«Использование возможностей дополнительного образования для повышения качества образовательных результатов детей в освоении основных общеобразовательных программ на примере объединения «Английский язык»
Роль дополнительного образования в современном мире
Образование является главным фактором развития личности и общества в интенсивно обновляющемся мире. При этом именно дополнительное образование располагает значительными возможностями для личностного развития ребенка, удовлетворения его творческих, образовательных и культурных потребностей.
Дополнительное образование детей – составная часть образовательного процесса, позволяющая обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Роль дополнительного образования в современной модели образования состоит в создании условий для духовно – нравственного развития, воспитания и успешной социализации обучающихся.
1. Ценность дополнительного образования
Английский язык, черчение, трудовое обучение, окружающий мир, информатика, физическая культура, география, краеведение и другие школьные дисциплины находят отражение в дополнительных общеобразовательных программах. Дети, получая более глубокие знания по этим предметам, чувствуют себя увереннее в школе. Понимая, что их знания больше и лучше, они стремятся эти знания улучшить и закрепить, участвуя в различных системообразующих конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях.
Изучение английского языка в школе, как показывает статистика, часто предполагает для детей некоторые трудности, с которыми они иногда не могут справится самостоятельно. Моя задача – помочь преодолеть их, но при этом не повторять общеобразовательную программу.
Программа объединения «Английский для детей» реализуется не через занятия по грамматике и лексике английского языка или занятия, направленные на отработку определенных навыков. В объединении «Английский для детей» мы изучаем не только сам иностранный язык, но и культуру и историю стран, на нем говорящих. Мы углубляем знания в том числе в области таких школьных дисциплин как география, история, мировая художественная культура и даже биология. Таким образом, за счет занятий в дополнительном образовании мы улучшаем качество знаний и, как следствие, результатов в освоении общеобразовательных предметов.
Кроме того, педагог дополнительного образования может выстраивать индивидуальный маршрут развития ребенка, привлекая его к участию в различного рода исследовательской или проектной деятельности, приглашая на дополнительные занятия, устанавливая подходящий режим занятий, предусматривая вариативность учебно-тематического плана образовательной программы.
2. Эффективность освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для повышения качества образовательных результатов
В объединении «Английский для детей» на данный момент я реализую 2 программы: «Английский для детей» для младшего школьного возраста и «Английский для подростков» для среднего звена. При составлении и дальнейшей реализации программ я столкнулась с дилеммой: с запросом помочь обучающимся в освоении основной образовательной программы и требованием ее не дублировать. Часто в объединение приходят дети, явно испытывающие трудности в освоении школьной программы по английскому языку с запросом именно помочь, подтянуть знания, так как изучение английского языка иногда дается не легко. Чтобы избежать дублирования школьной программы, я предусмотрела большое количество активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания языкового материала, приобретение навыков самостоятельной деятельности.
Целью дополнительных общеобразовательных программ является прежде всего создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через различные виды деятельности посредством английского языка.
В рамках реализации программ дополнительного образования в объединении «Английский язык для детей» процесс обучение я разделила на несколько этапов. На первом этапе, работая с детьми младшего школьного возраста, я вижу главной целью привить интерес к изучению английского языка, найти подходящую мотивацию для каждого обучающегося к его дальнейшему освоению.
Приведу в качестве примера результаты первого года освоения дополнительной программы одной обучающейся, Ульяны. Как и большинство других детей Ульяна пришла в объединение с потребностью улучшить успеваемость в освоении школьной программы. В первом полугодии наблюдались очевидные пробелы в освоении лексического и грамматического материала, но при этом и устойчивая личная мотивация в работе. К концу первого полугодия результаты промежуточной аттестации показали очевидный прогресс, что подтверждают и четверные оценки. Очевидно, что учащиеся склонны вложить наибольшее усилие в свою учебу в те моменты, когда учебная ситуация приятна для них и когда они предвидят успех.
На втором этапе, получив необходимую мотивацию, мы переходим к темам и учебным пособиям, уже более приближенным к школьной программе, но все же не дублирующим ее. Работая параллельно со школьной программой, обучающиеся могут самостоятельно оценить свой прогресс в изучении языка. Моя задача как педагога в данном случае – вселить в ребенка уверенность в собственные силы. Ситуация успеха достигается уже и на занятиях в рамках дополнительного образования, и в школе.
На следующем этапе, как правило это второй-третий год обучения, у обучающихся возникает потребность в использовании языка как инструмента коммуникации, но при этом приходится прилагать больше усилий для достижения успеха. Интерес к предмету в этот период я стараюсь удержать через интерес к самому себе: подбирать материал, наиболее приближенный к жизни самих обучающихся, встраивать в учебный процесс неожиданные и творческие задания и т.д.
Вернусь к приведенному выше примеру. Сейчас дети, в том числе Ульяна, сами просят выполнять именно такие задания, где предполагается говорение. Они набрали определенный багаж лексических знаний, не испытывают страха сделать ошибку и готовы применять эти знания для развития своих коммуникативных навыков. При этом проблемные ситуации они также готовы моделировать сами. Так, например, тема «Еда», которую дети изучают в рамках школьной программы, подается на наших занятиях в виде игры «Кафе» с распределением ролей (официант, администратор, гости), составлением меню и обыгрыванием непосредственно посещения кафе.
Считаю, что ситуация успеха на занятиях в дополнительном образовании является тем необходимым ресурсом для повышения качества результатов детей в освоении школьных программ. При ее отсутствии мы можем бесконечно долго изучать грамматику, учить новую лексику, составлять диалоги по образцу и т.д., но без внутренней мотивации самого ребенка невозможно привести его к прогрессу в освоении не только дополнительной программы по английскому языку, но и школьной. Поэтому целью в обучении детей английскому считаю, прежде всего, привить интерес и желание учиться, замотивировать их на дальнейшее изучение языка, а также научить учиться самостоятельно.
Внутреннюю мотивацию мы можем пробудить тогда, когда главной целью ученика является получение удовлетворения от самого процесса учебы, когда важным становится не результат, а сам процесс обучения.
Считаю, что результаты занятий по дополнительным общеобразовательным программам в данном случае отражаются в полной мере на успехах, которые обучающиеся достигают в освоении основных общеобразовательных программ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.