете работу с текстом на своих уроках.

Казалось бы, достаточно проявить профессиональный интерес к этой теме, и результаты её освоения немедленно дадут о себе знать.(СЛАЙД 2) Однако работа с текстом  имеет определённые трудности, о главной из которых образно сказал писатель Михаил Пришвин: «С детства на зелёный росток нашего таланта, как сухие листья осени в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зелёный росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную».

 

В современном учебном процессе в условиях постоянного информационного взрыва ученику действительно сложно сохранить и прорастить свой собственный зелёный росток мысли. В подобных обстоятельствах продуктивность учебной деятельности зависит от умений ориентироваться в информационных потоках, справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания для достижения поставленных целей – умений, которых так не хватает обучающимся.

Поэтому, я считаю, именно работа с текстом, с информацией должны занять главное место в обучении на уроках различных школьных предметов.

Чтобы традиционная система обучения не отставала от потребностей современного общества, возникает необходимость в применении инновационных технологий в обучении. С целью разнообразить урок, сделать привлекательным и интересным для детей я использую на своих уроках элементы технологии критического мышления. Эта технология дает возможность применять разные приемы работы с текстом.

Несколько слов о технологии критического мышления. (СЛАЙД3)

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека , это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.  Необходимо умение не только владеть информацией, но критически её оценить, осмыслить , применить.(СЛАЙД 4) Технология критического мышления включает три этапа – вызов , осмысление , рефлексия .(СЛАЙД5)

Первая стадия – вызов. Её присутствие  на каждом уроке обязательно.

Эта ситуация позволяет:

•актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме ;

•вызвать устойчивый интерес к изученной теме ;

•сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

•побудить ученика к активной работе на уроке  и дома;(СЛАЙД 6)

 Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

•получить новую информацию;

•осмыслить её;

•соотнести с уже имеющимися знаниями;

•искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.(СЛАЙД 7)

Третья стадия рефлексия. Здесь основным является:

•целостное осмысление, обобщение полученной информации;

•присвоение нового знания, новой информации учеником.

(СЛАЙД 8)Привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом. Но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.

(СЛАЙД9)Применение технологии критического мышления целесообразно на уроках ознакомления и на уроках обобщающего характера. Так ,например, на уроке русского языка в 6 классе по теме «Безличные глаголы» при работе с текстом возможно применение инновационных приемов, используемых в технологии развития критического мышления.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. На этой стадии осуществляется непосредственный  контакт с новой информацией (с текстом параграфа). Работа ведется в группах. Ученик читает текст, используя активные методы чтения. (СЛАЙД 10) Первый метод обучения на данной стадии это составление кластера. Кластер – это способ графической организации материала позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. .(СЛАЙД11) Такой кластер получился у учеников после самостоятельной работы с теоретическими сведениями параграфа.

 

Далее работа направлена на закрепление и отработку навыков по теме урока. (СЛАЙД12) Учащиеся работают с текстом ,задания к которому индивидуальны для каждой группы. (СЛАЙД13)

 Делаются выводы о синтаксической функции безличных глаголов, о формах употребления, о разделении безличных глаголов на группы по значению. . (СЛАЙД14)

 

(СЛАЙД 15)Следующий прием, используемый на стадии осмысления- инсерт .Это прием маркировки текста, который традиционно применяется для чтения сплошных информационных текстов.

Во время чтения текста необходимо предложить читателям делать особые пометки (значки), а после прочтения текста заполнить таблицу. (СЛАЙД 16)

- (минус)

? (вопрос)

+ (плюс)

√ (галочка)

Я думал(а) иначе, это противоречит моим представлениям

Непонятно или захотелось узнать подробнее

Новое для меня

Мне это известно

(СЛАЙД 17)Творческая часть урока заключалась в написании мини-сочинения по картине Левитана»Весна. Большая вода» с использованием безличных глаголов в качестве опорных слов .Итог работы на этой стадии -написание текста.

(СЛАЙД 18)Использование приемов технологии критического мышления  в работе с текстом актуально и на уроках литературы. Например, на уроке литературы в 6 классе по теме «Страницы жизни А.Платонова» с целью критического осмысления полученной информации возможно применение различных приемов в работе с текстом. Учащиеся знакомятся с материалами учебника, посвящёнными биографии писателя (выразительное чтение отрывка из воспоминаний А.Платонова о своей жизни. Далее, работая в группах, ученики составляют вопросы к прочитанному тексту.

(СЛАЙД 19)а)  Репродуктивные вопросы:

·         Где родился А.Платонов?

·         Где учился писатель?

·         Какова профессия отца писателя?

(СЛАЙД 20)б)  Расширяющие вопросы:

·         Почему Платонов с такой теплотой говорит о деревне?

·         Почему церковь в родной слободе писателя называлась «Чугунной»?

·         Какую специальность в городском училище получил писатель?

(СЛАЙД 21)в)  Развивающие вопросы:

·         Какой была русская деревня начала двадцатого века?

·         В чём своеобразие и особенности церковно-приходских школ?

·         Какие черты характера отличали А.Платонова?

Следующий вид работы - это классификация вопросов и разделение их на две группы :те, на которые можно ответ дать непосредственно на уроке, и те, для поиска ответов на которые нужна дополнительная информация.

Работая в парах, дети отвечают на составленные вопросы при помощи прочитанного текста.

В конце урока определяется тема домашней письменной работы по вопросу, который стал лучшим, по мнению ребят: «Какие черты характера отличали А.Платонова?»

Указанные выше приемы работы с текстом по теме «Страницы жизни А.Платонова» нужно применять на стадии осмысления. (СЛАЙД 22)Но иногда уместно постепенно переходить к анализу тексту и начинать работу в данном направлении еще на стадии вызова. Так, например, на уроке литературы в 6 классе «Большой человек» (страницы жизни М.Зощенко)»учитель сообщает тему урока и предлагает учащимся заполнить таблицу»Знаю\Хочу узнать\Узнал. (СЛАЙД 23)До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». (СЛАЙД 24)

 

Знаю

– писатель-юморист;
– автор рассказов «Галоша», «Монтёр», «Встреча», 
«Великие путешественники», «Золотые слова»;
– даты жизни (1895-1958);

Хочу узнать

– Где родился писатель?
– Какой была его семья?
– Весёлым ли человеком он был?
– Кто были его друзьями?
– Как он создавал свои произведения?
– Что он больше всего ценил в людях? …

После выразительного чтения учителем материалов учебника о М.Зощенко ученики приступают к заполнению графы «узнал»

Узнал

-

(СЛАЙД 25)На уроках  русского языка в работе с текстом можно использовать прием «Рассказ-предположение на основе ключевых слов».Он заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ.  Вначале каждый ученик выполняет  работу самостоятельно, затем обнародует свой вариант.  Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение  с  авторским. (СЛАЙД 26)

Фрагмент урока русского языка в 6 классе. Перед учениками ставится задача -составить текст на тему «Новогодний  вечер»,используя ключевые слова. На первом этапе прорабатывается тема текста, обучающиеся отвечают  на предложенные учителем вопросы по содержанию заголовка, а потом пытаются спрогнозировать предполагаемый сюжет рассказа, используя ключевые слова.

 Составьте текст.

 «Новогодний  вечер»

 - Какие  вопросы  вызывает  заголовок?  Что  непонятно?

 - Подберите  определения  к  заголовку.

 - Каковы  функции  такого  заголовка?  (привлекает  внимание, заинтриговывает).

 - Можно  ли  по  заголовку  определить  стиль  данного  текста?

 - Спрогнозируйте  сюжетную  канву  текста.

 - Спрогнозируйте  сюжет  на  основе  ключевых  слов  1-й  части  текста.

 (СЛАЙД 27) Предновогодний  вечер - суета - оживленные  лица - девочка - мальчик - мужчина - женщина - спешат - мандарины-яблоки - свертки - недоступно - желанно - запахи - головокружительный - вкусным - забытым.

   Рекомендации по работе с приемом «Рассказ – предположение на основе ключевых слов».

1. Перед тем как предлагать ребенку прием, оцените текст: интересно ли будет ребятам делать предположения, насколько предсказуемо содержание.

2. Важно дать возможность высказаться каждому желающему, тем самым повышая его интерес к выполнению задания.

3. Следить за использованием каждого ключевого слова.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.  (СЛАЙД 28)

 

 

Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка и литературы элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в работе с текстом позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.(СЛАЙД 29)

   


 

Скачано с www.znanio.ru

Озерова Н.В., учитель русского языка и литературы

Озерова Н.В., учитель русского языка и литературы

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику: •получить новую информацию; •осмыслить её; •соотнести с уже имеющимися знаниями; •искать ответы на вопросы, поставленные в первой…

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику: •получить новую информацию; •осмыслить её; •соотнести с уже имеющимися знаниями; •искать ответы на вопросы, поставленные в первой…

СЛАЙД 15) Следующий прием, используемый на стадии осмысления- инсерт

СЛАЙД 15) Следующий прием, используемый на стадии осмысления- инсерт

Работая в парах, дети отвечают на составленные вопросы при помощи прочитанного текста

Работая в парах, дети отвечают на составленные вопросы при помощи прочитанного текста

Им так интересно, совпадет ли их мнение с авторским

Им так интересно, совпадет ли их мнение с авторским

Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка и литературы элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в работе с текстом позволяет…

Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка и литературы элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в работе с текстом позволяет…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2020