Использование графического моделирования при обучении дошкольников с нарушением зрения
Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
дефектология
Детсад
28.03.2018
При обучении дошкольников составлению текста-описания, мы используем метод графического моделирования. Чем обусловлен наш выбор? В результате экспериментальных исследований, учеными установлено, что старшие дошкольники в состоянии применять наглядные модели, освоение знаков и символов. По данным психологов, помогает дошкольнику не только анализировать, сравнивать, обобщенно воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребенка, способствует переходу его мышления на более высокий уровень.
Кроме коммуникативной, у старших дошкольников развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.
Использование графического моделирования.doc
Использование графического моделирования
при обучении дошкольников с нарушением зрения составлению
описательных рассказов
При обучении дошкольников составлению текстаописания, мы
используем метод графического моделирования. Чем обусловлен наш выбор?
В результате экспериментальных исследований, учеными установлено, что
старшие дошкольники в состоянии применять наглядные модели, освоение
знаков и символов. По данным психологов, помогает дошкольнику не только
анализировать, сравнивать, обобщенно воспринимать действительность, но и
повышает умственный возраст ребенка, способствует переходу его мышления
на более высокий уровень.
Кроме коммуникативной, у старших дошкольников развивается
планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически
выстраивать свои действия, рассказывать об этом.
Текстописание
отличается статичностью,
гибкой структурой,
позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Эта
особенность дает возможность каждому дошкольнику находить свой вариант
описания.
Зрительная опора, в виде схемы, помогает дошкольнику удерживать в
памяти план рассказаописания, тем самым, сделать его более полным точным
и непрерывным. Обучение описанию предметов мы проводим с
использованием картинного плана, который позволяет систематизировать
полученные в ходе обследования предмета знания, спланировать
высказывание.
Картинный план – это несколько карточек, изготовленных из бумаги
для акварели или черчения размером 20*13 см. На каждой карточке
изображен символ, являющийся заместителем качественных характеристик
объектаописания. Изображение символа наносится на карточку черным маркером. Оно может быть контурным или силуэтным. Наши дети лучше
воспринимают заполненные фигуры, поэтому, в большинстве случаев, мы
отдаем предпочтение силуэтным изображениям. Для создания контурного
изображениясимвола используем шнур.
Для придания объема силуэтному изображению используем смесь
крахмала или измельченного пенопласта с клеем ПВА и черной гуашью,
бархатную бумагу. Объемные изображения позволяют задействовать
тактильный анализатор.
Картинный план при фронтальной работе находится не далее одного
метра от глаз детей. Помещаем карточки с символами так, чтобы они не
сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности. Используем
контрастный фон зеленого цвета. Детям с низкой остротой зрения
предоставляем отдельный картинный план меньшего размера, расположенный
на вертикальной подставке на столе у ребенка.
Прежде чем начать обучение детей составлению рассказаописания с
помощью картинного плана, проводим предварительную работу: объясняем
Затем начинаем работу с непосредственным
значение символов.
использованием картинного плана. Детям демонстрируется составленный
воспитателем план, дается образец рассказа, и они составляют свой рассказ.
На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с
изображением предмета передвигать от пункта к пункту картинного плана.
Это дает возможность детям послеживать за предложенной карточкой и
соотносить ее с картинным планом.
Постепенно воспитанники усваивают значения символов. Становится
возможным использование следующих приемов:
воспитатель описывает предмет, ребенок раскладывает опорные картинки,
составляет рассказ;
ребенок самостоятельно раскладывает карточки плана и составляет рассказ; ребенку предлагается полоса бумаги, расчерченная на квадраты; с помощью
трафарета он заполняет пустые ячейки символами и составляет рассказ.
Индивидуальную работу по закреплению умения составлять рассказ
описание проводим в речевых уголках, где используем картинный план
меньшего размера.
Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети
научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или
явлений. Используя круги Эйлера, подгруппа детей составляет описание двух
и более предметов по плану. При этом символыописания выкладываются
каждой подгруппой в свой круг. Затем в пересечении кругов выделяются
одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя,
сначала их сходство, затем различие.
Метод графического моделирования мы используем и при составлении
небольших по объему рассказовописаний по сюжетным картинкам, в
которых на первый план выступает изображение места действия предметов,
событий, определяющих общую тематику.
В качестве элементов модели выступают картинкифрагменты,
силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические
изображения фрагментов картины.
Постепенно, овладевая
умением составлять рассказописание с
помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Использование графического моделирования при обучении дошкольников с нарушением зрения
Использование графического моделирования при обучении дошкольников с нарушением зрения
Использование графического моделирования при обучении дошкольников с нарушением зрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.