Использование игрового тренинга в психологической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста
Оценка 4.6
Научные работы
docx
воспитательная работа +2
Детсад
13.11.2018
В статье дифференцированы понятия «агрессия» и «агрессивность»; описаны причины агрессивного поведения дошкольников, способы выражения агрессии; раскрыто значение игровой терапии в коррекции агрессивности дошкольников, основные коррекционные механизмы воздействия игры, виды и формы игротерапии. Данная статья будет полезна специалистам образовательных организаций в целях формирования представлений об использовании игротренинга в психологической коррекции агрессивности.
Статья_Суркова.docx
Суркова Т.В.
Использование игрового тренинга в психологической коррекции агрессивности
детей дошкольного возраста
Изменения, происходящие в нашей стране в последние годы, тревога о завтрашнем дне,
перенасыщение различной информацией, быстрый ритм повседневной жизни, часто приводит
людей к состоянию стресса, тревожности, агрессии. В наибольшей степени отрицательному
влиянию окружающей среды подвержены дети. Среди всех проявлений психоэмоциональных
нарушений поведения у детей (тревожность, демонстративность, застенчивость и др.) самым
распространенным является детская агрессивность.
Особенно часто порицаются и отвергаются взрослыми, порождают открытую антипатию
и неприятие в целом именно агрессивные дети. В основном это происходит от незнания и
непонимания причин агрессивного поведения, неготовности или нежелания взрослого понять
и принять такого ребенка.
Причиной агрессии называют неудовлетворение базисных психологических
потребностей ребенка (в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку).
Внутренний мир агрессивного дошкольника включает слишком много деструктивных
эмоций, с которыми он не в силах справиться самостоятельно, поэтому ему жизненно
необходимо внимательное и доброе отношение со стороны взрослого.
Успешная коррекция агрессивности ребенка невозможна без принятия его в целом,
безоценочного, уважительного и заботливого отношения к его внутреннему миру и личности,
налаживания контакта и сотрудничества с ним.
Причины агрессивного поведения дошкольников различны. Психологи и педагоги
отмечают, что дети, склонные к агрессии, довольно часто ведут себя вызывающе, остро и
негативно реагируют на трудности, в большинстве случаев не делятся игрушками со
сверстниками, подтрунивают над другими детьми. У некоторых из них такое поведение носит
ситуативный характер и зависит от настроения и самочувствия. У некоторых детей после
беседы с родителями проявление агрессии снижается, и определенное время они способны
контролировать свое поведение, что подтверждает влияние социального фактора агрессивное
поведение детей [2].
Агрессия может быть выражена в вербальной и физической форме, и направлена, в
большинстве случаев, на сверстников. Контролировать свое агрессивное поведение
большинство детей затрудняется, так как оно связано с психоэмоциональными нарушениями.
Снизить эти негативные проявления в поведении дошкольников можно с помощью влияния
социального фактора (пример взрослого, беседа и пр.) и психологической коррекции.
Таким образом, агрессивное поведение ребенка требует психологической коррекции,
так как оно активно, инициативно, часто опасно для окружающих. Если не принимать
действенных мер, агрессия у детей дошкольного возраста может преобразоваться в черту
характера. Как известно, предупредить легче, чем лечить [3, с.15].
Но, прежде, следует дифференцировать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия
действие,
это индивидуальное или коллективное
направленное на
поведение,
нанесение
или
психологического вреда или ущерба либо на
уничтожение другого человека или группы
людей.
физического
Агрессивность
это относительно устойчивая черта
личности, проявляющаяся в готовности к
агрессивному поведению (т, е. в готовности
с позиции определенных установок
воспринимать,
интерпретировать
происходящее и воздействовать на него) [1,
с. 231]. В психологической литературе по данной проблеме существует множество различных
точек зрения на то, что собой представляет агрессия, она рассматривается как
положительное или как отрицательное явление.
Фрейдовская теория представляет агрессивность как деструктивную силу, которая
подавляется с помощью СуперЭго, при этом агрессия направлена в сторону своего носителя
и выступает у индивида в форме влечения к смерти.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия проявляется тогда, когда результатом
действий являются какиелибо отрицательные последствия, хотя многие исследователи
соглашаются в том, что агрессия это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление
или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного отношения.
Склонность к агрессии свойственно психике человека, и для своего возникновения она
не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации, агрессия появляется спонтанно
и нуждается в разрядке, так считает К. Лоренц.
Философ Перлз считал агрессию не «импульсом смерти», а «импульсом жизни»,
необходимым для активного слияния с внешним миром. А. Адлер рассматривал агрессию как
стремление преодолеть врожденное чувство неполноценности.
По мнению Э. Фромма, «Механизм оборонительной агрессии «вмонтирован» в мозг
человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз...
Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую
поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с
сохранением жизни» [3].
Таким образом, можно говорить о биологической природе агрессии. Агрессия – это
механизм, благодаря которому в древние времена человек выживал среди более
приспособленных и сильных животных. Со временем, с эволюцией человека и образованием
общества агрессия стала подконтрольна социальным нормам, но не исчезла.
На основании исследований психологов выделяют позитивную и негативную агрессию.
Позитивная агрессия обеспечивает возможность выживания, безопасности и развития
индивиду, группе или обществу. Негативная агрессия причиняет вред окружающим и
направлена на удовлетворение наклонностей. Граница между позитивной и негативной
агрессией очень тонка и ее нередко бывает трудно рассмотреть.
Таким образом, агрессия заложена в человеке биологически, потому и искоренять ее
проявления как бессмысленно, так и вредно. Следовательно, необходимо стремиться, чтобы
проявления агрессии у детей были социально допустимыми и выражались пропорционально
обстоятельствам, а также не ограничивали без необходимости права и свободы ребенка.
Абсолютно понятно, что природная агрессивность с возрастом никуда не исчезает.
Окружающая среда и негативные обстоятельства способствует возникновению агрессии и ее
проявлениям, но некоторые дети, при профессиональном подходе могут научиться
справляться со своими агрессивными импульсами в физическом и вербальном насилии [4, с.
175].
Еще с начала прошлого века ведущие психологи мира заявляют о том, что при помощи
игры можно справляться с различными психоэмоциональными нарушениями.
Психотерапевтический эффект объясняется тем, что у дошкольников игра является ведущим
видом деятельности, и во время игры ребенок практически неизменно позитивно
эмоционально настроен, открыт. Ребенок не воспринимает игровую деятельность как
неприятное и могущее ему повредить занятие.
Такое увлекательное, непринужденное времяпрепровождение и занимательный способ
обучения дошкольников, как игра может ещё и лечить. Наиболее эффективным средством
коррекции психоэмоциональных нарушений поведения дошкольников является игротерапия. Игровая терапия технология коррекционного воздействия на детей с использованием
игры [7, с. 63]. Психологическая коррекция метод комплексного психологического
воздействия на ребенка для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков
поведения, а также развития таких психических функций, как память, внимание, мышление
[3, с. 33].
В основе различных методик лежит положение о том, что игра оказывает интенсивное
влияние на формирование личности. В психологической коррекции дошкольников игра
используется в индивидуальной и групповой психотерапии в виде специальных упражнений,
разыгрывании различных ситуаций, заданий на невербальные способы общения, и др.
Основой игровой терапии является естественная потребность детей. Игра обогащает
жизненный опыт ребенка,
развивает психические и познавательные процессы,
самостоятельность, коммуникативные навыки, эмоциональный мир, помогает справиться со
страхами и переживаниями, порожденными травмирующими жизненными ситуациями.
Игровая терапия с детьми – это взаимодействие взрослого и ребенка, в котором условия
диктует именно ребенок. Взрослый же предоставляет ему возможность свободного
самовыражения и безоценочно принимает его чувства.
В игровой терапии игра может быть спонтанной и направленной. Направленная игра
включает правила игровой действительности и игрового равенства. В этой игре и на взрослом
и на ребенке лежит равная ответственность за принятие решений, обмен ролями, отсутствие
строгого режиссирования. При направленной игре часто разыгрываются сюжеты сказок.
Сказки подбирают так, чтобы их персонажи выказывали агрессию в различных формах. Суть
игры состоит в том, что на проявление агрессии в сказке ребенок должен реагировать
определенным образом. Если ребенок делает это неадекватно, взрослый через роль того
персонажа, которого изображает ребенок по ситуации, подсказывает ему, как нужно
поступить. Спонтанная игра вынуждает дошкольника действовать без подсказок и выполнять
определенные действия. В спонтанной игре дети часто имитируют поведение родителей, что
дает психологу значимую информацию для понимания семейных отношений. Психолог во
время игры может беседовать с родителями, а может и участвовать в спонтанной игре, но
только роль в этой игре ему определяет ребенок, т.е. он будет на второстепенных ролях.
Основная цель применения игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не
учить его какимто специальным способам поведения, а дать возможность «прожить» в игре
беспокоящие его ситуации при глубоком внимании и сопереживании взрослого.
При проведении игрового занятия создается атмосфера принятия ребенка,
сопереживания ему, обеспечиваются условия, способствующие осознанию ребенком чувства
собственного достоинства и самоуважения.
Основные коррекционные механизмы воздействия игры:
1. В особых игровых условиях в нагляднодейственной форме моделируется система
«социальные отношения следование им ребенком ориентировка в этих отношениях»;
2. Происходит понимание собственного «я» и усиливается мера социальной
компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций через изменение позиции
ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и
последовательной децентрации;
3. Обеспечивается возможность позитивного личностного развития через выстраивание
реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и
взаимодействия между ребенком и сверстником;
4. Организуется поэтапная отработка в игре новых, более адекватных способов
ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение;
5. Формируется способность детей к произвольной регуляции деятельности на основе
подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также
поведение в игровом помещении. Принципы осуществления игровой терапии:
1. Безусловное принятие ребенка (дружеские равноправные отношения с ребенком,
принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок хозяин положения, он определяет сюжет,
тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения);
2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ взрослого от
попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимизация числа ограничений и
лимитов, вводимых в игру (вводятся лишь те ограничения, которые объединяют игру с
реальной жизнью);
3. Фокусирование коррекционного процесса на ощущениях и переживаниях ребенка
(добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; постараться в
кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать
для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он сможет увидеть себя) [9, с. 71].
Различают следующие основные виды и формы игротерапии:
Вид игротерапиии
В теоретическом подходе
По функциям взрослого в игре
организации
форме
По
деятельности
По структуре используемого в
игротерапии материала
Форма игротерапии
Игротерапия в психоанализе;
Игротерапия центрированная на клиенте;
Игротерапия отреагирования;
Игротерапия построения отношений;
Примитивная игротерапия;
Игротерапия в отечественной психологической
практике
Недирективная игротерапия;
Директивная игротерапия.
Индивидуальная игротерапия;
Групповая игротерапия
Игротерапия с неструктурированным материалом;
Игротерапия со структурированным материалом.
Коррекция агрессивности не происходит в игре самопроизвольно. Для успешного
коррекционного процесса необходимо создать оптимальные условия для роста и развития
каждого ребенка. Взрослый должен быть полностью вовлечен в игру, доброжелательно и
искренне принимать развитие игры, выбранное детьми. Психолог концентрирует все свое
внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любые
эмоциональные состояния ребенка и отражает их, т.е. раскрывает ребенку понятно и коротко
эти эмоциональные состояния [4, с. 87].
Создание или восстановление значимых отношений между ребенком и взрослым с целью
оптимизации личностного роста и развития основная задача коррекции агрессивности
дошкольников. Игра это деятельность, в которой
непозволительно принуждение,
подчинение, страх и зависимость ребенка от мира взрослых. По мнению приверженцев
недирективной терапии, игра выступает единственным местом, где ребенок способен к
естественному свободному непосредственному самовыражению, постижению и овладению
собственных чувств и переживаний.
В игре ребенок может избавиться от
психоэмоционального напряжения и фрустраций, порожденных антагонизмом реальных
жизненных отношений между ребенком и взрослым.
Игротерапию используют как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней
стадии детского развития, отдает преимущество групповой игровой коррекции. Решающим
признаком успешного проведения групповой терапии становится заключение о наличии у
ребенка социальной потребности, вынесенное на основании анализа истории каждого случая
[10, с. 69]. Индивидуальная терапия применяется в том случае, когда социальная потребность
у ребенка отсутствует и встает особая задача развития потребности в социальном общении. Играя совместно с другими детьми, ребенок постигает свое реальное «Я», повышает
самооценку, развивает свои потенциальные возможности, отреагирует внутренние конфликты,
страхи, агрессивные тенденции, у него снижается беспокойство и чувство вины.
В процессе игры дети помогают друг другу взять на себя ответственность за
выстраивание межличностного взаимодействия, приобретают опыт построения отношений с
другими людьми на основе компромисса. Наблюдая за поведением других детей, ребенок
обретает желание и смелость попробовать сделать то, что ему хочется.
Наряду с игротерапией в практической деятельности с агрессивными детьми психологи
используют сказкотерапию и пескотерапию.
Самым детским и самым древним методом психологии по праву считают
сказкотерапию. С давних пор в русской культуре детство рассматривалось, как время роста,
чистоты, безмятежности. Детство это время подготовки к жизни и... игры [6]. Играя в
сказку, ребенок на примере сказочных героев осознает ответственность за свои действия и им
легко принимаются нормы поведения, которые с трудом стараются привить взрослые. Сказки
знакомят детей с моральными и нравственными законами, учат их жить и понимать смысл
поступков. Основная задача сказкотерапии обучение ребенка адекватному социальному
поведению.
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Метод песочной
терапии является результативным методом работы с детской агрессивностью. Строя картины
из песка, придумывая различные истории, взрослый в наиболее естественной для ребенка
форме передает ему знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира[5].
Применение коррекционных методов полностью зависит от характера тех причин,
которые обусловили агрессивное поведение.
Результат работы с агрессивными детьми будет устойчивым только в том случае, если
коррекция имеет системный, комплексный характер, предусматривающий отработку
характерологических особенностей каждого ребенка.
Если агрессия не является признаком нарушения в эмоциональномотивационной сфере,
то коррекционная работа должна быть направлена не на ее устранение, а на ослабление и
недопущение негативных следствий агрессивного поведения ребенка. Необходимо,
адекватное восприятие агрессивных реакций ребенка его родителями.
Если агрессия порождается нарушениями эмоциональномотивационной сферы
личности, то коррекция заключается в неподкреплении (т.е. не закреплении) агрессивных
действий ребенка.
Таким образом, обобщая вышесказанное, отметим, что игровая терапия это метод
психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Формы и
виды игровой терапии определяются особенностями конкретного ребенка или группы детей,
специфическими задачами работы и ее продолжительностью. В основе различных методик,
связанных с игровой терапией, лежит утверждение о том, что игра оказывает неоценимое
воздействие на формирование и развитие личности, способствует созданию благоприятных
отношений между детьми в группе, помогает снимать напряженность, повышает самооценку,
уверенность в себе в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых
последствий. Исходя из этого, игротерапия применяется не только в целях коррекции, но и в
целях профилактики.
1.Алфимова М. В. Психогенетика агрессивности/ М. В. Алфимова В.И. Т יִрубников. //
Лите יִрату יִра.
Вопросы психологии. 2000. №6. С.112121.
2. Артемьева Г.Н. Роль православной семьи в развитии личности ребенка / Г.Н.
Артемьева, Н.А. Зыкова // Первый международный Конгресс православных ученых.
Евангельские ценности и будущее православного мира. «Наука и православие: стратегии развития» 2026 февраля 2017 г., Великое Тырново, Болгария. – Воронеж: ИСТОКИ, 2017. –
С. 1518
3. Б יִреслав Г.Э. Психологическая ко יִр יִрекция детской и под יִростковой аг יִрессивности / / Г.Э. Б יִ
реслав СПб., – Речь., 97 ст יִр.
4. Гуггенбюль А. Зловещее оча יִрование насилия. Профилактика детской аг יִрессивности
и жестокости и бо יִрьба с ними / А. Гуггенбюль. СПб. : Пите יִр 2007. 298 с.
5.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная те יִрапия /Т.Д. Зинкевич –
6. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. П יִрактикум по сказкоте יִрапии/Т.Д. Зинкевич –
7. Панфилова М. А. Иг יִроте יִрапия общения: Тесты и ко יִр יִрекция иг יִры / М. А.
Евстигнеева. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 310 с.
Евстигнеева. – СПб.: ООО «Речь», 1998. – 50 с.
Панфилова М. : Владос, 2000. с. 315.
Н.А.
юриспруденция: теория и практика. – 2017. – № 12. – С.110120
8. Суркова Т.В. Психоэмоциональные нарушения в дошкольном возрасте/ Т.В. Суркова,
Зыкова
гуманитарные науки и
9. У יִрунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. У יִрунтаева. М.: Академия, 2001.
// Социальноэкономические исследования,
336 с. 10.Фурманов И. А. Детская агрессивность / И. А. Фурманов. М.: Юнити, 2004. 192 с.
Использование игрового тренинга в психологической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста
Использование игрового тренинга в психологической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста
Использование игрового тренинга в психологической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста
Использование игрового тренинга в психологической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста
Использование игрового тренинга в психологической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста
Использование игрового тренинга в психологической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.