ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАЧ С АГРОКОМПОНЕНТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Разамбаева Екатерина Равильевна,
Габидулин Александр Валерьевич
МБОУ «Русско-Янгутская СОШ»
Осинского района Иркутской области
Формирование познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Важное место в комплексе воспитательных задач обучения математике занимает проблема развития познавательной активности учащихся. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных форм, методов, средств обучения, которые бы стимулировали активность к решению задач на уроках математики. Именно поэтому мы и решили использовать задачи с агрокомпонентом на уроках математики с целью развития познавательной активности учащихся.
По нашему мнению то, что ребенок видит каждый день и с чем соприкасается, постоянно воспринимает и усваивает легче и быстрее. Целью нашей работы является реализация взаимосвязи обучения с сельскохозяйственным трудом на уроках математики, через решение задач, таких как: выполнение практических работ на опыте хозяйств; весьма важно использовать числа, связанные со знакомыми для нас явлениями жизни, в первую очередь числа, взятые из хозяйств села. Текстовые задачи с сельскохозяйственным содержанием отражают реальную ситуацию, не математический материал, используемый в тексте, имеют познавательную ценность.
В условиях решения поставленных задач, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Также реализуя взаимосвязь обучения с сельскохозяйственным трудом на уроках математики, мы еще и воспитываем трудолюбие у школьника младшего возраста. Ведь воспитание трудолюбия - это воспитание главного качества человеческой личности, создание той основы, на которой строится и жизнь общества, и жизнь отдельного индивида.
По нашему мнению, введение и использование агрокомпонента на уроках математике, даст результат, и мы получим будущего хозяина Земли. Трудолюбие, ответственность, организованность, любовь к Земле формируется через уроки с агрокомпонентом.
В данной работе приводится опыт работы учителя начальной школы МБОУ «Русско-Янгутской СОШ» Разамбаевой Е.Р. и представлены такие задачи как:
Задачи на нахождение суммы:
1. На одной клумбе Лиза вырастила 3 астры, а на другой 4. Сколько всего астр вырастила Лиза?
2. Саша полил 3 грядки, а Коля – 2 грядки. Сколько грядок полили мальчики?
Задачи на нахождение остатка:
1. Марина вырастила 8 гвоздик и 5 астр. 3 цветка она подарила маме. Сколько цветов у нее осталось?
2. В школе на грядке выросло 9 кочанов капусты. Повар для салата сорвал 3 кочана. Сколько кочанов капусты осталось на грядке?
Пришкольный учебно-опытный участок занимает одно из важнейших мест в воспитании и обучении детей нашей школы. Площадь участка составляет 0,65 га, где 0,5 га - хозяйственный отдел для выращивания овощей. На участке представлены разные отделы: плодово-ягодных, овощных и цветочно-декоративных культур, экологический участок, дендрологический отдел. Выделена зона для проведения опытнической работы учеников начальных классов. Свои накопленные знания ученики применяют в работе на пришкольном участке.
Выращиваем мы урожай сообща - взрослые и дети. Работая на пришкольном участке, учителя своим трудом подают пример детям и учат их навыкам агротехнологии.
В начальной школе дети знакомятся с различными культурными растениями и условиями их выращивания. Начиная с марта, каждый класс выращивает рассаду цветов, а в мае уже высаживает их в открытый грунт.
В течение лета ребята осуществляют уход за однолетними и многолетними цветами. Во время каникул также на участке активно ведутся работы в таких отделах, как цветочно-декоративный, лекарственный, опытный, плодово-ягодный, где учащиеся с удовольствием познают особенности растительного мира и приобретают навыки работы на земле.
В процессе ухода на пришкольном участком учащиеся начальных классов наблюдают за растениями на отдельных делянках – вариантах опыта, оформляют гербарии и ведут дневники.
При уборке урожая производят качественный учет продукции по каждому варианту, тщательно взвешивая, урожай и производят расчеты. Все знания в этих вопросах они берут с уроков математики.
При проведении всех видов работ на пришкольном участке учащиеся знакомятся внешними видами семян и растений, с их биологическими особенностями, наблюдают за проявлением всходов и последующими развитием растений, изучают жизнь растения и условия его выращивания.
Важнейшее звено сельскохозяйственного опыта – это активное участие самих учащихся в разработке плана опыта, обсуждении и детализации планов опытов своих товарищей.
Этот год был для нас весьма плодородным, было собрано 1500 кг картофеля, 415 кг капусты, 180 кг огурцов, 250 кг моркови, 325 кг свеклы, 300 кг кабачков, 130 кг томатов, 30 кг смородины. Весь урожай используется в школьной столовой для организации витаминизированного питания учащихся и является большим подспорьем для приготовления школьных обедов.
Особая гордость нашей школы — это цветочно-декоративный отдел, который включает в себя 11 клумб (по числу классов). Начальные классы ни в чем не уступают старшим сверстникам и следуют за ними. С ранней весны и до поздней осени школьная территория утопает в цветах. Вот так, совместными усилиями взрослых и детей пришкольный участок всегда выглядит ухоженным и опрятным, он и кормит, и радует глаз.
Урожай со школьного учебно-опытного участка и средства от его реализации учитываются бухгалтерией и поступают в распоряжение школы.
Продукция растениеводства со школьного УОУ оценивается и реализуется (при ее излишках) по существующим розничным ценам. Основная часть продукции закладывается в хранилище школьной столовой для удешевления школьного питания с составлением соответствующих актов приемки привлечением представителей школы, родителей и учащихся.
Средства, полученные от реализации продукции используются на приобретение, посадочного материала, оборудования, инвентаря, для работы на школьном УОУ.
Ежегодно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке, организуются выставки различной тематики, проводится Праздник урожая, выезжаем на осенние ярмарки.
Что и говорить, сельская местность сама по себе предполагает работу на земле. Пришкольный участок - это для учащихся своего рода «азбука» земли. Где, как ни здесь, ребята, начиная с первого класса, могут приобрести полезные трудовые навыки, во многом удовлетворить свой интерес к природе, развить свои познавательные и творческие способности. Именно здесь, на участке, формируется отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к Земле, к труду, воспитывается бережное отношение к растениям. Для того чтобы что-то вырастить на земле, надо вложить в это дело много труда, значит и любви. Своими руками посадить, вырастить, увидеть результаты своего труда. Какое это имеет огромное воспитательное значение!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.