Представлена статья на тему Использование активных методов обучения на уроках химии
Проблема урока – его содержание, построение, организация и методика работы на уроке – не случайно волнуют учителей. Ведь именно в повышении эффективности каждого урока кроется залог успеха повышения качества обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Грамотное использование активных методов обучения позволяет строить учебный процесс с учетом принципов научения
Алимова Эльвие Назимовна
учитель химии
магистр химии
МОУ «Вольновская школа»
п.Вольное, Джанкойский район
Республика Крым
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Использование активных методов обучения на уроках химии
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
У.А. Уорд
обучения
Проблема урока – его содержание, построение, организация и
методика работы на уроке – не случайно волнуют учителей. Ведь именно в
повышении эффективности каждого урока кроется залог успеха повышения
качества обучения. От выбора формы организации работы на уроке, от приема
и метода, который использует учитель при обучении, во многом зависит
успешность обучения. На последнее, в свою очередь, также влияет ряд таких
факторов, как интерес самих учащихся к изучаемому предмету,
познавательная активность каждого из учеников, их позитивное отношение к
процессу
целом.
Чтобы процесс обучения был успешным, ученики должны успевать на каждом
уроке. Не секрет, что учащиеся успевают тогда, когда они понимают то, о чем
говорит учитель, и могут передать полученные знания другим. Другими
словами, одно из условий успеха обучения – активная включенность ученика в
работу на уроке. Достичь этого можно, включая в учебный процесс, методы
активного
обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих
активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности
учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на
практической направленности, игровом действе и творческом характере
обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и
вполилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме
организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств,
движении и рефлексии.
деятельностном подходе к обучению,
К непосредственно активным методам,
относятся методы,
использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его
проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы,
позволяющие эффективно решать конкретные
задачи этапа.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только
10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 5070%
запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при
самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда
обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в
самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения,
формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на
90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и
российскими
исследователями.
Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими
возможностями их применения в системе образовательного процесса.
Примеры использования активных методов на уроках химии:
АМО
гроздь»
Цель: отработать умения различать химические формулы веществ разных
классов.
Подготовка: подготовить карточки с формулами соединений, альбомные
листы,
фломастеры.
Проведение: учащимся раздаются карточки с формулами соединений.
Учащимся необходимо распределить соединения по основным классам
неорганических
соединений.
ZnO, NaHSO4,Cl2O7, BaO, Al2O3, NO2, HNO3,Cr2O3, CaCO3,Na2O, Fe2O3,
H2SO4,CaO, CuBr2, SO2, KCl,SO3, CO2, H2SO3, HCl, HBr, PbCl2, K2O, BaS,
KOH, CaOHCl, H3PO4, HNO2,Ca(OH)2, Ba(OH)2, Na2CO3, Fe(OH)3, Mg(OH)2,
NaOH, Al(OH)3, LiOH, H2S,Zn(OH)2, NaCl, Cr(OH)3, Fe3(PO4)2,Cu(OH)2,
Pb(OH)2, MgCO3
АМО
химика»
Цель: определить знания учащихся по составлению химических реакций.
Подготовка: конверты
команде.
Проведение: В конвертах – карточки с формулами соединений. Необходимо
быстро
реакций.
«Химическая
карточками
возможных
«Конверт
каждой
составить
с
уравненияИнструкция учителя обучающимся для реализации или в ходе
проведения
АМО:
Перед вами конверт. В конверте карточки с формулами соединений. Вам
необходимо из этих карточек составить уравнения реакций. Команда, которая
выполнит задание первым и правильно получит 1 балл
4Na a
2Na2O
H2SO4
CuSO4
H2
O2
Zn
ZnSO4
H2O
2HCl
Cu(OH)2
NaOH
CaO
2NaOH
HCl
NaCl
CaCl2
Na2SO4
или
улыбка
АМО «Счастливая
химика»
Цель: повысить уровень энергичности в группе, прийти в бодрое и веселое
настроение. Помогает повысить эмоциональное и духовное состояние.
Помогает вспомнить известных химиков, а также их вклад в предмет химии
Предварительная подготовка: Снимается видеоролик с учащимися школы.
Проведение:
1.Заранее снимается видеоролик с участием учащихся школы;
2. в видеоролике учащиеся должны показать мимику и движения известного
химика
достижения.
3. учащиеся в классе должны повторить эти движения и отгадать какой химик
зашифрован
видеоролике.
АМО
органика»
Цель: закрепить полученные знания учащихся в качественном анализе.
Проведение:
1.каждому учащемуся выдается штатив с пробирками, набор реактивов:
уксусная кислота, индикаторы( фенолфталеин, лакмус и метиловый
оранжевый), гранулы цинка, медная проволока, гидроксид натрия, оксид
кальция,
кальция.
2. каждому учащемуся предлагается обсудить основные химические свойства
карбоновых кислот на примере использования раствора уксусной кислоты.
3. после обсуждения и определения основных свойств карбоновых кислот
учащиеся знакомятся с инструкциями лежащими на столе и с правилами
техники
реактивами.
приведенными
безопасности
«Копилка
карбонат
этом
с
в
егопо
написать
проделанной
«Химическая
4. далее учащиеся экспериментально проводят эксперимент и составляют
отчет
работе.
Под Новый
год можно использовать новогодние АМО:
АМО
гирлянда»
Цель метода: поддержание высокой познавательной активности учащихся;
способствовать развитию логического и пространственного мышления,
аналитических
умений.
Необходимые материалы: можно подготовить презентацию со сменой
слайдов с изображением флажков или приготовить флажки разного цвета, на
каждом флажке
нитка
Проведение:
На столах лежат флажки. Необходимо собрать химическую гирлянду таким
образом, чтобы получилась цепочка превращений из одного соединения в
другое.
Правильный
N2
N2 NH3 NH4NO3
HNO3
химические
соединения;
NO
NO2
ответ:
NH3при
замечаний
использований
АМО:
Несколько
Замечание 1. В использовании активных методов необходима системность,
постепенное увеличение степени детской самостоятельности в учебно
познавательной деятельности и уменьшение различных видов учительской
помощи. Только тогда использование активных методов обучения будет
влиять на успешность обучения школьников. Не зря древняя китайская
мудрость
гласит:
Скажи
забуду,
запомню,
Покажи
Вовлеки
пойму.
Замечание 2. Активные методы обучения в первую очередь следует
применять для повышения учебной мотивации. Ни для кого не секрет, что
если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой
эффективностью.
Замечание 3. Активные методы обучения следует применять также для
мне
мне
меня
и
и
–
–
и
–
я
я
я
активизации познавательной активности учащихся;
развития способности к самостоятельному обучению;
выработки навыков работы в коллективе;
корректировки самооценки учащихся;
формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения
и со сверстниками, и с учителями).
Эти общеучебные цели не случайно вынесены раньше конкретных
дидактических целей. Формирование компетентного человека невозможно без
развития
(деятельностей).
Замечание 4. Активные методы обучения можно применять для достижения
следующих дидактических целей:
вышеперечисленных
умений
эффективное предъявление большого по объему теоретического
материала;
развитие навыков активного слушания;
отработка изучаемого материала;
развитие навыков принятия решения;
эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.
Замечание 5. Использование активных методов неизбежно приводит к
изменению системы контроля. Находясь в рамках классноурочной системы
и используя традиционные педагогические технологии, мы используем и
традиционную
контроля.
Грамотное использование активных методов обучения позволяет строить
проверки
систему
иучебный процесс с учетом принципов научения. Важно отметить, что ни одна
из форм обучения не является единственно верной для достижения
поставленных целей обучения; сохранению внимания и работоспособности
обучаемых способствует использование разнообразных методов.
Литература:
1.Курсы повышения квалификации «Активные методы обучения» http://moi
universitet.ru/ru/freedk/8547.html
2. http://netnado.ru/ispolezovanieaktivnihmetodovobucheniyanaurokah
matematiki/page1.html
3.. http://freeref.ru/wievjob.php?id=696713