Профессионально-личностное развитие человека, его социальный статус, положение в обществе, поддержка родных и близких, уважение окружающих – всё это крайне важно для построения успешной карьеры. Какой же вопрос задаёт человек работодателю при трудоустройстве? Чаще всего это «Присутствует ли дальнейшая перспектива карьерного роста». Безусловно, карьерный рост – это один из главных факторов, который мотивирует рабочий персонал выполнять качественно свою работу. Чтобы говорить непосредственно об актуальности данной проблемы, следует дать обозначение некоторым понятиям.
Использование дуальной системы образований для улучшения конкурентоспособности
будущих специалистов
Аннотация: в данной статье подтверждена надобность применения системы дуального
образования для повышения профессионализма специалиста, а значит, для его дальнейшего
карьерного роста.
Ключевые слова: компетенция, карьера, карьерный рост, персонал, мотивация, стимулы.
Профессиональноличностное развитие человека, его социальный статус, положение в
обществе, поддержка родных и близких, уважение окружающих – всё это крайне важно для
построения успешной карьеры. Какой же вопрос задаёт человек работодателю при
трудоустройстве? Чаще всего это «Присутствует ли дальнейшая перспектива карьерного роста».
Безусловно, карьерный рост – это один из главных факторов, который мотивирует рабочий
персонал выполнять качественно свою работу. Чтобы говорить непосредственно об актуальности
данной проблемы, следует дать обозначение некоторым понятиям.
Полагаясь на сведения электронной библиотеки «Литературный Мир», можно сказать, что
«карьера – это успешное продвижение в области служебной, общественной, научной и прочей
деятельности. Она является важной составляющей жизненного пути того человека, который хочет
стать успешным в жизни и добиться своих целей. В широком понимании карьера —
профессиональное продвижение, рост как этапы восхождения человека к профессионализму,
переход от одних его уровней к другим.». [1] Итак, можно сказать, что карьера – это успешное
движение в той или иной области. Успешное движение, в свою очередь можно назвать карьерным
ростом – это все те же методы и действия, которые человек может применить для достижения
любых поставленных им целей.
Одним из главных факторов, влияющих на трудовую мотивацию рабочего персонала, является
рост по карьерной лестнице. Тому есть объяснение. Карьерный рост влечёт сразу несколько
положительных последствий. К таковым можно отнести: повышение заработной платы, улучшение
условий труда, почёт и уважение окружающих и т.д. В то же время специалист должен понимать,
что для успешного продвижения по «карьерной лестнице», он должен отвечать сразу ряду
критериев, таких как уровень образования, квалификация, профессиональная компетенция,
профессиональная мобильность, коммуникабельность, быстрое усваивание нового материала
(обучаемость), умение адаптироваться в новых, парой экстремальных условиях и многое другое.
Безусловно, сама компания должна соответствовать неким стандартам для развития потенциала их
работников. Создание благоприятных условий труда, обучение сотрудников, проведение тренингов,
рост рейтинга и уровня компании. Всё это крайне важно для раскрытия потенциала рабочего
персонала. Но основной задачей компании для того, чтоб сделать труд работников
производительным является профессиональное ориентирование служащих и их социальная
адаптация в коллективе. Каждый руководитель, заинтересованный в повышении успеха своей
организации должен понимать, что любой работник это личность и к нему нужен особенный
подход.
Я считаю, что в то же время не стоит забывать и о других методах мотивации труда
персонала и стоит их обозначить:
1. возможность обучения за счет компании;
2. наличие в офисе кухнистоловой, комнаты отдыха и тому подобное;
3. организация культурномассовых мероприятий, благодарность от руководства;
4. создание удобного графика работы для персонала;
5. похвала начальника, признание сослуживцев
Как говорилось ранее, профессиональное ориентирование персонала играет важную роль в
дальнейшей успешности карьерного специалистов. Это обусловлено тем, что человек, работающий
в «своей» области, области, которая ему по душе сможет добиться большего успеха, чем человек,
мотивированный на карьерный рост лишь материальными ценностями.Можно предположить, что одним из путей решения данной проблемы является проф.
Ориентирование студентов ещё на стадии обучения в высших учебных заведениях. Добиться этого
можно с помощью применения дуальной системы образования(практикоориентированное
обучение). «Дуальная система образования (часто используется термин сэндвичпрограмма)
предусматривает сочетание обучение в учебном заведении с периодами производственной
деятельности. Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном
образовании студентов. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт
все связанные с ним расходы, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся». [2]
Дуальную систему образования можно назвать относительно молодой в России, однако в
зарубежных странах она «прижилась» и активно развивается.
Я, будучи студентом первого курса, могу утверждать, что данная система имеет своё место в
российской системе образования и её применение обязательно. Ведь не студент не может стать
профессионалом, имея лишь теоритические знания, и организованная практика крайне важный
критерий получения высшего образования. В России, а в частности в пределах нашего региона
проявлен большой интерес к практикоориентированной системе и к её внедрению в
образовательный процесс, так как нехватка специалистов, владеющих практическими навыками,
приводит к экономическому упадку региональной экономики. Актуальность данной проблемы
можно подтвердить результатами тестирования, посвящённого дуальной практико
ориентированному образованию. Рассмотрим результаты тестирования среди студентов 12 курсов.
Одним из вопросов был: «Знакомы ли Вы с понятием «дуальная система обучения»?
89% респондентов ответили, что ознакомлены с дуальной системой обучение. 5% затруднились
дать ответ и 6% не слышали про дуальную систему обучения. Для того, что сделать вывод, следует
рассмотреть результаты ещё одного вопроса – «Большой проблемой высшего образования сегодня
является разрыв между теорией, которую студенты получают в учебном заведении и
практическими навыками, которых ждут от них работодатели и рынок труда. Подобных
недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального образования,
совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку ».
Подавляющее большинство студентов начальных курсов, а именно 94% считают задачу внедрения
дуальной системы образования, 4% так же поддерживают их мнение и ответили, что решение
задачи желательно. Лишь 2% отнесли задачу к не актуальной.
2По результатам данных вопросов можно сделать вывод, что студенты уже на начальных
ступенях образования задумываются о своей дальнейшей профессионально компетентности и о
своём карьерном росте.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что карьерный рост – один из главных факторов
трудовой мотивации персонала, но мало иметь только желание подниматься по карьерной лестнице.
Для этого требуются определённые навыки, которые следует закладывать в специалистов уже во
время получения высшего образования. Так же было доказано, что прямым путём осуществления
данной задачи является дуальная система образования.
3Список литературы:
1. Электронная библиотека ЛитМир (Литературный Мир) . http://www.litmir.me
2. Муратов В.С. ВОЗМОЖНОСТИ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ ТОВАРОВЕДОВЭКСПЕРТОВ // Успехи современного естествознания. –
2008. – № 7 – С. 9191 . URL: www.rae.ru/use/?
section=content&op=show_article&article_id=7783160
4