Озерова Н.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 г.Мичуринска
Использование в работе с текстом приемов технологии
критического мышления
Все вы, без сомнения, организуете работу с текстом на своих уроках.
Казалось бы, достаточно проявить профессиональный интерес к этой теме, и результаты её освоения немедленно дадут о себе знать.(СЛАЙД 2) Однако работа с текстом имеет определённые трудности, о главной из которых образно сказал писатель Михаил Пришвин: «С детства на зелёный росток нашего таланта, как сухие листья осени в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зелёный росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную».
В современном учебном процессе в условиях постоянного информационного взрыва ученику действительно сложно сохранить и прорастить свой собственный зелёный росток мысли. В подобных обстоятельствах продуктивность учебной деятельности зависит от умений ориентироваться в информационных потоках, справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания для достижения поставленных целей – умений, которых так не хватает обучающимся.
Поэтому, я считаю, именно работа с текстом, с информацией должны занять главное место в обучении на уроках различных школьных предметов.
Чтобы традиционная система обучения не отставала от потребностей современного общества, возникает необходимость в применении инновационных технологий в обучении. С целью разнообразить урок, сделать привлекательным и интересным для детей я использую на своих уроках элементы технологии критического мышления. Эта технология дает возможность применять разные приемы работы с текстом.
Несколько слов о технологии критического мышления. (СЛАЙД3)
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека , это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только владеть информацией, но критически её оценить, осмыслить , применить.(СЛАЙД 4) Технология критического мышления включает три этапа – вызов , осмысление , рефлексия .(СЛАЙД5)
Первая стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно.
Эта ситуация позволяет:
•актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме ;
•вызвать устойчивый интерес к изученной теме ;
•сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
•побудить ученика к активной работе на уроке и дома;(СЛАЙД 6)
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:
•получить новую информацию;
•осмыслить её;
•соотнести с уже имеющимися знаниями;
•искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.(СЛАЙД 7)
Третья стадия рефлексия. Здесь основным является:
•целостное осмысление, обобщение полученной информации;
•присвоение нового знания, новой информации учеником.
(СЛАЙД 8)Привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом. Но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.
(СЛАЙД9)Применение технологии критического мышления целесообразно на уроках ознакомления и на уроках обобщающего характера. Так ,например, на уроке русского языка в 6 классе по теме «Безличные глаголы» при работе с текстом возможно применение инновационных приемов, используемых в технологии развития критического мышления.
Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (с текстом параграфа). Работа ведется в группах. Ученик читает текст, используя активные методы чтения. (СЛАЙД 10) Первый метод обучения на данной стадии это составление кластера. Кластер – это способ графической организации материала позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. .(СЛАЙД11) Такой кластер получился у учеников после самостоятельной работы с теоретическими сведениями параграфа.
Далее работа направлена на закрепление и отработку навыков по теме урока. (СЛАЙД12) Учащиеся работают с текстом ,задания к которому индивидуальны для каждой группы. (СЛАЙД13)
Делаются выводы о синтаксической функции безличных глаголов, о формах употребления, о разделении безличных глаголов на группы по значению. . (СЛАЙД14)
(СЛАЙД 15)Следующий прием, используемый на стадии осмысления- инсерт .Это прием маркировки текста, который традиционно применяется для чтения сплошных информационных текстов.
Во время чтения текста необходимо предложить читателям делать особые пометки (значки), а после прочтения текста заполнить таблицу. (СЛАЙД 16)
- (минус) |
? (вопрос) |
+ (плюс) |
√ (галочка) |
Я думал(а) иначе, это противоречит моим представлениям |
Непонятно или захотелось узнать подробнее |
Новое для меня |
Мне это известно |
(СЛАЙД 17)Творческая часть урока заключалась в написании мини-сочинения по картине Левитана»Весна. Большая вода» с использованием безличных глаголов в качестве опорных слов .Итог работы на этой стадии -написание текста.
(СЛАЙД 18)Использование приемов технологии критического мышления в работе с текстом актуально и на уроках литературы. Например, на уроке литературы в 6 классе по теме «Страницы жизни А.Платонова» с целью критического осмысления полученной информации возможно применение различных приемов в работе с текстом. Учащиеся знакомятся с материалами учебника, посвящёнными биографии писателя (выразительное чтение отрывка из воспоминаний А.Платонова о своей жизни. Далее, работая в группах, ученики составляют вопросы к прочитанному тексту.
(СЛАЙД 19)а) Репродуктивные вопросы:
· Где родился А.Платонов?
· Где учился писатель?
· Какова профессия отца писателя?
(СЛАЙД 20)б) Расширяющие вопросы:
· Почему Платонов с такой теплотой говорит о деревне?
· Почему церковь в родной слободе писателя называлась «Чугунной»?
· Какую специальность в городском училище получил писатель?
(СЛАЙД 21)в) Развивающие вопросы:
· Какой была русская деревня начала двадцатого века?
· В чём своеобразие и особенности церковно-приходских школ?
· Какие черты характера отличали А.Платонова?
Следующий вид работы - это классификация вопросов и разделение их на две группы :те, на которые можно ответ дать непосредственно на уроке, и те, для поиска ответов на которые нужна дополнительная информация.
Работая в парах, дети отвечают на составленные вопросы при помощи прочитанного текста.
В конце урока определяется тема домашней письменной работы по вопросу, который стал лучшим, по мнению ребят: «Какие черты характера отличали А.Платонова?»
Указанные выше приемы работы с текстом по теме «Страницы жизни А.Платонова» нужно применять на стадии осмысления. (СЛАЙД 22)Но иногда уместно постепенно переходить к анализу тексту и начинать работу в данном направлении еще на стадии вызова. Так, например, на уроке литературы в 6 классе «Большой человек» (страницы жизни М.Зощенко)»учитель сообщает тему урока и предлагает учащимся заполнить таблицу»Знаю\Хочу узнать\Узнал. (СЛАЙД 23)До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». (СЛАЙД 24)
Знаю |
–
писатель-юморист; |
Хочу узнать |
–
Где родился писатель? После выразительного чтения учителем материалов учебника о М.Зощенко ученики приступают к заполнению графы «узнал» |
Узнал |
-
(СЛАЙД 25)На уроках русского языка в работе с текстом можно использовать прием «Рассказ-предположение на основе ключевых слов».Он заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ. Вначале каждый ученик выполняет работу самостоятельно, затем обнародует свой вариант. Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение с авторским. (СЛАЙД 26)
Фрагмент урока русского языка в 6 классе. Перед учениками ставится задача -составить текст на тему «Новогодний вечер»,используя ключевые слова. На первом этапе прорабатывается тема текста, обучающиеся отвечают на предложенные учителем вопросы по содержанию заголовка, а потом пытаются спрогнозировать предполагаемый сюжет рассказа, используя ключевые слова.
Составьте текст.
«Новогодний вечер»
- Какие вопросы вызывает заголовок? Что непонятно?
- Подберите определения к заголовку.
- Каковы функции такого заголовка? (привлекает внимание, заинтриговывает).
- Можно ли по заголовку определить стиль данного текста?
- Спрогнозируйте сюжетную канву текста.
- Спрогнозируйте сюжет на основе ключевых слов 1-й части текста.
(СЛАЙД 27) Предновогодний вечер - суета - оживленные лица - девочка - мальчик - мужчина - женщина - спешат - мандарины-яблоки - свертки - недоступно - желанно - запахи - головокружительный - вкусным - забытым.
Рекомендации по работе с приемом «Рассказ – предположение на основе ключевых слов».
1. Перед тем как предлагать ребенку прием, оцените текст: интересно ли будет ребятам делать предположения, насколько предсказуемо содержание.
2. Важно дать возможность высказаться каждому желающему, тем самым повышая его интерес к выполнению задания.
3. Следить за использованием каждого ключевого слова.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. (СЛАЙД 28)
Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка и литературы элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в работе с текстом позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.(СЛАЙД 29)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.