При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости.
Использование эстетического воспитания в целях
формирования нравственных качеств личности.
При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет
раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование
их в целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо
вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение
искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания
прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению
идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми
искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человекатворца,
такова идейная направленность произведений лучшей художественной
классики. Вот почему при изучении поэзии А.С. Пушкина нужно привлечь
особое внимание к тем строкам произведения, которые наполнены пафосом
патриотизма и горячей любви к родине:
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Непревзойденное мужество, храбрость и отвагу русских людей в борьбе
за независимость и честь Родины, их беспредельную преданность своему
патриотическому долгу воспевал М.Ю. Лермонтов. В стихотворении
«Бородино» он рисует драматическую картину подготовки русских солдат к
сражению, понимание ими решающего значения предстоящей битвы для судеб
Родины. Беседуя с солдатами, полковник призывает их:
Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой
Особенно важно показать красоту мужественных патриотических
поступков русских людей, их идейнополитической стойкости и преданности
своему гражданскому долгу.
Для раскрытия нравственного содержания искусства широко
используются различные формы внеклассной работы. В школах проводятся
тематические литературнохудожественные вечера: «Песни и музыка Великой
Отечественной войны», «Мотивы морали и нравственной чистоты в музыке»,
«Идеи патриотизма в изобразительном искусстве» и др. Эти мероприятия
оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоционально
нравственную жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают
моральную чистоту мыслей и поведения. Но с чем же связано это влияние?
Здесь проявляет себя так называемая эмпатия, т.е. перенесение себя в
состояние другого человека,
побуждение к сопереживанию его(положительного героя художественного произведения) чувств и
эмоционального состояния, стремление следовать его действиям и поступкам.