«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»
Оценка 4.7

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

Оценка 4.7
Домашнее обучение +1
docx
воспитательная работа +1
Детсад
15.08.2018
«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
статья экспериментальная деятельность.docx
«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста» Максемьюк Ирина Львовна воспитатель высшей категории МАДОУ №34 д/с «Дюймовочка» г. Нижневартовск ХМАО Дети   дошкольного   возраста   по   своей   природе   пытливые   исследователи окружающего   мира,   поэтому   организация   детского   экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно ­ практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как   игровая   деятельность   способствует   развитию   целостной   личности. Поисковая   активность,   выраженная   в   потребности   исследовать   окружающий мир,   заложена   генетически,   является   одним   из   главных   и   естественных проявлений детской психики. Экспериментальная   работа   вызывает   у   ребенка   интерес   к   исследованию, развивает   мыслительные   операции   (анализ,   классификацию,   обобщение), стимулирует   познавательную   активность   и   любознательность,   активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем  известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.  Это   объясняется   тем,   что   старшим   дошкольникам   присуще   наглядно­ действенное   и   наглядно­образное   мышление,   и   экспериментирование,   как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.   Таким образом, в   дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.  На   этом   и   основано   активное   внедрение   детского   экспериментирования   в практику   моей   педагогической   работы   по   теме:   «Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста» Экспериментальная   деятельность   дошкольников   получила   новый   толчок   в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества:   «Интересуется   новым,   неизвестным   в   окружающем   мире   (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). любит   экспериментировать, Задает   вопросы   взрослому,   способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).   В   случаях   затруднений   обращается   за   помощью   к   взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе». Ребенок­дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес   различного   рода   исследовательской   деятельности,   в   частности   –   к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности   поисково­исследовательской   деятельности,   направленной   на «открытие» нового,  развивающие  продуктивные формы мышления  Хорошо   известно,   что   существенной   стороной   подготовки   ребенка   к   школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.   Ребенку­дошкольнику   по   природе   присуща   ориентация   на   познание окружающего   мира   и   экспериментирование   с   объектами   и   явлениями реальности.  В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Словесно­ логическое   мышление   детей   седьмого   года   жизни   формируется   с   опорой   на наглядно­действенные   и   наглядно­образные   способы   познания.   Эксперимент, самостоятельно   проводимый   ребенком,   позволяет   ему   создать   модель естественнонаучного   явления   и   обобщить   полученные   действенным   путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.  В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Учитывая   практическую   значимость   экспериментирования   для   всестороннего развития ребенка, мною  были выделены  следующие цели и задачи,  призванные восполнить   данный   пробел   в   непосредственно   образовательной   деятельности дошкольников.  Целью   моей   работы   было:Способствовать   формированию   и   развитию познавательных   интересов   детей   через   опытно­экспериментальную деятельность, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Для достижения поставленной цели я определила ряд  задач: 1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.  2.   Развитие   у   детей   умений   пользоваться   приборами­помощниками   при проведении опытов­экспериментов.  3.   Развитие   у   детей   познавательных   способностей:   развитие   мыслительных способностей   анализ,   обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа.    сравнение,   синтез,   классификация, В   начале   проведения   опыта   работы   мною   были   выделены   ожидаемые результаты: 1.Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности. 2.Сформировать   у   детей   уверенность   в   себе   посредством   развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие  ­ развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах. 3.Обогатить предметно – развивающую среду.  Программа   детского   экспериментирования   предполагает   перспективное планирование НОД  1 раз в неделю, с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой природы. Во время НОД проводится   3­   4   эксперимента   в   зависимости   от   сложности   в   форме   игры­ экспериментирования   в   «Детской   лаборатории»   обязательно   с   сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т.д. Основной   формой   детской   экспериментальной   деятельности,   которую   я активно   использую,   являются   опыты.   Дети   с   огромным   удовольствием выполняют   опыты с   объектами   неживой   природы:   песком,   глиной,   снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.  В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем­то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ­ они всё проделывают   сами.   Тем   самым   мы   развиваем   у   детей   любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.  Важнейшим условием при проведении НОД познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития   и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность. Организация   опытно­экспериментальной   деятельности   проходит   в   форме партнерства   взрослого   и   ребенка,   что   способствует   развитию   у   ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что­ то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует   эмоциональному   комфорту,   развитию   социальной   и познавательной деятельности. Предлагая   детям   поставить   опыт,   я   сообщала   им   цель   или   задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание,   и   затем   привлекала   детей   к   обсуждению   методики   и   хода эксперимента. В процессе работы я   поощряла   детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала     из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой­то причине отстает и теряет основную мысль.  Заключительным   этапом   эксперимента   является   подведение   итогов   и формулирование выводов.  Выводы можно делать в словесной форме,   а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах. Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах: 1.Дети   проводят   эксперимент,   не   зная   его   результата,   и   таким   образом приобретают новые знания; 2.Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они  мыслили. Продолжительность эксперимента определяю многими факторами: 1.Особенностями изучаемого явления,  2.Наличием свободного времени,  3.Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.  4.Если дети устали, эксперимент  прекращаем  заранее задуманного срока, если же,   наоборот,   интерес   к   работе   велик,   ее   можно   продолжить   сверх запланированного времени. . Обучение детей рассчитано на два года, а сентябрь и май ­ обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.  Вся  работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. В   своей   работе   я   придерживаюсь   следующих   требований   к   содержанию обучения в системе экспериментальной деятельности: 1.   У   детей   должно   возникнуть   чувство   неудовлетворенности   имеющимися представлениями. 2.   Новые   представления   (понятия)   должны   быть   такими,   чтобы   дети   ясно представляли их содержание.  3. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии детей, они  должны  воспринимать   эти   представления  как   потенциально   допустимые, сочетающиеся с имеющимися представлениями о мире.  4.Новые понятия и представления должны быть плодотворными; иначе говоря, чтобы   дошкольники   отказались   от   более   привычных   представлений,   нужны серьезные   причины.   Новые   идеи   должны   быть   явно   полезнее   старых.   Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания. Свою работу по развитию  экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям: 1.Живая   природа   (характерные   особенности   сезонов,   многообразие   живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.).  2. Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.) 3.Человек (функционирование   организма;   рукотворный   мир:   материалы   и   их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)    Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный,   действенно   –   мыслительный,   преобразовательный).   При выборе темы соблюдаю следующие правила:  1.Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. 2.Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам   исследования   (ребёнок   должен   раскрыть   лучшие   стороны   своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). активизировать   мыслительную    3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.     В   условиях   детского   сада   я   использую   только   элементарные опыты и эксперименты. При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры: 1.Постановка проблемы; 2.Поиск путей решения проблемы; 3.Проверка гипотез, предположений; 4.Обсуждение увиденных полученных результатов; 5.Формулировка выводов;  Такой   алгоритм   работы   позволяет деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.    Немаловажное   значение   в   развитии   детской   активности   имеет   хорошо оборудованная,   насыщенная   предметно­пространственная   среда,   которая стимулирует   самостоятельную   исследовательскую   деятельность   ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Обосновала содержание уголка экспериментирования Опытно – экспериментальная  деятельность — это интегрирующийся с другими видами детской деятельности вид деятельности.   Наблюдение является   одной из   форм   экспериментальной   деятельности,   так   как   с   его   помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.  Интеграция   между экспериментом и трудом на первый взгляд, как будто не видна:   труд   (например,   обслуживающий)   может   и   не   быть   связанным   с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не   бывает.  С   одной   стороны,   наличие   у   детей   трудовых   навыков   и   навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой —   экспериментирование,   особенно   вызывающее   у   ребенка   большой   интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Развитие   познавательной   активности   детей   старшего   дошкольного   возраста через экспериментальную деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное   творчество.   В   своей   работе   с   детьми   я   придаю   большое   значение игровым технологиям, используя дидактические игры: « Чудесный мешочек», «Свет» и др. Словесные   игры:   "Что   лишнее?",   "Хорошо­плохо", и   др.   развивают   у   детей внимание,    воображение, повышают знания об окружающем мире. Строительные   игры   с   песком,   водой   помогают   решить   многие   проблемные ситуации,  например:  почему  сухой  песок  сыплется, а мокрый – нет. Все  эти вопросы заставляют  думать, сопоставлять и делать выводы.  В   играх   развивается   умение   анализировать,   выявлять   взаимосвязи   и взаимозависимости между предметами и их особенностями. Занимательные   игры   ­   эксперименты   побуждают   детей   к   самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Сделай радугу», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и другие. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Возможны   следующие   сочетания:   чтение   небольшого   художественного произведения,   вводящего   в   конкретную   тему,   затем,   собственно   опыты   и  эксперименты;  Экспериментирование  связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение        имеет   художественное   слово,   которое   помогает   организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.  Не   требует   особого   доказательства   связь   экспериментирования   с формированием   элементарных   математических   представлений.   Во   время проведения   опытов   постоянно   возникает   необходимость   считать,   измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.  Связь   детского   экспериментирования   с   художественным   творчеством   тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее   будет   зарегистрирован   результат   эксперимента.   В   то   же   время   чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Таким образом, чем   больше   органов   чувств   задействовано   в   познании,   тем   больше   свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте.      Содержание  работыпо развитию познавательной активности детей старшего дошкольного   возраста   через   экспериментальную   деятельность   реализуется   в следующих трех блоках педагогического процесса: 1.специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание»  по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД); 2.   совместная   деятельность   взрослого   с   детьми,   а   также   ребенка   со сверстником;  3.свободная самостоятельная деятельность детей. При проведении НОД у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В   процессе   самостоятельной   деятельности необходимо   привлечь   детей   к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если? А   затем   в   совместной   деятельности –   закрепляли     полученные   ранее представления. В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные. инновационных   технологий воспитания   и   обучения Традиционные   методы,   которые   прошли   проверку   временем   и   широко применяются: 1.Наглядные   (наблюдения,   иллюстрации,   просмотр   видео   презентаций   об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической   деятельности   я   использовала   наблюдения   разного   вида:2. распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; за изменением и преобразованием объектов; 2.Словесные    (беседы,   чтение    художественной    литературы,   использование фольклорных материалов).         3.Практические   методы.   Большое   значение   придавалось   ведущей   форме  деятельности   детей   –   игре   (игры­опыты,   игры­эксперименты,   дидактические игры, сюжетно­ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно­ печатные игры). Использование дошкольников.  1.В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.   2.Намного интереснее не просто послушать   рассказ   воспитателя  о каких­то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  Насколько захватывающие   картинки   можно   увидеть   на   экране   с   помощью   презентации, какие удивительные открытия сделает  маленький естествоиспытатель.  Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь   к   исследованиям   через   всю   жизнь.   И   какой   бы   деятельности   не посвятили себя дети   в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.  В   результате   закрепленные   в   играх­опытах   и   играх­экспериментах   знания   о связях, свойствах, качествах природных объектов   явлений неживой природы становятся более сознанными и прочными. Проанализировав   результаты   своей   педагогической   деятельности   по теме:«Использование   экспериментирования   в   развитии   исследовательской активности   детей   старшего   дошкольного   возраста»   я   пришла   к   выводу,  что опыт   работы в данном направлении   эффективен для развития познавательной активности   детей   в   процессе   опытно   –   экспериментальной   деятельности. Отмечается   положительная   динамика   по   всем   критериям   овладения   детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью. Дети   научились   фиксировать   результаты   опытов.   Дети   стали   пользоваться опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента, стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности. Применение экспериментирования также оказало влияние на: 1.Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков   детей   (видеть   и   определять   проблему,   принимать   и   ставить   цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки   и   связи,   сопоставлять   различные   факты,   выдвигать   различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); 2.Повышение уровня развития познавательных процессов; 3.Совершенствование   речевого   развития   старших   дошкольников   (обогащение словарного   запаса   детей   различными   терминами,   закрепление   умения грамматически   правильно   строить   свои   ответы   на   вопросы,   умение   задавать вопросы,   следить   за   логикой   своего   высказывания,   умение   строить доказательную речь); 4.Развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности,   умения   сотрудничать   с   другими,  потребности   отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); 5.Углубление и расширение знаний детей о неживой природе; 6.Повышение   компетентности   родителей   в   организации   работы   по   развитию познавательной   в   процессе  экспериментирования дома. В   заключении   хочу   отметить,   что   положительные   результаты   проведенной данной   экспериментальной   деятельности   с   детьми   свидетельствуют   об эффективности моей работы. Экспериментальная   деятельность   с   детьми   существенно   обогащает нравственную   сторону   личности   ребенка:   его   отношение   к   природе,   к деятельности человека;  дети учатся работать сообща, общаться друг с другом объединенные целью. Систематическое   использование   исследовательских   методов   обучения   на занятиях   и   в   различных   видах   деятельности   способствует   удовлетворению потребности   детей   в   новых   знаниях,   впечатлениях   и   позволяет   избежать развития у воспитанников познавательной пассивности, что дает возможность детям в дальнейшем успешно учиться в школе.   активности   старших   дошкольников Литература: 1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002. 3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999. 4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка­Пресс, 2004. – 72с. 5.   Николаева   С.   Н.   Ознакомление   дошкольников   с   неживой   природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с. 6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с. 7.   Тугушева   Г.П.,   Чистякова   А.Е.   «Экспериментальная   деятельность   для среднего и старшего дошкольного возраста» 8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2. 9.   Развитие:   Программа   нового   поколения   для   дошкольных   образовательных учреждений. М., 1999. 10. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с. 11. Рыжова Н. «Игры с водой и песком»  12. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной» 13.   Е.А.   Мартынова,   И.М.   Сучкова   «Организация   экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет».

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»

«Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2018