Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения
Оценка 4.7

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения

Оценка 4.7
Документация
docx
дефектология
Детсад
20.09.2017
Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения
слова по слайдам.docx
Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения Слайд 1.     За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также  непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают  неуклонный рост детей с нарушением речевого развития. Самым  распространённым дефектом произношения в дошкольном возрасте считают  дислалию. Основной целью коррекционной работы при дислалии является  формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.    Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны  разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по  закреплению правильного произношения и конечно игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями  речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности.   А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными,  эмоционально­окрашенными, развивающими и познавательными. Слайд 2.       Я     уделяю   большое   внимание   игровой   деятельности,   так   как   она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, игра может   использоваться   для   коррекции   состояния   и   поведения   ребенка.  В литературе по логопедии отмечается специфика игровой деятельности у детей с нарушениями речи, разрабатываются научно­методические аспекты применения игры как коррекционного средства (Г.В. Косова, Р.Г. Лазарева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Л.Н. Усачева, Т.Е. Филичева и др.). Однако в публикациях остаются   недостаточно   раскрытыми   возможности   и   целесообразность использования   разных   видов   игр   и   элементов   игры   на   разных   этапах логопедической работы с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения. В связи с этим     главная цель  моей работы преодоление проблем, связанных с нарушением   речи   у   детей,   а   также,   предупреждение   речевых   расстройств   с помощью игровых технологий.   Слайд 3.     Применение в коррекционной работе наглядно­игровых средств создает  максимально благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста.  Наглядно­игровые средства представляют собой, с одной стороны, наглядное  пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и  методикой проведения. Дидактические игры, которые используются, как  средство речевого развития детей должны основываться на следующих  принципах: она должна опираться на программный материал, всё должно быть понятно( картинки, правила и смысл вопросов). Современная техника и  материалы помогают оформить все красиво, красочно и эстетично. Слайд 4 Использование игровых наглядных пособий на логопедических занятиях  позволяет решить сразу несколько задач: ­ побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков; ­ повысить работоспособность детей; ­ активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и  слуховое восприятие, память и мышление; ­ вызвать позитивное отношение к процессу обучения и повысить  эмоциональный комфорт на занятиях; ­ быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков  звукопроизношения; Слайд 5.    При выборе игр я  учитываю возраст детей, их психофизические особенности,  степень сложности речевого нарушения, этап логопедической работы. На  практике я сталкиваюсь с разными детьми, различными речевыми нарушениями  и стараюсь подобрать необходимые игры для каждого ребенка индивидуально. Слайд 6. В первую очередь нужно детей ознакомить с содержанием игры, объяснить  правило игры, показать, как играть и определить роли. В конце подводим итог. Слайд 7. Для   речевого   развития   детей   используют   следующие   виды   дидактических игр:  игры   с   предметами   (игрушки,   реальные   предметы,   природный материал, предметы декоративно­прикладного искусства и т. д.);  настольно­печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);  словесные игры (без наглядного материала) Слайд 8.    Сегодня мы немного коснёмся настольно­печатных дидактических игр.   Разнообразные игровые ситуации, созданные мной, побуждают ребенка к  своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых  дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления  целенаправленной деятельности. Игровые приемы освобождают детей от  утомления, длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают  чередовать виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной  работы. Пособия применяются на логопедических занятиях по разным направлениям  работы: Формирование временных понятий, Формирование лексико­ грамматической стороны речи, Формирование звукопроизношения, Развитие  фонематического восприятия и обучение грамоте. Слайд 9. Элемент   игры   я   вводила   буквально   с   первых   занятий.   Так,   на   этапе подготовки артикуляционного  аппарата, на этапе вызывания звука для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов наряду с показом артикуляционных профилей, показом положений языка с помощью кисти руки. Цель:   показ   точных   движений   органов   артикуляционного   аппарата;   создание игровой мотивации.  При   отработке   артикуляционных   укладов   эффективен   прием   обыгрывания артикуляционных движений или поз. Я использовала небольшие стихотворения или сказки "о веселом язычке" с опорой на наглядность. Слайд 10. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. И поэтому я, уделяла пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Слайд 11.                Автоматизация звука   ­ важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов, предложений, текстов. Я предлагала задания, направленные не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей. Закреплению изолированного произношения звуков, а особенно таких как С,   З,   Ш,   Ж,   Л,   Р,   способствовали   следующие   игровые   пособия:   "Звуковые дорожки",   "   Лабиринты"     ­   на   одном   вдохе   ребенок   должен   был   тянуть автоматизируемый   звук   и   одновременно   ведет   пальчиком   по   дорожке (СССС….). Это может быть движение самолета, машины, и т. д.  Слайд 12. Использование   данных   игровых   пособий   позволяло   не   только отрабатывать   изолированное   произношение   звуков,   но   и   развивать   речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.    При автоматизации звука в слогах  соединяется закрепляемый  согласный с гласными   А,   О,   У,   Ы   сначала   в   прямые   слоги   (РА,   РО,   РУ,   РЫ),   затем   в обратные (АР, ОР, УР, ЫР).  Далее отрабатывался звук в позиции между гласными и со стечением согласных: АРА, ОРЫ, ДРА, КРА  и т. д. В большинстве случаев это было утомительное и не интересное задание для   ребенка,   я   старалась     превратить   его   в   увлекательную   игру   благодаря игровым пособиям: "Подружи звуки", "Слоговая ромашка", "Слоговые дорожки",  "Подружи звуки", "Слоговые листочки", "Догонялки", "Ступеньки", "Чудесная лесенка", и другие. Детям предлагалось "шагать" пальчиками по   дорожкам, следам, ступенькам, стрелочкам,   лужам   и   одновременно   проговаривать   нужные   слоги. Заинтересованный ребенок, в стремлении кому­то помочь или кого­то догнать старался выполнить задание правильно и быстро.  Слайд 13.      Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки. Игровой материал был подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине и конце слов. Параллельно с автоматизацией звуков   в   словах   совершенствовала   и   лексико   ­   граматический   строй   речи, развивала фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза.  На каждом занятии ребенку приходилось проговаривать большое количество слов, поэтому целесообразным и эффективным решением в данной ситуации, было использование следующих игровых наглядных пособий: "Где звук?", "Найди домик для звука", "Звукознайкин",   " Назови слова", "Один ­   много"   и   другие.   В   описанных   играх   дети   совершали   покупки   в   магазине, собирали   лепесточки   в   цветок,   расселяли   животных   в   домики,   а   также проговаривали   слова   с   заданным   звуком,   активизируя   словарь   и   развивая фонематический слух. Слайд 14. Цели Пособий «Ромашки» и «Раздели  по слогам» Является развитие слоговой  структуры слова, формирования навыка деления слов на слоги. Дети по одному  берут лепестки, называют изображённую картинку и определяют количество  слогов в слове и самостоятельно вставляют лепесток в соответствующую  сердцевинку. Слайд 15 Пособие «Что не так?» для детей старшего дошкольного возраста, при помощи  которой малыши смогут развить зрительное восприятие, связную речь научиться использовать в речи слова с противоположным значением. Дети подбирают  подходящие картинки и объясняют свой выбор. Предлагаю детям придумать  рассказ о том, что произошло («Почему слонёнок был весёлый, а стал  грустный») Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно­образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия. Слайд 16 Автоматизация   звука   во   фразах   и   предложениях,   я   проводила   уже   на знакомых, отработанных с ребенком словах. Желательно также, чтобы в каждом слове,   входящем   в   предложение   или   стихотворение,   был   автоматизируемый звук. На данном этапе использовала различные игровые пособия с усложнением речевого   материала:   "Логопедические   лото",   "Скороговорки   в   картинках", "Рррычащий рассказ",   "Придумай предложение", "Рифмушки" и другие. В процессе игр дети овладевали умениями придумывать предложения с заданными словами, находили в них нужные звуки, работали   над структурой слова, учились правильно употреблять и контролировать звуки в собственной речи. Слайд 17     У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена  способность воспринимать различия лексико­грамматических элементов речи,  что ограничивает их возможности и способности, необходимые для  продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в  процессе речевого высказывания. Предлагаемые наглядно­игровые средства,  способствующие развитию лексико­грамматической стороны речи, выполнены с  учётом решения максимального количества задач: для развития  пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти,  речевой практики. Хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением речи легко усвоить предложно­падежные  конструкции, закрепить употребление предлогов: в, на, под, над, за, около,  развивает внимание, память, мышление у дошкольников. Ребёнок берёт картинку и составляет предложение по этой картинке, выделяя  предлог, затем подбирает ракету с нужным предлогом, картинкой закрывает  иллюминаторы и отправляет ракету в полёт.  Дидактическая игра «Рассели по домикам» В домиках «ОН», «ОНА», «ОНИ», «ОНО» живут слова мужского, женского,  среднего рода ед. и мн.числа. Детям нужно расселить слова по домикам ­  интуитивно определить их род и число без названия терминов. Слайд 18     Предлагаю игру для старших дошкольников, которую можно сделать своими  руками. Игра очень проста в изготовлении и нравится детям.   Игра изготовлена из плотного цветного картона, хранится в бумажных или  полиэтиленовых конвертах. Цель игры: «Часть предмета» Ø  формировать целостное восприятие предмета; Дом –  фундамент, стена,  крыша, дверь, окно, крыльцо; Дети получают конверты с деталями (частями) предмета и выкладывают  предмет. Побеждает тот, кто быстрее всех соберет предмет и правильно назовет  сам предмет и все его части.  Описание игры «Чей хвост, чья голова? » Цель игры: ­ закрепить употребление притяжательных прилагательных в самостоятельной  речи Задачи игры: ­ закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", ­ создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, ­ закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, ­ закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже ед.  числа, Слайд 19 Временные понятия связаны с отрезками времени: части суток, неделя, месяц,  год, времена года. Эти пособия помогают наглядно воспринимать абстрактные  понятия отрезков времени, легче их запоминать и впоследствии воспроизводить. Они доступны для детей с наглядно­образным мышлением. Например, игровое пособие «Часы» Цель этого наглядно­игрового пособия:  Сформировать понятие «Части суток», приём пищи в разное время суток,  «Поезд» понятие «неделя, дни недели» В зависимости от того, какой день  недели, над одним из вагонов прикрепляется шарик. Они каждый день охотно  переставляют шарик, называя день недели. Пособие « Круглый год»Передвигая  стрелку , дети называют время года, месяц.  Постоянно находясь перед глазами детей, такие пособия способствуют лучшему усвоению временных понятий. Слайд 20 Мелкая моторика ­ координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. В раннем детстве ­ мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных  способностей маленького человека. Основные задачи пособий   • Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук; • Формировать координацию движений; • Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного  опыта, развития навыка ручной умелости; • Способствовать развитию творческих способностей; • Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь; Для наибольшего удобства те виды игровых упражнений, которые я использую в  работе с детьми, я разбила на комплексы:    Наряду с магазинными образцами игр­шнуровок я использую самодельные  образцы. Например: из куска войлока вырезаю какой­то знакомый ребёнку  объект (яблоко и листик и др., делаю по контуру с помощью дырокола  отверстия. В эти отверстия дети просовывают шнурки. Так же можно  пришнуровать один объект к другому (например: ёжик несёт яблоко). Ещё я  обратила внимание на другой вид работы со шнурками ­ это плетение. Дело в  том, что плетение ­ очень увлекательный процесс, способствующий развитию у  детей внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма,  развивает глазомер и координацию движения пальцев.   В группе, на доступном  для детей уровне, развешаны цветные шнурки (по три штуки на одном  креплении). Дети свободно подходят и занимаются плетением косичек. Слайд 21  Для того, чтобы формирование фонематических процессов у дошкольников  проходило в интересной и увлекательной форме, я в своей работе использую    игровые пособия « Найди похожее слово», «Угадай что звучит?» и «Различай  что звучит?»    Вывод         Наш   современный   век   хорош   тем,   что   предоставляет   нам   огромное количество   различной   информации,   готовых   игр,   пособий   и   плакатов,   но   не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожиданиям. Поэтому   я вам рекомендую       изготовление различных игр своими руками. Здесь фантазия не знает границ, задумки приобретают реальные формы, картинки подбираются на свое   усмотрение,   оформление   —   по   желанию,   можно   задать   игре   нужные   в данный   момент   цели,   в   любое   время   добавить   новый   материал   в соответствующем виде и формате своей игры. Приятно работать с пособиями и играми, которые придуманы и изготовлены самостоятельно:  результаты игровой организации логопедических занятий убедили меня в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения

Использование игровых пособий при обучении детей с недостатками звукопроизношения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2017