Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
музыка
6 кл
08.06.2018
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету музыка.Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки музыки, открывает новые возможности. В этом случае, учителю необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством эстетического развития учащихся.
БОЧКАРЕВА Л.В ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.doc
КГУ «ВерхУбинская общеобразовательная средняя школа»
отдела образования Шемонаихинского района"
«Использование информационнокоммуникационных технологий на
уроках музыки в 56 классах»
Учитель музыки: Бочкарева Любовь Владимировна
2016 2017 уч.год
0 Содержание:
1. Актуальность практикозначимой работы ………………… 2 стр.
2. Основные положения работы. …………………… 3 стр.
3. Презентация по теме «Использование ИКТ на уроках
музыки 56 классов общеобразовательных организаций»…… 8 стр.
4. Заключение……………………………………………………… 10стр.
5. Список использованных источников……………………….. 12стр.
Приложение: презентация на тему «Использование
информационнокоммуникационных технологий на уроках музыки
56 классов общеобразовательных организаций».
1. Актуальность практикозначимой работы.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в
том числе и на уроки музыки, открывает новые возможности. В этом случае,
1 учителю необходимо сделать информационнокоммуникационные технологии
новым средством эстетического развития учащихся.
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного
обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и
графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить
дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы,
оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а
главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету
музыка.
Новым образовательным стандартом предусмотрено формирование
универсальных учебных действий. Использование современных цифровых
ресурсов указывается, как наиболее естественный способ формирования этих
действий.
В процессе применения ИКТ происходит:
развитие нагляднообразного, нагляднодейственного, теоретического,
интуитивного, творческого видов мышления;
эстетическое воспитание за счёт использования возможностей
компьютерной графики, технологии мультимедиа;
развитие коммуникативных способностей.
обогащение арсенала методических средств и приемов, позволяющих
разнообразить формы работы и сделать урок интересным и
запоминающимся для учащихся.
Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту
интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала,
позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность
2 избежать субъективности оценки. Уроки музыки с использованием ИКТ
отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к предмету,
эффективностью.
Таким образом, тема данной работы является актуальной.
Цель работы:
1. Обобщить опыт своей работы по использованию информационно
коммуникационных технологий на уроках музыки и внеурочной
деятельности.
2. Повысить собственный уровень теоретического осмысления темы и
её практической реализации.
Задачи:
1. Формировать информационную компетентность всех участников
образовательного процесса (педагогов и обучающихся) через внедрение
ИКТ
2. Повысить уровень профессиональной квалификации, позволяющей
реализовывать современные модели образовательного процесса с
использованием ИКТ
3. Классифицировать средства ИКТ и систематизировать разнообразные
формы использования ИКТ на уроках музыки.
2. Основные положения работы.
Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке
происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля.
Восприятие ребёнка меняется, он живёт в мире технологических символов и
знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно
расширяет поле активности обучающихся школьников и является более
интенсивным собеседником, по сравнению с книгой.
Вслед за другими предметами ИКТ начинают проникать и в школьный
кабинет музыки. В классе может появиться компьютер со специальными
3 музыкальными программами, специальное устройство ввода звуковой
информации: МИДИклавиатура, синтезатор (музыкальный компьютер),
видеопроектор...
Как могут изменить ИКТ привычные виды деятельности на уроке музыки, и
какие новые виды деятельности могут возникнуть в связи с их использованием?
Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных
средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний,
умений и навыков, а привитие умений самообразования. При этом работа
учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного
с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.
Наличие в кабинете самопознания и мультимедиа кабинете ( в них я
и компьютера , позволяет мне широко
часто провожу уроки) экрана
использовать на своих уроках цифровой образовательный ресурс и накопленный
материал, который может включать в себя:
Электронные учебные модули:
коллекция цифровых
образовательных ресурсов с сайта fcior.edu.ru (на этом сайте
множество видео и аудио файлов)
Видеоролики: фрагменты из балетов, опер, мюзиклов, оперетт,
концертов классической и популярной музыки, фрагменты
художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве
композиторов, фрагменты народных праздников.
Наглядный материал: портреты композиторов, исполнителей и
исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная
графика, репродукции произведений изобразительного искусства,
живописи и т.д.
Материалы из музеев: документальные фотографии композиторов
и исполнителей.
4 Звуковые фонограммы музыкальных произведений.
Литературные произведения:
доступные,
выразительные
информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых
для восприятия фрагментов музыкальных и художественных
образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке;
(дикторский текст с музыкой)
Словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной
учебной теме, фрагменты писем;
Воспоминания,
цитаты
и высказывания композиторов,
исполнителей, слушателей и др.
Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы,
диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на
осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля
за успешностью развития музыкальной культуры школьника.
Необходимый наглядный материал я систематизирую. Весь
музыкальный и учебный материал я классифицировала и поместила
в отдельную папку, которую назвала «Уроки музыки в 5 6 классах».
В одной папке поместила только музыкальный материал по
композиторам, в другой – только учебный по урокам.
Классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности
использования информационных технологий в образовательной
деятельности:
1.
для поиска литературы
в Internet с применением браузеров типа
Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru,
Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование,
конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
5 2.
для работы с текстами, используя пакет основных прикладных
программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать
тексты с графическим оформлением; Microsoft Excel выполнять вычисления,
анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на
вебстраницах; Microsoft Office Publisher
позволяет создавать и изменять
буклеты, брошюры и т.д.;
3.
зрительный ряд, рассказывающий о творчестве композиторов,
музыкальной культуре разных стран, можно создавать с помощью программы
Microsoft PowerPoint. В виде презентаций также можно представлять ряд тестов
и проверочных заданий по предмету;
4.
для хранения и накопления информации(CD, DVDдиски, Flash
диски, Облачное хранение информации: так называемая виртуальная среда,
которая позволяет хранить данные и работать с ними посредством Интернета и
без участия локальных накопителей.
5.
для общения
(электронная почта, ICQ, Skype, Mail Agent и т.д., в
том числе Электронный журнал кунделик инструмент для прямой связи
между учителями и родителями школьников) пока эта форма осваивается мною;
6.
для прослушивания музыкальных классических шедевров и
вокальнохоровой работе на уроке подойдут программы для обработки и
воспроизведения звука Windows Media Player, WinAmp, WinDVD и т.д.
Ребята с творческим задором поют песни с различным аккомпанементом.
Готовое сопровождение (минусовки) к огромному количеству песен
способствует значительному расширению круга исполняемых
произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов
детей, развитию их исполнительских способностей;
для просмотра изображений
(программы ACDSee, PhotoShop,
7.
Picasa);
6 8. для создания, редактирования и записи музыки интересна программа
«Электронный ДиДжей 7», которая представляет собой виртуальную
музыкальную студию. Работу со звуком при домашней подготовке к
урокам можно осуществлять с помощью программы «Adobe Audition v
1.0» (профессиональный инструмент для работы с аудиофайлами,
предназначенный для специалистов в области обработки аудио и
видеопродукции); «Nero» это уникальный набор программ и утилит для
работы с компакт и DVDдисками, а также видео и звуком.
9.
для обучения музыкальной грамотности
могут использоваться
программынотаторы
предназначенные
Finale,
Sibelius,
Geniesoft.Overture.v4.1.0.19,
для подготовки к печати партитур музыкальных
произведений. Эти программы помогут ученику увидеть «звучащую» партитуру
и перейти от пассивного восприятия нотного текста и соответствующего
аудиоматериала к активному пониманию соответствия нотных обозначений и
звучания;
10.
компьютерные программы энциклопедической направленности:
«Энциклопедия классической музыки», «Музыкальные инструменты»,
«Шедевры музыки», «Музыкальный класс», «Культурное наследие. ХVIIIв.»,
«Соната» и др.;
11.
программы для музыкального развития:
игра «Щелкунчик»,
«Музыкальный пасьянс», «Волшебная флейта», «Мурзилка» и др.
12.
сайт для создания мультимедийных интерактивных упражнений:
LearningApps.org ( при наличии на уроке компьютера, проектора, экрана
и интернета)
13. Электронный журнал помогает школе
соответствовать
требованиям по модернизации ИКТ: домашнее задание и замечания попадают
напрямую в электронный дневник ученика; даёт возможность снабжать д/з
дополнительными электронными материалами (файлами); возможность
7 проводить опросы и тестирования, в том числе удаленно (через интернет);
является централизованным способом оповещения о мероприятиях, изменении
расписания, заменах и т.д.
Использованные вышеперечисленные методы и средства обучения
позволяют мне успешно формировать коммуникативные умения и
навыки;
способствуют повышению статуса предмета «музыка» среди других
школьных дисциплин;
помогают достигать высоких результатов в музыкальных конкурсах
и фестивалях различного уровня.
На уроке музыки информационнокоммуникационные технологии играют
огромную роль. Внедрение ИКТ на уроке помогает расширить кругозор
учащихся,
побудить детей самостоятельно добывать информацию;
сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся,
интересным. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного
совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, лишь
положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, сделает
творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечит оптимальное
музыкальное развитие учащихся.
Перед учителем встают дополнительные задачи – научить детей
ориентироваться в информационной среде, находить, перерабатывать и
анализировать информацию. Технологии, оснащённые всеми необходимыми
компонентами, с правильно отобранными методами и приёмами обучения
становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый
уровень качества, вариативности и индивидуализации обучения и воспитания.
Речь идёт о личностном росте ребёнка: о развитии мышления, об эстетическом
воспитании, о формировании надпредметных умений и навыков, о становлении
8 информационной культуры. В системе развивающих занятий ИКТ, как уже было
сказано выше, можно применять для активизации познавательной и творческой
деятельности школьников, для реализации творческого потенциала каждого
ребёнка, для воспитания интереса к музыкальной культуре и для формирования
духовного мира современного человека.
3. Заключение.
Итак, применение данной технологии отличается высокой результативностью и
способствует:
личностному развитию учащихся;
повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом;
росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
изменению самооценки учащихся;
воспитанию активности и самостоятельности;
формированию у учащихся эстетического, эмоциональноцелостного
отношения к искусству и жизни;
развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно
творческого постижения нравственноэстетической сущности музыкального
искусства;
овладению интонационнообразным языком искусства на основе
складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между
различными видами искусства;
совершенствованию профессиональных компетенции учителей музыки:
исполнительских,
методологических,
общехудожественных,
организационных,
теоретикомузыковедческих,
информационно
9 коммуникационных и др., необходимых педагогам для успешной работы по
формированию художественной культуры школьников.
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки –
это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость
использовать новые информационнокоммуникационные технологии во всех
сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований
времени, а значит, современный учитель должен использовать
компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы
воспитать новое поколение грамотных,
умеющих
самостоятельно получать знания граждан. Очень мечтаю, что в нашей
думающих,
сельской школе появится возможность обучения игре на синтезаторе по
программе «Soft Way to Mozart». На форумах, через общение с Мадиной
Санкибаевой, преподавателем из Казахстана, г.Астана. С программой Мадина
познакомилась в 2010 году, а 2011 запущен проект внедрения программы Софт
Моцарт в систему образования. На данный момент программа есть в трех
государственных учреждениях Дворец Школьников г.Астаны, д/с №63 и
№64(для особенных детей), также есть в частном центре Шанырак,
руководителем которого является Мадина Санкибаева .
Эти малыши увлеченно занимаются по программе «Soft Way to Mozart».
10 11 Связь с Мадиной состоялась через электронную почту
Re: консультация по вопросам обучения
4 августа 2016, 14:57
1 файл
Здравствуйте Любовь! По поводу возможности приобретения программы и
обучения:
Стоимость программы на один компьютер 300 долларов.
12 Стоимость обучения и сертификации 200 000 тенге. Обучение будет проходить
по скайпу у меня, а сертификацию будете проходить у автора программы по
скайпу. Особенности обучения в документе.
Среда, 3 августа 2016, 15:15 +03:00 от Любовь Бочкарева
<[email protected]>:
Мадина, добрый вечер, я звонила Вам по поводу обучения по программе Моцарт
Софт. Пока обучаю девочек, их у меня двое 4 и 5 лет по программе
ИММИГрад.Современная методика развития детей дошкольного возраста:
«Интегрально–Матричный Метод Игры (ИММИ). Пиано Гитара
«Радуга»
это авторская цветомузыкальная развивающая методика Юрия Степановича
Куриловича и его дочери Юлии Жилко, которые вместе создали и подтвердили
на практике эффективность её применения в работе с детьми младшего
дошкольного возраста. Она дублирует идеи профессора Михаила Лазарева в
методике "Интоника"
Пожалуйста , расскажите о возможности приобретения и обучения по
программе Софт Моцарта Елены Хайнер
Любовь Бочкарева
13 Это мои первые занятия с Настей Шевченко, ей было 4 года.
14 Наши дети талантливы отроду и помочь им, дать возможность развития в стенах
детских садов и школ, является одной из приоритетных задач нашего поколения.
Расскажу немного о программе «Soft Mozart». Эффективность программы
заключается в ее доступности для любого начинающего от 3х лет и старше. Это
происходит благодаря азбучному формату музыкального текста. Автор
программы Елена Хайнер, родившаяся и получившая образование в бывшем
СССР, модифицировала нотное письмо с помощью картинок, расшифровала
нотный текст. С помощью компьютерных технологий она также сделала его
интерактивным. Уже на первых уроках дети дошкольного возраста от 3х до 6
ти лет читают нотный текст и играют на фортепиано двумя руками, а дети
школьного возраста за один урок могут выучить несложное произведение. Что
это нам даст в итоге? Конечно, они не станут все великими музыкантами и
композиторами, но у учащегося, который систематично занимается игрой на
фортепиано, т.е. разрабатывает мелкую моторику обеих рук, вырабатывается
рефлекс – одновременная работа обеих полушарий головного мозга. Поэтому
дети, обучающиеся в музыкальной школе, успевают хорошо учиться и в
общеобразовательной школе. Т.е. результатом общего музыкального
образования может стать поколение молодых людей, которые смогут найти
применение своему огромному потенциалу в любой области деятельности.
Наша цель содействие в развитии дополнительного сектора образования на базе
не только средних школ Казахстана, а также развитие инклюзивного и
дошкольного образования. Программа «Soft Mozart» отлично работает с детьми
с ограниченными возможностями на базе столичного детского сада №64 Асыл
Бобек. Проект внедрения программы «Soft Mozart» был начат под эгидой
благотворительного фонда «Общество детей инвалидов г. Астаны» в 2011 году.
Занятия посещали дети с разными диагнозами, разного возраста, иногда с
сильными осложнениями, сохранного интеллекта, а иногда и не очень. Это дает
им силу и веру в самих себя, и безусловно помогает, чему в доказательство есть
многочисленное количество примеров. Для детей с нарушениями речи игра на
фортепиано является замечательным тренажером крупной и мелкой моторики,
которая непосредственно связанна с речевыми функциями. Был случай, когда 8
летний ребенок начал выговаривать длинные слова, и первым «длинным» словом
было имя педагога по фортепиано. Мы не можем увидеть , что происходит в
коре головного мозга особенных детей во время данных занятий. Но даже
неопытному человеку, хоть раз взглянувшему на те усилия и труд, которые эти
дети вкладывают, чтобы правильно сыграть одной рукой, второй рукой, а потом
иметь радость играть двумя вместе, станет понятно, что метод просто
необходим для детей с ограниченными возможностями.
15 Эффективное освоение музыкальной нотации широкими массами также
является решением одной из самых сложных задач музыкального
образования. Автором изобретения и системы «Soft Way toMozart» является
американка, выпускница Русской Музыкальной Школы, музыковед Елена
Хайнер. Учебный курс Елены Хайнер «Интерактивное обучение 21 века: «Soft
Way to Mozart», рассчитанный на студентов музыкальных факультетов
университета, а также на преподавателей музыкальных дисциплин, был одобрен
ученым советом Университета в начале 2014 года. Полный курс обучения для
студентов и учителей составляет 24 академических часа лекций и практических
занятий. Программное обеспечение курса начало свое успешное пилотирование
во второй половине Февраля 2014 года кафедрой «Музыкально – компьютерные
технологии» со студентами немузыкальных факультетов с целью подготовки
небольшого академического концерта для участников конференции.
За 13 лет своего существования система «Soft Way to Mozart» была одобрена
министерствами культуры Англии, Испании, России и Казахстана и применяется
в 52 странах мира. Благодаря компьютерному курсу ‘Soft Way to Mozart’ на
сценах Израиля, Испании и Украины появились очень юные победители
фортепианных конкурсов. Однако основополагающей целью курса является
массовое обучение музыке как языку. Фортепиано рассматривается в
качестве стартового инструмента, клавиши которого являются
«продолжением» линеек и пространств Нотоносца.
Контактная информация:Елена Владимировна Хайнер (HelleneHiner), автор
разработки «Soft Wayto Mozart», основатель компании «MusicVision
InternationalLLC»Тел. +1 713 4438984 (Houston, TX USA) Email:
[email protected]
В заключение хочу привести высказывание Билла Гейтса: «Все компьютеры в
мире ничего не изменят без наличия увлечённых обучащихся, знающих и
преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых
родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения
16 на протяжении всей жизни». И я глубоко убеждена, что современный педагог
должен в полной мере использовать те возможности, которые нам
предоставляют современные информационнокоммуникационные технологии,
чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.
4. Список использованных источников
Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учебно
методическое пособие. СПб; Издательство РГПУ им. А.И.Герцена. 1999.
– 140с.
http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.14
Каталог. Единое окно
доступа к образовательным ресурсам.
http://window.edu.ru/resource/030/69030
Методическое пособие
«Информационнокоммуникационные технологии в преподавании музыки:
виртуальные музыкальные синтезаторы с компьютерной клавиатурой».
Автор/создатель: Коротченков А.Г. Преподаватель музыкальных
дисциплин Трубчевского профессиональнопедагогического колледжа,
Брянская обл. 2010г.
http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=4321&tmpl=lib
Сеть творческих учителей
17 (57 классы). Искусство (89 классы). Мировая художественная культура
(1011 классы). Дистанционное консультирование. Поликультурное
воспитание средствами фольклора: методические рекомендации/под
ред.Г.П.Сергеевой.НароФоминск:
(повышения
МАОУ ДПО
квалификации) специалистов «Учебнометодический центр», 2014.90с.
Уроки музыки с применением информационных технологий. 18 классы.
Методическое пособие с электронным приложением/авт. сост. Л.В.Золина
2 изд. стереотип. – М.: Планета, 2010. 176с. – ( Современная школа).
http://www.belcanto.ru " В мире
оперы
".
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/ba7bd6098a0644f68250
0952d5777bec/118253/?
interface=pupil&class=49&subject[]=3
3&
subject
[]=35 Инновационные
учебнометодические комплексы для системы общего образования (УМК)
«Музыка в цифровом пространстве».
http://www.kabalevsky.ru/p03_1.htm Кабалевский Дмитрий Борисович
http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.14
Каталог. Единое окно
доступа к образовательным ресурсам.
http://window.edu.ru/resource/030/69030
Методическое пособие
«Информационнокоммуникационные технологии в преподавании музыки:
виртуальные музыкальные синтезаторы с компьютерной клавиатурой».
Автор/создатель: Коротченков А.Г. Преподаватель музыкальных
дисциплин Трубчевского профессиональнопедагогического колледжа,
Брянская обл. 2010г.
18 http://music.edu.ru
Музыкальная коллекция Российского
общеобразовательного портала.
http://folk48.narod.ru/pc1.htm Рахимов Р.Г. Компьютерные технологии в
музыке: Авторская программа по дисциплине «Компьютерные технологии
в музыке» по специальности № 0310 «Музыкальное образование».– Уфа:
ООО «Вагант», 2007.
http://muslab.spb.ru/index.htm Российский государственный
педагогический университет им. А.И. Герцена. Учебнометодическая
лаборатория «Музыкальнокомпьютерные технологии».
http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=4321&tmpl=lib
Сеть творческих учителей
http://ipk.ulstu.ru/?q=node/459
Ульяновский ИПКРО: «Использование
компьютерных технологий на уроке музыки как средство формирования
педагогической культуры».
19
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.