Внеурочная деятельность.
Проект по теме: «Определение степени экологической комфортности кабинета в начальной
школе»
Цель проекта: провести исследование соответствия экологической комфортности школьного
помещения санитарно – гигиеническим нормам.
Задачи проекта: 1. Изучить гигиенические требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях.
2. Провести необходимые измерения для составления таблицы гигиенических условий
требования кабинета.
3. Разработать рекомендации для улучшения условий экологической комфортности
школьного кабинета.
Оборудование: модульная система экспериментов для лабораторных работ, электронный
микроскоп, нетбуки, персональный компьютер, экран, проектор, рулетка, инструкции для
учащихся, карточки для рефлексии.
Ход занятия
I.
II.
Организации учебного занятия.
Подготовка учащихся к активной основной учебнопознавательной деятельности
Слайд 1. Каким годом объявлен 2017 год?
Слайд 2. Официальная эмблема года экологии.
Учитель: Я предлагаю вам вспомнить – что же изучает экология?
Ученик: Экология – это наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами в природе, а
также влияние на них факторов окружающей среды. Экология – наука о доме.
Учитель: То есть это наука, изучающая совместное проживание разных организмов.
Скажите, а что же необходимо для живых организмов, чтобы они хорошо себя чувствовали в той
среде, где они обитают?
Ученик: Наличие пищи, определенная температура, территория проживания и т.д.
Учитель: Одним словом – наличие определенных условий.
Вы в школе проводите большое количество времени, в среднем пятьшесть часов в день. Как вы
думаете, какие условия необходимы, чтобы вы чувствовали себя здесь комфортно и уютно,
сохранили свое здоровье?
Ученик: Должны быть созданы определенные условия: температура, освещенность, помещения
должны быть соответствующего размера.
Учитель: К какой группе факторов, мы можем отнести эти условия?
Ученик: Экологические условия.
Учитель: Действительно, находясь в школе, мы с вами нуждаемся так же, как и любые живые
организмы в природе в определенных экологических условиях. Эти условия разработаны учеными и
называются
Слайд 3. санитарноэпидемиологическими правилами. Эти правила говорят о том, каким
должен быть школьный кабинет, школа для того, чтобы ученики чувствовали себя в нём уютно и
комфортно и, следовательно, могли сохранить своё здоровье и успешно обучаться.
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?
Слайд 4. Тема проекта: «Определение степени экологической комфортности школьного
кабинета». Слайд 5. Сегодня на занятии перед нами стоит интересная задача: составить экологическую
характеристику кабинета и определить её соответствие или несоответствие санитарным
требованиям.
Цель проекта: проверить соответствие экологической комфортности школьного помещения
санитарно – гигиеническим нормам.
Слайд 6. Задачи проекта:
Определить температурный режим в школьном кабинете;
Определить запыленность воздуха;
Определить степень естественной и искусственной освещённости в школьном кабинете;
Определить с помощью модульной системы экспериментов влажность, освещённость в кабинете
Обратить внимание учащихся на экологическое состояние окружающей их среды.
Слайд 7. Гипотеза исследования: Если в классной комнате всё будет соответствовать
санитарным нормам, мы будем меньше болеть и сохраним своё здоровье и, конечно, будем лучше
учиться.
III. Исследование экологической комфортности кабинета в начальной школе.
1я группа – химики
Цель: Исследовать качество воздушной среды и температуры воздуха в помещении.
Приложение №1
2я группа – экологи
Цель: Исследовать с помощью электронного микроскопа запылённость воздуха в кабинете.
Приложение №2
3я группа – математики
Цель: выявить соответствие площади и объёма кабинета санитарно гигиеническим нормам.
Приложение №3
4я группа – физики
Цель: Исследовать с помощью модульной системы экспериментов влажность, освещённость в
кабинете.
Приложение №4
IV. Подведения итогов исследовательской работы.
1я группа – химики
После проведения измерений и расчётов получился следующий результат, который представлен в
таблице.
Для определения коэффициента аэрации класса определили площадь всех фрамуг и площадь
пола класса. Затем рассчитали коэффициент аэрации по формуле: Ка = S всех фрамуг / S пола и
данные занесли в таблицу.
Помещение Длина
(м)
Ширина
(м)
Площадь
пола (м2)
кабинет 211
9 м
8 м
72 м²
Площадь
всех
фрамуг
помещения
(м²)
30 м²
Фрамуги
площадь
одной
(м²)
10 м²
Ка
количество
в помещении
3
1:36
Фрамуги должны функционировать в любое время года. Получили следующие результаты: открываются 3 фрамуги общей площадью 30 м², при норме от
1:30 до 1:35. Коэффициент аэрации соответствует норме
Температура воздуха
У окна
У противоположной стены
На уровне парты
У пола
У доски на уровне головы
Допустимая температура
+20ºС
+22ºС
+23ºС
+21ºС
+24ºС
Разница температур
в норме
в классе
нет
норма
нет
нет
норма
норма
+18 ºС +24ºС
Выводы: Кабинет начальных классов отапливается хорошо (средняя температура 22 24º С).
Температура соответствует норме. В классе имеются все условия для проветривания, но
проветривается не в полной мере.
Результаты исследования запылённости воздуха в кабинете внесли в таблицу.
2я группа – экологи
Место определения запылённости
№
п/п
1 У входа
2 У доски
3 На рабочем месте
4 У окна
Количество крупных частичек
В норме
В кассе
1520
19
49
1520
1520
3
17
1520
Вывод: наиболее загрязнённым было место у доски. Число пылевых частичек в три раза
превышало нормы. Среди них преобладали кусочки мела. На рабочем месте была
наименьшая загрязнённость, число крупных частичек не превышало нормы. Среди частиц,
которые взяты у входа кабинет, было много крупных частичек пыли, и даже кусочки грязи.
В результате сделанных выводов были предложены следующие рекомендации:
1. Каждую перемену тщательно вымывать доску.
2. На больших переменах делать влажную уборку помещения и проветривать.
3. Следить за чистотой сменной обуви.
3я группа – математики
Результаты измерения площади и объёма помещения записали в таблицу.
Объем кабинета
на одного
ученика
Сан. нормы
(+/–)
Сан.
нормы
(+/–)
5 м3
+
на 1
ученика
2,5 м2
Коли
чество
учеников
Площадь
кабинета
Объем
кабинета
Площадь
кабинета
31
72 м2
268 м3
Вывод: Площадь и объём нашего кабинета соответствует санитарным нормам, но количество учеников
должно быть не больше 28 чел.
Общий вывод:
При соблюдении санитарно гигиенических правил качество воздушной среды будет
соответствовать норме, это поможет сохранить здоровье, улучшить настроение и учёбу.
V. Рефлексия.
Оцените свою работу карточками:
! понятно, интересно;
V испытывали затруднение;
? было трудно
Использование ИКТ технологий на уроках и во внеурочной деятельности
Использование ИКТ технологий на уроках и во внеурочной деятельности
Использование ИКТ технологий на уроках и во внеурочной деятельности
Использование ИКТ технологий на уроках и во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.