Использование ИКТ в начальной школе в целях реализации развивающей функции обучения
Оценка 4.9
Интерактивная доска
doc
математика +1
1 кл
23.12.2017
Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Интрига, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране мультимедийного проектора позволяет удерживать внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся.Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Интрига, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране мультимедийного проектора позволяет удерживать внимание в течение всего урока.
Использхование ИКТ в начальных классах.doc
Система работы по развитию творческих
способностей младших школьников,
результаты творческой, проектной и
исследовательской деятельности детей на
уроках и внеурочных занятиях, применение
ИКТ, введение новых УМК
Учитель начальных классов Сильченко Нина Петровна
Стаж работы 42 года
Категория первая Использование ИКТ в начальной школе в целях реализации
развивающей функции обучения
Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться
интересно. Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема
удержания внимания учащихся. Интрига, благодаря смене ярких впечатлений
от увиденного на экране мультимедийного проектора позволяет удерживать
внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный,
а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует
ответной реакции учащихся. Презентации и фильмы редко оставляют ребенка
равнодушным: они привлекают своей красочностью, графическими и
звуковыми возможностями. “Компьютерный” интерес распространяется и на
школьный предмет, который лучше усваивается в игровой и учебной
обстановке.
Компьютер изменяет не только технологию образования, но и
содержательную ее часть. Он позволяет не просто облегчить и сделать более
приятным процесс передачи и приобретения знаний, но и решить задачи,
которые ранее казались трудноразрешимыми: стимулирует творческую
активность и самостоятельную деятельность ребенка.
В настоящее время в сфере использования компьютерных технологий в
начальной школе можно выделить два основных направления. Первое из
теоретическое, подразумевает использование компьютеров для
них,
прикладное,
изучения теоретических знаний. Второе направление,
предпочитает использование компьютеров в качестве технического средства
обучения по учебным предметам. Укажу на некоторые преимущества
прикладного направления в начальной школе.
1. Использование компьютера как самого современного информационного
средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки и
пр. в изучении учебных предметов должно естественно приводить к
совершенствованию процесса обучения.
2. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с
игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера
в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить
более плавный переход к учебной деятельности.
3. Большая часть ЗУН, полученных на традиционных уроках, не
используется учащимися во внеурочной деятельности, и их
практическая ценность утрачивается, а прочность существенно
снижается. Использование ЗУН в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их
приобретения.
4. К психологическим особенностям учащихся младших классов
относится высокая степень эмоциональности, что значительно
сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных
уроках. Занятия же на компьютере дома, использование ИКТ на уроках
позволяют частично разрядить эмоциональную напряженность и создать
более благоприятный климат на уроках.
Приведенные факторы показывают, что использование компьютерных
технологий в учебном процессе начальной школы отвечает его
функциональным особенностям и психофизическому развитию учащихся.
Наиболее удобно организовать работу во время фронтального опроса, устного
счета, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала.
С целью профилактики зрительного утомления детей рекомендуется
проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или
стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение
физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и
физкультминуток эффективно снижает зрительное
В условиях компьютерного обучения процесс контроля и самоконтроля
становится более динамичным, а обратная связь учащихся с учителем более
систематической и продуктивной.
Какие же программнометодические комплексы используются мною на
уроках ?
На уроках русского языка с помощью мультимедиа не составляет труда
проводить устные словарные диктанты, закрепление знаний правописания
орфограмм, работы по развитию речи и т.д.
На уроках математики использую устные математические диктанты,
решение задач, закрепление знаний счёта в пределах десяти, круглых
десятков, таблицы умножения и деления и т.д. Это серия обучающих
программнометодических комплексов, развивающих и образовательных
программ, которые интегрируются в единое целое.
Для усвоения таблицы сложения и вычитания, умножения и деления
использую. Для развития логического мышления – программу “Вундеркинд”,
“Учимся мыслить логически”. Главный программный модуль предназначен для организации
диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за
усвоением учебного материала,
выдачи ребенку индивидуальных
рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Основу каждого
обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов,
диктантов и уроков. Например, по русскому языку при работе над
словарными словами можно опросить за 10 минут 3 4 учеников. При
закреплении изученного материала во время самостоятельной работы можно
оценить работу всех учащихся по данной теме. Ребенок сразу слышит оценку
результата своей работы и осознаёт допущенные ошибки.
Для усвоения таблицы сложения и вычитания, умножения и деления
использую. Для развития логического мышления – программу “Вундеркинд”,
“Учимся мыслить логически”
На уроках окружающего мира использую “Государственную символику
России”, “Дракоша и занимательная история России”, программу
“Естествознание”, которая знакомит детей с миром животных и растений,
грибов и бактерий, природными зонами и полезными ископаемыми, дает
первоначальные знания по экологии, учит работать с планом и картой,
помогает усвоить основы анатомии человека. Работая с программой,
учащиеся решают кроссворды, отгадывают загадки, задания представлены в
занимательной форме. При выполнении заданий ребенок может пользоваться
справочным материалом и разнообразными подсказками. Итоги работы
анализируются. (Приложение «Применение ИКТ на уроках окружающего
мира»).
Для овладения детьми беглым выразительным чтением использую
«Волшебную книгу» авторов Е.А.Нефёдовой и О.В. Узоровой «Практическое
пособие для обучения детей чтению» (Школа раннего обучения чтению
слогов, слов и текстов). Эту книгу использую уже третий раз при обучении
первоклассников чтению, т.е. третий набор первоклассников. При анализе
работы над чтением учащихся двух последних выпусков и нынешних
второклассников, 22 набора делаю вывод, что чтение становится при
систематической работе беглым и осознанным. Дети читают по окончании 4
класса 120 180 слов в минуту. В настоящее время очень помогает
использование мультимедийного проектора
Чтение материала с
использованием презентаций облегчает работу. Учащиеся могут читать хором,
цепочкой, парами ит.д. Т.е слабые учащиеся тянутся за сильными и в
результате норму читают все. У детей после занятий вырабатывается умение
видеть слово целиком, что способствует беглому правильному, осознанному
чтению.
Большую помощь в проведении уроков кубановедния оказывает
использование ИКТ. Не каждый из учащихся может принести дополнительную
литературу по предмету. Но если родители и дети находят чтото интересное в библиотеках, книжных магазинах с радостью приносят в класс, показывают
мне, и я стараюсь приготовить ребятам интересные презентации. И никого уже
не удивляет нетерпеливый вопрос ребятишек: «А что сегодня мы будем
смотреть?». В первом классе учащиеся называли презентации «мультиками», а
сейчас уже маленькие «фильмы». А использование ИКТ на классных
часах – это вообще незаменимый элемент. Классные часы имеют
определённую тематику и, соответственно планированию воспитательной
работы готовлю презентации: «Хорошие манеры», «О добре и зле», «Знай и
соблюдай правила дорожного движения», «О здоровом образе жизни» и т.д.
При проведении уроков ИЗО неоценимую помощь оказывает
мультимедийный проектор, т. к. можно показать крупным планом искусство
художников, их особенности передачи всего прекрасного, провести беседы о
творчестве художников, о красоте родного края, увидеть прекрасное в самом
обычном и т. д.
В условиях компьютеризации учебного процесса особенно важно
сохранить положительное отношение учащихся к жизни, чувство радости от
каждого прожитого дня, удовлетворение результатами своей учебной,
трудовой и общественной деятельности. “Очень важно,— писал В. А.
Сухомлинский,— чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки,
фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед
ребенком классной дверью”. Особую значимость приобретает создание
обстановки, позволяющей учащемуся пережить чувство успеха в достижении
учебных целей (пусть объективно и незначительных).
Имеющийся опыт показывает, что педагогические возможности
компьютера (в том числе и детский вариант) как средства обучения по ряду
показателей намного превосходит возможности традиционных средств
реализации учебного процесса. Каждое занятие вызывает у детей
эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают при
использовании ИКТ, а неудачные ответы вследствие пробелов в знаниях
побуждают обращаться за помощью к учителю или добывать знания
самостоятельно.
Использование ИКТ в начальной школе в целях реализации развивающей функции обучения
Использование ИКТ в начальной школе в целях реализации развивающей функции обучения
Использование ИКТ в начальной школе в целях реализации развивающей функции обучения
Использование ИКТ в начальной школе в целях реализации развивающей функции обучения
Использование ИКТ в начальной школе в целях реализации развивающей функции обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.