Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы детей с овз
Оценка 4.9
Игры
doc
воспитательная работа
Детсад
19.03.2018
Народ существует, пока существует его язык. Сейчас повсеместно наблюдается процесс оскудения русского языка, исчезает его красота, образность, исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых.
А ведь нам досталось в наследство уникальное народное искусство- фольклор, впитавший в себя многовековой опыт народных масс, он отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Тяжело осознавать, что постепенно рушится связь времён, а следовательно, меняется отношение подрастающего поколения к русским традициям, общественным явлениям, к старшему поколению. Остро встаёт проблема культуры народа, его духовных богатств.
В последние годы в средствах массовой информации всё чаще демонстрируются сцены жестокости и насилия, кровавые боевики, фильмы и даже мультфильмы ужасов. На этой почве возникают проблемы в поведении детей, они становятся агрессивными, менее чувствительными к боли другого человека.
В. А. Сухомлинский указывал: «Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе, ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков.»
Учитывая, что фольклор является мощным средством воспитания нравственных чувств и приобщает детей к духовному богатству, накопленному человечеством, я рассматриваю в качестве одной из приоритетных задач воспитания – развитие эмоциональной сферы дошкольника через произведения устного народного творчества.
В связи с этим мы выделили для себя три основные задачи:
1. Развитие восприятий произведений устного народного творчества (вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества; создать благоприятные условия для усвоения языка фольклорных произведений).
2. Обогащать эмоциональную сферу детей (знакомить с основными эмоциями через образы произведений детского фольклора; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами (словесными, физическими, творческими и др.).
3. Корректировать нежелательные, личностные особенности, поведение, настроение ребёнка, используя противоположные эталоны человеческих поступков, раскрываемых в произведениях устного народного творчества.
Эта проблема очень актуальна в наше время. Ничто так не способствует формированию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности к устному.
Народная мудрость, заключённая в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, воспитывает в детях гордость к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Ребёнок, находясь в естественной речевой обстановке, легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.
Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Знакомство ребёнка с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средствами человеческого общения – речью.
Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка, потешка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.
Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и события, помогающие лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков. Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят отражение производственно – хозяйственная деятельность, национально – психологические черты и социальная жизнь народа.
Задача педагога научить каждого ребенка видеть и понимать другого человека, уметь поставить себя на его место и пережить с ним его чувства, действенно откликнуться на его эмоциональное состояние. «Самое главное – развивать внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учить сопереживать».1
Проанализировав свой опыт работы с детьми, мы пришли к выводу: выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые приходится им преодолевать, рассматривание иллюстраций, драматизация сказок и так далее – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
Свою работу по развитию эмоциональной сферы ребенка посредством произведений устного народного творчества, строим на следующих принципах: тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе фольклорных произведений; на интегрированном подходе – использовании разнообразных жанров фольклора во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой; на принципе активного включения детей в разнообразную творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, художественно - речевую, театрализованную; на основе принципа индивидуального подхода к детям; бережного и уважительного отношения к детскому творчеству.
И формы работы подбираем соответственно настроению, желаниям детей (музыкально – игровое освоение потешек, прибауток, дразнилок с музицированием на простейших музыкальных инструментах (свистульках, ложках, бубнах, трещотках; игровые и фигурные хороводы; пальчиковая гимнастика с использованием произведений малого жанра фольклора).
Под влиянием самого восприятия произведения, а также всего разнообразия форм работы с детским фольклором дети расширяют и обогащают свой эмоциональный опыт, проникают в исключительный мир глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Литература
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие), М, - 2006.
2. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду (методическое пособие), Ниж. Новгород, - 2008.
3. Технология проблемно – развивающего обучения в практике применения театрализованных представлений в дошкольных учреждениях (методическое пособие), СПб, ВЛАДОС, 2005.
2 Ивентьева Галкина Н.А..doc
Галкина Наталья Александровна
учительлогопед,
МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек»
Россия, Кемеровская область, Осинники
Ивентьева Татьяна Дмитриевна
воспитатель,
МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек»
Россия, Кемеровская область, Осинники
Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы детей с овз
Народ существует, пока существует его язык. Сейчас повсеместно
наблюдается процесс оскудения русского языка, исчезает его красота,
образность, исключительно мал и примитивен словарный запас
большинства взрослых.
А ведь нам досталось в наследство уникальное народное искусство
фольклор, впитавший в себя многовековой опыт народных масс, он
отличается глубиной художественного освоения действительности,
правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Тяжело осознавать, что постепенно рушится связь времён, а
следовательно, меняется отношение подрастающего поколения к русским
традициям, общественным явлениям, к старшему поколению. Остро встаёт
проблема культуры народа, его духовных богатств.
В последние годы в средствах массовой информации всё чаще
демонстрируются сцены жестокости и насилия, кровавые боевики, фильмы
и даже мультфильмы ужасов. На этой почве возникают проблемы в
поведении детей, они становятся агрессивными, менее чувствительными к
боли другого человека.
В. А. Сухомлинский указывал: «Глухой к другим людям – останется
глухим к самому себе, ему будет недоступно самое главное в
самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков.»
Учитывая, что фольклор является мощным средством воспитания
нравственных чувств и приобщает детей к духовному богатству,
накопленному человечеством, я рассматриваю в качестве одной из
приоритетных задач воспитания – развитие эмоциональной сферы
дошкольника через произведения устного народного творчества.
В связи с этим мы выделили для себя три основные задачи: 1. Развитие восприятий произведений устного народного творчества
(вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного
творчества; создать благоприятные условия для усвоения языка
фольклорных произведений).
2. Обогащать эмоциональную сферу детей (знакомить с основными
эмоциями через образы произведений детского фольклора; способствовать
открытому проявлению эмоций и чувств различными способами
(словесными, физическими, творческими и др.).
3. Корректировать нежелательные, личностные особенности,
поведение, настроение ребёнка, используя противоположные эталоны
человеческих поступков, раскрываемых в произведениях устного
народного творчества.
Эта проблема очень актуальна в наше время. Ничто так не
способствует формированию личности, её творческой активности, как
обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в
частности к устному.
Народная мудрость, заключённая в сказках, потешках, прибаутках,
загадках, поговорках, воспитывает в детях гордость к меткому,
выразительному слову, любовь к родному языку. Ребёнок, находясь в
естественной речевой обстановке, легко, без особого труда, порой
интуитивно осваивает его.
музыкальной.
изобразительной,
Фольклор как сокровищница русского народа находит своё
применение в различных областях работы с дошкольниками: речевой,
игровой,
Знакомство ребёнка с
произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного
творчества должно начинаться с первых лет его жизни. Возраст до пяти лет
– богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать
окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в
этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают
перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать
средствами человеческого общения – речью.
Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так
память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы.
Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка,
потешка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив
ко всему прекрасному.
Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и события,
помогающие лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков. Многие
забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых»,
средством подготовки детей к жизни. В них находят отражение производственно – хозяйственная деятельность, национально – психологические черты и
социальная жизнь народа.
Задача педагога научить каждого ребенка видеть и понимать
другого человека, уметь поставить себя на его место и пережить с ним его
чувства, действенно откликнуться на его эмоциональное состояние.
«Самое главное – развивать внутренние силы, благодаря которым человек
не может не делать добра, то есть учить сопереживать».1
Проанализировав свой опыт работы с детьми, мы пришли к выводу:
выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые
приходится им преодолевать, рассматривание иллюстраций, драматизация
сказок и так далее – все это значительно развивает эмоциональную
восприимчивость детей.
отборе фольклорных произведений;
Свою работу по развитию эмоциональной сферы ребенка
посредством произведений устного народного творчества, строим на
следующих принципах: тщательном,
обусловленном возрастными
возможностями детей,
на
интегрированном подходе – использовании разнообразных жанров
фольклора во всех видах детской деятельности: познавательной,
продуктивной, игровой; на принципе активного включения детей в
разнообразную творческую деятельность: музыкальную, изобразительную,
художественно
речевую, театрализованную; на основе принципа
индивидуального подхода к детям; бережного и уважительного отношения
к детскому творчеству.
И формы работы подбираем соответственно настроению, желаниям
детей (музыкально – игровое освоение потешек, прибауток, дразнилок с
музицированием на простейших музыкальных инструментах (свистульках,
ложках, бубнах, трещотках; игровые и фигурные хороводы; пальчиковая
гимнастика с использованием произведений малого жанра фольклора).
Под влиянием самого восприятия произведения, а также всего
разнообразия форм работы с детским фольклором дети расширяют и
обогащают свой эмоциональный опыт, проникают в исключительный мир
глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников (методическое
Литература
пособие), М, 2006.
2. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в
детском саду (методическое пособие), Ниж. Новгород, 2008.
3. Технология проблемно – развивающего обучения в практике применения
театрализованных представлений в дошкольных учреждениях
(методическое пособие), СПб, ВЛАДОС, 2005.
Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы детей с овз
Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы детей с овз
Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы детей с овз
Использование фольклора в развитии эмоциональной сферы детей с овз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.