«Использование активных форм и методов обучения в условиях перехода на ФГОС»
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
химия
9 кл
23.02.2017
Мы живем в особое время – время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, уме-ющие творчески мыслить.
Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образо-вания (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие лич-ности Мы живем в особое время – время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, уме-ющие творчески мыслить.
Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности , переход от формирования у обучающихся знаний, умений , навыков к формированию компетентности ученика. В статье описываются активные формы и методы обучения, такие как: метод проектов, система кластеров,баскет -метод и.т.д.Описываются активные формы и приемы, применяемые на уроках для активизации учебной деятельности учащихмя
использование активных форм.doc
«Использование активных форм и методов обучения в условиях перехода на
ФГОС»
Галимова Р.Р.
Мы живем в особое время – время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого
профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения,
умеющие творчески мыслить.
Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на
рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и
сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и
находить нестандартные решения.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования (далее ФГОС) их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие
личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления
результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные
виды деятельности.
Одной из главных особенностей ФГОС является переход от формирования у обучающихся
знаний, умений , навыков к формированию компетентности ученика
Понятие компетентный человек подразумевает способность индивидуума брать на себя
ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке
задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни. Данные требования особенно ярко
отражены в портрете выпускника.
Очевидно, что переход от обучения “знаниям, умения и навыкам” к компетентностному подходу
потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и
методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к
компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе.
Активными методами обучения и воспитания считаются те методы, которые позволяют
“учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми
знаниями и умениями” за счет сознательного “воспитания способностей учащегося” и
сознательного “формирования у них необходимых деятельностей”.
Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о
том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он
делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.
Что слышу забываю; что вижу помню; что делаю понимаю .(Конфуций).
Активность ученика на уроке одна из актуальных проблем в образовательной практике. Чтобы
обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для
себя такую часть учебного материала,
какую максимально он может усвоить.,Н
аиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в
соответствующее действие.
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения: Практический эксперимент
метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую
самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических
возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых
продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую
значимость;
групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно
небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);
мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию
новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку
определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
ролевые игры — метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных
навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух “игроков”,
каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с
заданной ролью;
баскетметод — метод обучения на основе имитации ситуаций.
тренинги — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально
заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания
и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
обучение с использованием компьютерных обучающих программ;
анализ практических ситуаций (casestudy) — метод обучения навыкам принятия решений;
его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые
проблемы, генерировать альтернативные пути решения,
Система кластеров
Данный прием можно использовать на любом этапе урока Приём графической систематизации
материала. Автором данного приема является американец Гудлат. Выделение смысловых единиц
текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.Мысли "гроздятся", то
есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной
системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда это наша тема, вокруг нее планеты
крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои
спутники, у спутников свои.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить
при обычной письменной работе.
Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией
методов активного обучения.
Дидактические цели занятия
Обобщение ранее изученного материала
Эффективное предъявление большого по объему
теоретического материала
Развитие способности к самообучению
Метод активного обучения
Групповая дискуссия, мозговой штурм
Мозговой штурм, деловая игра
Деловая игра, ролевая игра, анализ
практических ситуаций Деловая игра, ролевая игра
Тренинги
Баскетметод
Групповая дискуссия
Деловая игра, ролевая игра, анализ
практических ситуаций
Ролевая игра
Метод проектов
Метод проектов
Баскетметод
Анализ практических ситуаций, баскет
метод
Групповая дискуссия
Повышение учебной мотивации
Отработка изучаемого материала
Применение знаний, умений и навыков
Использование опыта учащихся при предъявлении нового
материала
Моделирование учебной или профессиональной
деятельности учащихся
Обучение навыкам межличностного общения
Эффективное создание реального объекта, творческого
продукта
Развитие навыков работы в группе
Выработка умения действовать в стрессовой ситуации,
развитие навыков саморегуляции
Развитие навыков принятия решений
Развитие навыков активного слушания
. Активные методы обучения следует применять также для
активизации познавательной активности учащихся;
развития способности к самостоятельному обучению;
выработки навыков работы в коллективе;
корректировки самооценки учащихся;
формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с
учителями).
При подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС учителю необходимо
конструктивно пересматривать все этапы урока
1. Определение дидактической цели темы.
2.Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых
знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний;
проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
3.Продумывание структуры урока.
4.Обеспеченность урока (таблица).
5.Отбор содержания учебного материала.
6.Выбор методов обучения.
7. Выбор форм организации педагогической деятельности
8.Оценка знаний, умений и навыков.
9.Рефлексия урока. С интересом семиклассники выполняют домашние лабораторные работы: измерение расстояния от
школы до дома с помощью длины своего шага, определение плотности куска хозяйственного мыла,
определение массы воздуха, взаимодействие молекул и т.д. Результаты этих работ представляются в
виде минипроектов.
Нередко при объяснении ряда тем используется метод эвристической беседы. Тема
«Электрический ток в металлах». Как показать, что это движение электронов в металле? Вся цепочка
вопросов, основанных на ранее полученных знаниях об электризации, о строении атома, об
электрическом поле, на основании опыта по зарядке электрометра от электрофонной машины и от
эбонитовой палочки подвела учащихся к выводу о том , что ток в металле – это движение
электронов, причем в одном направлении.
Часто изучение новой темы стараешься начать нетрадиционно. Изучение законов отражения
начинаем с о стихотворения, которое заранее учат две девочки:
«Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи :
«Ты ль даешь изображенье Без любого искаженья?
Молвит зеркальце в ответ: «Я даю изображенье без любого искаженья.
Если , дева, предо мною станешь на полметра ты , то на том же расстоянии
Без любого искаженья я создам твои черты.»
Про отражение света и предметов в зеркале все знают, но возникает вопрос «Почему без искаженья и
на том же расстоянии…?». Это необходимо выяснить. Есть, наверное, определенные закономерности и
их нужно узнать. Это и будет целью данного урока.
Мультимедийные технологии помогают воспроизвести ряд явлений и процессов природы, в том числе
и законы отражения. Это технологии, при которых восприятие информации обеспечивается
одновременно несколькими органами чувств. Я часто использую анимации сайта
1."Классная физика", "Единая коллекция ЦОР" ( http://classfizika.narod.ru, http://school
collection.edu.ru,
2. видеофильмы «ООО «Видеостудия «Кварт») :
3. электронные учебные пособия «Вся физика, «Физика 7-11 класс. Библиотека электронных
наглядных пособий»."Готовимся к ЕГЭ. Физика; "Открытая Физика 2.5"
Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует
внимание детей к содержанию излагаемого учителем учебного материала и повышается интерес к
новой теме.
Для повышения мотивации применяю различные приемы:
Часто на своих уроках я применяю групповую работу учащихся: на этапе закрепления изучаемого
материала в каждую группу входят учащиеся со слабыми, средними и высокими уровнями
подготовки. Суть такой групповой работы такова: группа получает задание, более сильный учащийся
его выполняет и объясняет слабым товарищам, как он это сделал. Это развивает у детей
взаимопомощь, коллективизм, воспитывает культуру общения. Одним из эффективных, быстрых способов проверки текущих знаний ученика является
физический диктант. Это один из видов программированных заданий с конструированием ответов
на поставленные вопросы или дополнений к повествовательным предложениям с пропусками. Его
можно проводить на каждом занятии или по мере необходимости (накоплении знаний, нуждающихся в
своевременной проверке и коррекции) по вариантам. Форма диктантов может быть различной
При решении задач использую алгоритм – как одну из логических форм организации
мыслительной деятельности. Алгоритм показывает, как и в какой последовательности получить
результат. Они формируют у ученика четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к
объективности, правильности и определенности знаний. Учащиеся должны четко понимать
актуальность применения навыков решения задач для жизненно важных ситуаций. В жизни им
придется делать много расчетов по определению стоимости проезда на автомобиле или поезде,
расчетам затрат на доставку товаров какимлибо способом, покупке строительных материалов и т. д.
Класс может делиться на группы.
Каждой группе учащихся предлагается три задачи разного уровня сложности на выбор. Обсуждение
задач в группах и выбор любой на их усмотрение. Можно пользоваться учебником, конспектом,
справочником. А так же можно получить консультацию у учителя. От каждой группы выходи ученик
пишет и объясняет решение задачи у доски, другой ученик зачитывает составленный ими алгоритм.
Остальные ученики следят за обсуждением и вносят свои поправки в решение. Выясняем совместно
положительные и отрицательные аспекты. Анализируем и выбираем наиболее эффективный алгоритм.
В ходе обсуждения задач, учитель выделяет наиболее успешных учеников и ставит им оценки.
. Выводы
Активные методы обучения создают необходимые условия для развития
умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои
подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении информатике.
Активные методы оказывают большое влияние на подготовку школьников
к будущей профессиональной деятельности. Вооружают их основными знаниями, необходимыми
специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки по решению
прикладных задач, которые сегодня не мыслимы без применения компьютера.
Использование преподавателями активных методов в процессе обучения
способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к
профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей как у преподавателя, так и у
учащихся.
В результате использования активных методов повышается эмоциональный отклик школьников на
процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями,
умениями и практическом
.
Примеры применения активных методов
Пример 1. На одном из занятий 11х классов проводилось занятие в форме ролевой игры “Суд над
ядерной энергетикой”. Для этой игры из группы учащихся выделялись “обвинители”, “защитники” и
“члены суда” во главе с председателем суда, остальные учащиеся были “зрителями” в зале суда. Дидактическая цель занятия: проверить, понимают ли учащиеся назначение и функции ядерной
энергетики; оценить, как они оценивают роль ядерной энергетики в развитии современного общества.
Общеучебная цель занятия: развитие мотивации, навыков работы в команде, самостоятельной
работы с литературой, умение представлять и обосновывать полученные результаты.
В начале занятия учащимся раздавались правила поведения “в суде” и описание ролей. Обвинители
должны были сформулировать, в чем ЯЭ во все сферы жизнедеятельности человека или, наоборот,
способствует гармоническому развитию общества.
Для подготовки к “суду” давалось 15 минут. При этом детям разрешалось пользоваться заранее
подобранной преподавателями литературой. Вот примерный список этой литературы: энциклопедия
по физике, большой энциклопедический словарь, словарь иностранных слов, учебники по физике для
1011х классов, подборка компьютерных журналов.
Основная сложность в проведении занятий с использованием активных методов обучения состоит в
том, чтобы задействовать учащихся в соответствии со свойственными им стилями научения. В данном
случае правильно распределить роли.
Игра “Суд над ЯЭ ” прошла с большим интересом, такое занятие понравилось и учащимся.
Пример 2.
Проведение занятия по теме “Экскурсия в музей занимательных опытов” в форме баскетметода с
учащимися 8х классов при изучении тепловых и электрических явлений
.
Дидактическая цель занятия: обобщение и проверка усвоения ранее изученного материала.
Общеучебная цель занятия: развитие учебной мотивации, навыков работы в команде,
самостоятельной работы с литературой, умение представлять и обосновывать увиденные опыты и
эксперименты
Для проведения этого занятия учителем готовится несколько “экспонатов” для нескольких залов
“виртуального” музея занимательных опытов. .
Экскурсовод” должен в течение 5 минут подготовить связный рассказ об увиденном эксперименте. . В
подготовке рассказа ему помогают 2 “советника”. Сами учащиеся выбирают тот или иной эпизод и
составляют ему объяснение .
Метод имитации ситуаций удачно используется при закреплении ряда тем, например: «источники
электрического тока и его действия» . По видеофрагменту с выключенным звуком учащийся в роли
«дублера» объясняет ситуацию на экране, не просто излагая ранее изученный материал.
С учащимися 7 класса часто использую практический эксперимент при формировании многих
понятий : сила трения, виды силы трения, зависимость силы трения от массы тела, давление твердого
тела и его зависимость от массы тела и площади поверхности .расчет гидростатического давления для
различных жидкостей. и т. д. учащиеся проводят измерения, по полученным данным убеждаются от
чего зависит та или иная величина.
При определении зависимости давления твердого тела от площади поверхности и массы тела
некоторые ученики с одинаковым размером обуви и разной массой вычислили свое давление . Другие измеряли массу бруска и площадь поверхности его узкой грани и широкой .Полученные данные
позволили сформулировать вывод о зависимости давления от площади поверхности и веса тела.
При расчете гидростатического давления были предложены жидкости :вода. Молоко, масло. Все
жидкости наливались в одинаковую посуду до одинакового уровня ( прозрачные стаканчики). Вода
была и в стаканчике с низким уровнем. После всех измерений и вычислений дети самостоятельно
сделали вывод, давление жидкости зависит от высоты столба и плотности жидкости.
«Использование активных форм и методов обучения в условиях перехода на ФГОС»
«Использование активных форм и методов обучения в условиях перехода на ФГОС»
«Использование активных форм и методов обучения в условиях перехода на ФГОС»
«Использование активных форм и методов обучения в условиях перехода на ФГОС»
«Использование активных форм и методов обучения в условиях перехода на ФГОС»
«Использование активных форм и методов обучения в условиях перехода на ФГОС»
«Использование активных форм и методов обучения в условиях перехода на ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.