Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций с применением мультимедийных средств.
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
администрации
9 кл
11.02.2018
Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня практически каждый учитель по любой школьной дисциплине может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Использование ИКТ Лесная О.Е..docx
уровнем
Использование активных методов обучения для
формирования ключевых компетенций с применением
мультимедийных средств.
Урок – социальный заказ общества системе образования. Он обусловлен
социально-психологическими потребностями,
развития,
нравственными и моральными ценностями общества.
Каким же он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к
построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство
целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный
компонент любого урока. Однако современная жизнь вносит свои коррективы
в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не
мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным,
интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое
бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и
мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем
информационным пространством, в котором проживает ученик, познает
окружающую действительность, активно действует.
В проекте модернизации образования главная задача российской
образовательной политики сформулирована как обеспечение …качества
образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия
актуальным и перспективным потребностям личности, общества и
государства. Общеобразовательная школа должна формировать целостную
систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то
есть ключевые компетенции, определяющие современное качество
содержания образования
Современный урок русского языка немыслим теперь без компьютерных
технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и
правописную компетенции учащихся. Поэтому, я считаю, что использование
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе
является актуальной проблемой современного школьного образования.
При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по
разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше
усваиваются, запоминаются на более долгий срок.
Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий стимулирует
познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия
для мотивации к изучению этих предметов, способствуют повышению
эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.
Актуальность и перспективность. Использование ИКТ в образовании
является одним из значимых направлений развития информационного
общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию,
анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые
технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное
применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: -
использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся,
развитию детей; - использование ИКТ позволяет более оптимально
расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения,
воспитания и развития; -
использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-
воспитательного процесса; - ИКТ позволяет организовать новые формы,
методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных
технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса
технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии
к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут
видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся
в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного
пространства – основная тенденция общественного развития, которая
соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация
и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование
ИКТ отвечает данным требованиям.
Теоретическая интерпретация опыта
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость
изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса
тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации,
самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют
опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.
Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе
современных информационных технологий,
реализующей принципы
личностно ориентированного образования.
В своей работе я использую технологию применения средств ИКТ в
предметном обучении, технологию компьютерного урока.
Данные информационные технологии, рассматриваемые как один из
компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к
информации, но и открывают возможности вариативности учебной
деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-
новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить
образовательную систему, в которой ученик был бы активным и
равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение этих
информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать
процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп
урока,
увеличить объем самостоятельной работы учащихся,
формировать надпредметные компетенции.
Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения:
совершенствование содержания, методов и организационных форм.
Доступность обращения, широкие возможности компьютера, качественный
подбор программного обеспечения по предмету позволяет использовать
персональный компьютер на уроках, активизируя учебный процесс, помогая
учащимся реализовать в той или иной мере свой скрытый интеллект и
творческий потенциал. Систематическое использование компьютерных
видеосюжетов и демонстрационных презентаций развивает воображение,
абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу
и предмету в целом. В обучающих программах могут быть использованы
разнообразные формы наглядности, в виде таблиц, схем, опорных конспектов,
которые демонстрируют не только статичную информацию, но и различные
языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций (это качественно
новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и
репродуктивного методов обучения).
Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению
эффективности качества
ключевых и
предметных компетенций школьников.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более
эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой
активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.
Использование кроссвордов,
различных
занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок
более интересным.
обучения и сформированности
иллюстраций,
рисунков,
Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает
возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Но и слишком частое проведение уроков с применением ИКТ может
отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка
правила могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми таблицами.
Большее разнообразие учебных ситуаций и гибкое оперирование образами
достигается на традиционных уроках. Следовательно, при изучении темы
нельзя злоупотреблять компьютерной поддержкой, равно как и любым
другим одним методом работы.
Существенны преимущества использования компьютера в обучении
перед традиционными занятиями.
Информационные технологии значительно расширяют возможности
предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех
современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную
обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить
мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный
процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей,
активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном
процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и
управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять
контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления
учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся
рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно
представить результат своих действий.
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать
информационные технологии в обучении, учитывая, что современные
компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты,
графику,
высококачественные
фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео,
качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний
(демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций
Power Point);
видеоклипы,
анимацию,
звук, 2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные
обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием,
контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа
"Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение
интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет
создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование
современных Интернет – технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память,
мышление ).
Перед информатизацией образования стоят наиважнейшие задачи:
повышение качества образования на основе использования в учебном
процессе информационных технологий;
повышение мотивации обучения;
развитие познавательной активности учащихся;
стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;
совершенствование форм и методов организации учебного процесса.
Изменяется
содержание деятельности преподавателя; преподаватель
перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком
новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую
активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и
методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности
педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-
методических учебных комплексов.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в творческом использовании средств ИКТ в
обучении в условиях работы обычной сельской школы.
Ведущая педагогическая идея
На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе
способствует:
повышению качества обучения;
эффективной организации познавательной деятельности учащихся и
формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной
деятельности;
развитию у каждого школьника собственной образовательной
траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для
индивидуализации и дифференциации учебного процесса;
развитию самостоятельности учащихся; К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов
использования новых информационных технологий в обучении можно отнести
следующие: возможность конструирования компьютерного материала для
конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а
также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.
На мой взгляд, компьютер на уроках русского языка и литературы
выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного
пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и
телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового
редактора.
Вместе с тем, уроки с использованием компьютера следует проводить
наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться
одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это
целесообразна.
Проектирование компьютерного урока
отбираю наиболее эффективные средства,
Проектирование компьютерных уроков я начинаю с составления
календарно-тематического плана изучения темы, в котором использование
средств ИКТ оптимально распределяю по всем урокам. При этом обязательно
учитываю следующее:
содержание изучаемого материала;
наличие компьютерных средств;
необходимость чередования различных типов компьютерных средств;
классические требования к уроку.
Для плана конкретного компьютерного урока составляю временную структуру
урока,
рассматриваю
целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
Отобранные материалы оцениваю во времени, так как их продолжительность
не должна превышать санитарных норм. Далее составляю поминутный план
урока. При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного
материала провожу поиск в Интернете или составляю авторскую программу.
Тогда из найденных материалов составляю презентационную программу, для
этого пишу ее сценарий. Для конкретного урока с использованием ИКТ
составляю технологическую карту конструирования урока. Обучающие
программы комплектую отдельно по классам и темам.
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе
урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный
процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на
протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.
Технология модерации направлена на то, чтобы не просто вовлечь всех
обучающихся в образовательный процесс, а сделать их участие
заинтересованным,
нацеленным на достижение
образовательных результатов.
мотивированным, Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации
групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах,
мини-командах или малых группах, либо всем классом.
Эффективность групповой работы обеспечивается использованием
специальных методов и приемов, причем, более всего для модерации
подходят активные методы обучения.
Активные методы обучения строятся на практической направленности,
игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности,
разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и
опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в
процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении
и рефлексии. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Диапазон учебных целей метода проектов: «развитие познавательных,
творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои
знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического мышления»
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной
программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу,
дифференцировать процесс обучения. Реализация метода проектов и
исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя.
Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной,
исследовательской деятельности своих учеников.
Изменяется и
психологический климат в классе, так как учителю приходится
переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на
разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет
деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Главной целью моих занятий проектно-исследовательской деятельностью с
учащимися является развитие личности, а не получение объективно нового
результата, как в «большой науке».
Как показал мой опыт, организация учебно-исследовательской деятельности
способствует:
развитию интереса, повышению мотивации, расширению и актуализации
знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о
метапредметных связях;
• развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения
основных и дополнительных образовательных программ;
• формированию ключевых компетенций учащихся;
• освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
• формированию установки на престижность занятий научной деятельностью,
фундаментальными науками; • становлению сферы содержательного предметного общения внутри
детского коллектива, между учащимися, педагогами и специалистами;
• обучению информационным технологиям и работе со средствами
коммуникации;
• формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
• профессиональному самоопределению детей;
• получению предпрофессиональной подготовки;
• содержательной организации свободного времени детей;
•формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов и
специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской
деятельности.
Результаты использования технологии модерации совместно с активными
методами обучения в проектно-исследовательской деятельности учащихся не
заставили себя ждать.
В нашей школе «Классика-М» За последние годы увеличилось количество
учащихся поступивших в ВУЗы на бюджет. Учащиеся нашей школы занимают
большое количество мест во всероссийской олимпиаде школьников: на
муниципальном уровне (2015-2017 уч. года 42-43 призера и победителя). На
региональном уровне 7-8 учащихся являются победителями и призерами. На
заключительном этапе 1-2 учащихся.
Всего этого стало возможным достичь благодаря применению технологии
модерации и использованию активных методов обучения на уроках и во
внеурочной деятельности.
Литература
1.Подготовка учителя начальных классов: опыт, проблемы, перспективы:
Сборник научных трудов. – Смоленск: СГПУ, 2005. Вып.6.
2.Грищенко В.И. Панышин Б.Н. Информационная технология: состояние и
вопросы развития. – Киев: Наукова думка, 1989.
3.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.:
Издательский центр «Академия», 2003.
4.Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования
учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995.
5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное
образование, 1998.
6.Муравьев Е.М., Богоявленская А.Е. Справочник Администрации школы по
организации учебного процесса. Часть 3. – Москва: «Центр Педагогический
поиск», 2001
Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций с применением мультимедийных средств.
Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций с применением мультимедийных средств.
Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций с применением мультимедийных средств.
Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций с применением мультимедийных средств.
Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций с применением мультимедийных средств.
Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций с применением мультимедийных средств.
Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций с применением мультимедийных средств.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.