Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы детей с овз
Оценка 4.9

Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы детей с овз

Оценка 4.9
Игры
doc
воспитательная работа
Детсад
19.03.2018
Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы  детей с  овз
Народ существует, пока существует его язык. Сейчас повсеместно наблюдается процесс оскудения русского языка, исчезает его красота, образность, исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. А ведь нам досталось в наследство уникальное народное искусство- фольклор, впитавший в себя многовековой опыт народных масс, он отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. Тяжело осознавать, что постепенно рушится связь времён, а следовательно, меняется отношение подрастающего поколения к русским традициям, общественным явлениям, к старшему поколению. Остро встаёт проблема культуры народа, его духовных богатств. В последние годы в средствах массовой информации всё чаще демонстрируются сцены жестокости и насилия, кровавые боевики, фильмы и даже мультфильмы ужасов. На этой почве возникают проблемы в поведении детей, они становятся агрессивными, менее чувствительными к боли другого человека. В. А. Сухомлинский указывал: «Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе, ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков.» Учитывая, что фольклор является мощным средством воспитания нравственных чувств и приобщает детей к духовному богатству, накопленному человечеством, я рассматриваю в качестве одной из приоритетных задач воспитания – развитие эмоциональной сферы дошкольника через произведения устного народного творчества. В связи с этим мы выделили для себя три основные задачи: 1. Развитие восприятий произведений устного народного творчества (вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества; создать благоприятные условия для усвоения языка фольклорных произведений). 2. Обогащать эмоциональную сферу детей (знакомить с основными эмоциями через образы произведений детского фольклора; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами (словесными, физическими, творческими и др.). 3. Корректировать нежелательные, личностные особенности, поведение, настроение ребёнка, используя противоположные эталоны человеческих поступков, раскрываемых в произведениях устного народного творчества. Эта проблема очень актуальна в наше время. Ничто так не способствует формированию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности к устному. Народная мудрость, заключённая в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, воспитывает в детях гордость к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Ребёнок, находясь в естественной речевой обстановке, легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Знакомство ребёнка с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средствами человеческого общения – речью. Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка, потешка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и события, помогающие лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков. Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят отражение производственно – хозяйственная деятельность, национально – психологические черты и социальная жизнь народа. Задача педагога научить каждого ребенка видеть и понимать другого человека, уметь поставить себя на его место и пережить с ним его чувства, действенно откликнуться на его эмоциональное состояние. «Самое главное – развивать внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учить сопереживать».1 Проанализировав свой опыт работы с детьми, мы пришли к выводу: выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые приходится им преодолевать, рассматривание иллюстраций, драматизация сказок и так далее – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. Свою работу по развитию эмоциональной сферы ребенка посредством произведений устного народного творчества, строим на следующих принципах: тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе фольклорных произведений; на интегрированном подходе – использовании разнообразных жанров фольклора во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой; на принципе активного включения детей в разнообразную творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, художественно - речевую, театрализованную; на основе принципа индивидуального подхода к детям; бережного и уважительного отношения к детскому творчеству. И формы работы подбираем соответственно настроению, желаниям детей (музыкально – игровое освоение потешек, прибауток, дразнилок с музицированием на простейших музыкальных инструментах (свистульках, ложках, бубнах, трещотках; игровые и фигурные хороводы; пальчиковая гимнастика с использованием произведений малого жанра фольклора). Под влиянием самого восприятия произведения, а также всего разнообразия форм работы с детским фольклором дети расширяют и обогащают свой эмоциональный опыт, проникают в исключительный мир глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Литература 1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие), М, - 2006. 2. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду (методическое пособие), Ниж. Новгород, - 2008. 3. Технология проблемно – развивающего обучения в практике применения театрализованных представлений в дошкольных учреждениях (методическое пособие), СПб, ВЛАДОС, 2005.
2 Ивентьева Галкина Н.А..doc
Галкина Наталья Александровна учитель­логопед, МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек»  Россия, Кемеровская область, Осинники Ивентьева Татьяна Дмитриевна воспитатель,  МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек» Россия, Кемеровская область, Осинники Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы  детей с  овз Народ существует, пока существует его язык. Сейчас повсеместно наблюдается   процесс   оскудения   русского   языка,   исчезает   его   красота, образность,   исключительно   мал   и   примитивен   словарный   запас большинства взрослых. А ведь нам досталось в наследство уникальное народное искусство­ фольклор,   впитавший   в   себя   многовековой   опыт   народных   масс,   он отличается   глубиной   художественного   освоения   действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.  Тяжело   осознавать,   что   постепенно   рушится   связь   времён,   а следовательно, меняется отношение подрастающего поколения к русским традициям, общественным явлениям, к старшему поколению. Остро встаёт проблема культуры народа, его духовных богатств.  В   последние   годы   в   средствах   массовой   информации   всё   чаще демонстрируются сцены жестокости и насилия, кровавые боевики, фильмы и   даже   мультфильмы   ужасов.   На   этой   почве   возникают   проблемы   в поведении детей, они становятся агрессивными, менее чувствительными к боли другого человека. В. А. Сухомлинский указывал: «Глухой к другим людям – останется глухим   к   самому   себе,   ему   будет   недоступно   самое   главное   в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков.» Учитывая, что фольклор является мощным средством воспитания нравственных   чувств   и   приобщает   детей   к   духовному   богатству, накопленному   человечеством,  я   рассматриваю   в   качестве   одной   из приоритетных   задач   воспитания   –   развитие   эмоциональной   сферы дошкольника через произведения устного народного творчества. В связи с этим мы выделили для себя три основные задачи: 1. Развитие восприятий произведений устного народного творчества (вызывать   эмоциональный   отклик   на   произведения   устного   народного творчества;   создать   благоприятные   условия   для   усвоения   языка фольклорных произведений). 2. Обогащать эмоциональную сферу детей (знакомить с основными эмоциями через образы произведений детского фольклора; способствовать открытому   проявлению   эмоций   и   чувств   различными   способами (словесными, физическими, творческими и др.). 3.   Корректировать   нежелательные,   личностные   особенности, поведение,   настроение   ребёнка,   используя   противоположные   эталоны человеческих   поступков,   раскрываемых   в   произведениях   устного народного творчества.  Эта   проблема   очень   актуальна   в   наше   время.   Ничто   так   не способствует   формированию   личности,   её   творческой   активности,   как обращение   к   народным   традициям,   обрядам,   народному   творчеству,   в частности к устному.  Народная мудрость, заключённая в сказках, потешках, прибаутках, загадках,   поговорках,   воспитывает   в   детях   гордость   к   меткому, выразительному   слову,   любовь   к   родному   языку.   Ребёнок,   находясь   в естественной   речевой   обстановке,   легко,   без   особого   труда,   порой интуитивно осваивает его.   музыкальной.   изобразительной, Фольклор   как   сокровищница   русского   народа   находит   своё применение   в   различных   областях   работы   с   дошкольниками:   речевой, игровой,   Знакомство   ребёнка   с произведениями   искусства,   с   лучшими   образцами   устного   народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни. Возраст до пяти лет –   богатейший   по   способности   ребёнка   быстро   и   жадно   познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот   период   дети   с   поразительной   быстротой   и   активностью   начинают перенимать   нормы   поведения   окружающих,   а   главное   –   овладевать средствами человеческого общения – речью. Подобно   тому,   как   навсегда   запоминаются   первые   книжки,   так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка, потешка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и события, помогающие лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков. Многие забавы детей являются «шуточным подражанием  серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят отражение производственно –   хозяйственная   деятельность,   национально   –   психологические   черты   и социальная жизнь народа. Задача   педагога   научить   каждого   ребенка   видеть   и   понимать другого человека, уметь поставить себя на его место и пережить с ним его чувства,   действенно   откликнуться   на   его   эмоциональное   состояние. «Самое главное – развивать внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учить сопереживать».1 Проанализировав свой опыт работы с детьми, мы пришли к выводу: выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые приходится им преодолевать, рассматривание иллюстраций, драматизация сказок   и   так   далее   –   все   это   значительно   развивает   эмоциональную восприимчивость детей.   отборе   фольклорных   произведений; Свою   работу   по   развитию   эмоциональной   сферы   ребенка посредством   произведений   устного   народного   творчества,   строим   на следующих   принципах:   тщательном,   обусловленном   возрастными возможностями   детей,   на интегрированном   подходе   –   использовании   разнообразных   жанров фольклора   во   всех   видах   детской   деятельности:   познавательной, продуктивной,   игровой;   на   принципе   активного   включения   детей   в разнообразную творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, художественно     ­   речевую,   театрализованную;   на   основе   принципа индивидуального подхода к детям; бережного и уважительного отношения к детскому творчеству. И формы работы подбираем соответственно настроению, желаниям детей (музыкально – игровое освоение потешек, прибауток, дразнилок с музицированием на простейших музыкальных инструментах (свистульках, ложках, бубнах, трещотках; игровые и фигурные хороводы; пальчиковая гимнастика с использованием произведений малого жанра фольклора). Под   влиянием   самого   восприятия   произведения,   а   также   всего разнообразия   форм   работы   с   детским   фольклором   дети   расширяют   и обогащают свой эмоциональный опыт, проникают в исключительный мир глубоких переживаний и эмоциональных открытий. 1. Артемова   Л.В.   Театрализованные   игры   дошкольников   (методическое Литература пособие), М, ­  2006. 2. Петрова   Т.И.,   Сергеева   Е.Л.,   Петрова   Е.С.   Театрализованные   игры   в детском саду (методическое пособие), Ниж. Новгород, ­ 2008.  3. Технология проблемно – развивающего обучения в практике применения театрализованных   представлений   в   дошкольных   учреждениях (методическое пособие), СПб, ВЛАДОС, 2005.

Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы детей с овз

Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы  детей с  овз

Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы детей с овз

Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы  детей с  овз

Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы детей с овз

Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы  детей с  овз

Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы детей с овз

Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы  детей с  овз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018