Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Оценка 4.8

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
музыка
6 кл
08.06.2018
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету музыка.Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки музыки, открывает новые возможности. В этом случае, учителю необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством эстетического развития учащихся.
БОЧКАРЕВА Л.В ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.doc
КГУ «Верх­Убинская общеобразовательная средняя школа» отдела образования Шемонаихинского района"  «Использование информационно­коммуникационных технологий на уроках музыки в 5­6 классах» Учитель музыки: Бочкарева  Любовь  Владимировна 2016 ­2017 уч.год 0 Содержание: 1. Актуальность практико­значимой работы …………………   2 стр. 2. Основные положения  работы. ……………………    3 стр. 3. Презентация по теме «Использование ИКТ на уроках            музыки 5­6 классов общеобразовательных организаций»……   8 стр. 4. Заключение………………………………………………………     10стр. 5. Список использованных источников………………………..      12стр. Приложение: презентация на тему «Использование  информационно­коммуникационных технологий на уроках музыки  5­6  классов общеобразовательных организаций». 1. Актуальность практико­значимой работы. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки музыки, открывает новые возможности. В этом случае, 1 учителю   необходимо   сделать   информационно­коммуникационные   технологии новым средством эстетического  развития учащихся. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения   школьников.   Это   и   телевизионное   изображение,   и   анимация,   и графика,   и   звук.   Грамотное   использование   компьютера   помогает   решить дефицит   наглядных   пособий,   преобразить   традиционные   учебные   предметы, оптимизировав   процессы   понимания   и   запоминания   учебного   материала,   а главное,   подняв   на   неизмеримо   более   высокий   уровень   интерес   к   предмету музыка.   Новым   образовательным   стандартом   предусмотрено   формирование универсальных   учебных   действий.   Использование   современных   цифровых ресурсов указывается, как наиболее естественный способ формирования этих действий.  В процессе применения ИКТ происходит:  развитие   наглядно­образного,   наглядно­действенного,   теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;    эстетическое   воспитание   за   счёт   использования   возможностей     компьютерной графики, технологии мультимедиа; развитие коммуникативных способностей. обогащение     арсенала   методических   средств   и   приемов,   позволяющих разнообразить   формы   работы   и   сделать   урок   интересным   и запоминающимся для учащихся.                  Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса   учащихся   к   предмету,   улучшают   качество   усвоения   материала, позволяют   индивидуализировать   процесс   обучения   и   дают   возможность 2 избежать   субъективности   оценки.   Уроки   музыки   с   использованием   ИКТ отличаются   разнообразием,   повышенным   интересом   учащихся   к   предмету, эффективностью. Таким образом, тема данной работы является актуальной.  Цель работы:  1. Обобщить   опыт   своей   работы   по   использованию   информационно­ коммуникационных   технологий   на   уроках   музыки   и   внеурочной деятельности. 2. Повысить  собственный  уровень теоретического  осмысления  темы  и её  практической  реализации.  Задачи:  1. Формировать информационную компетентность всех участников  образовательного процесса (педагогов и обучающихся) через внедрение  ИКТ  2. Повысить уровень профессиональной квалификации, позволяющей  реализовывать современные модели образовательного процесса с  использованием ИКТ  3. Классифицировать средства ИКТ и систематизировать разнообразные  формы использования ИКТ на уроках музыки.  2. Основные положения работы. Приобщение   современного   школьника   к   вопросам   искусства   в  XXI  веке происходит   в   условиях   чрезвычайно   насыщенного   информационного   поля. Восприятие ребёнка меняется, он живёт в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет   поле   активности   обучающихся   школьников   и   является   более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. Вслед за другими предметами ИКТ начинают  проникать и в школьный кабинет   музыки.   В   классе   может   появиться   компьютер   со   специальными 3 музыкальными   программами,   специальное   устройство   ввода   звуковой информации:   МИДИ­клавиатура,   синтезатор   (музыкальный   компьютер), видеопроектор... Как могут изменить ИКТ привычные виды деятельности  на уроке музыки, и какие новые виды деятельности могут возникнуть в связи с их использованием? Современная   образовательная   парадигма,  строящаяся   на   компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений   и   навыков,   а   привитие   умений   самообразования.   При   этом   работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств. Наличие в   кабинете   самопознания и мультимедиа кабинете ( в них я   и   компьютера   ,   позволяет   мне   широко часто   провожу   уроки)   экрана   использовать на своих уроках цифровой образовательный ресурс и накопленный материал, который может включать в себя:  Электронные   учебные   модули:   коллекция   цифровых образовательных   ресурсов   с   сайта   fcior.edu.ru   (на   этом   сайте множество видео и аудио файлов)  Видеоролики:  фрагменты   из     балетов,   опер,   мюзиклов,   оперетт, концертов   классической   и   популярной   музыки,   фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов,  фрагменты народных праздников.   Наглядный   материал:  портреты   композиторов,   исполнителей   и исполнительских   коллективов;   тематические   рисунки,   нотная графика,   репродукции   произведений   изобразительного   искусства, живописи и т.д.  Материалы из музеев: документальные фотографии композиторов и исполнителей. 4  Звуковые фонограммы музыкальных произведений.    Литературные   произведения:   доступные,   выразительные информативные   тексты,   раскрывающие   содержание   предлагаемых для   восприятия   фрагментов   музыкальных   и   художественных образов;   отрывки   стихотворений,   прозы,   созвучные   музыке; (дикторский текст с музыкой)  Словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, фрагменты писем;  Воспоминания,   цитаты  и   высказывания   композиторов, исполнителей, слушателей и др.   Творческие   (интерактивные)   задания  для   учащихся;   вопросы, диагностические   тесты,   проблемные   ситуации,   направленные   на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.  Необходимый   наглядный   материал   я   систематизирую.   Весь музыкальный и учебный материал я классифицировала и поместила в отдельную папку, которую назвала «Уроки музыки в 5­ 6 классах». В   одной   папке   поместила   только   музыкальный   материал   по композиторам, в другой – только учебный по урокам.   Классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования   информационных   технологий   в   образовательной деятельности: 1. для поиска литературы       в   Internet с применением браузеров типа Internet Explorer,  Mozilla Firefox  и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.); 5 2. для   работы   с   текстами,  используя   пакет   основных   прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением;   Microsoft Excel  выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб­страницах;  Microsoft   Office   Publisher    позволяет   создавать   и   изменять буклеты, брошюры и т.д.; 3. зрительный   ряд,   рассказывающий   о   творчестве   композиторов, музыкальной культуре разных стран, можно создавать с помощью программы Microsoft PowerPoint. В виде презентаций также можно представлять ряд тестов и проверочных заданий по предмету; 4. для   хранения   и   накопления   информации(CD­,   DVD­диски,  Flash­ диски,  Облачное  хранение  информации:   так  называемая   виртуальная  среда, которая позволяет хранить данные и работать с ними посредством Интернета и без участия локальных накопителей.  5. для общения     (электронная почта, ICQ, Skype, Mail Agent   и т.д., в том числе  Электронный журнал   кунделик ­ инструмент для прямой связи между учителями и родителями школьников) пока эта форма осваивается мною; 6. для   прослушивания  музыкальных   классических   шедевров   и вокально­хоровой работе на уроке подойдут программы для обработки и воспроизведения звука  Windows Media Player, WinAmp, WinDVD    и т.д. Ребята с творческим задором поют песни с различным аккомпанементом. Готовое   сопровождение   (минусовки)   к   огромному   количеству   песен способствует   значительному   расширению   круга   исполняемых произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей, развитию их исполнительских способностей; для   просмотра   изображений    (программы  ACDSee,   PhotoShop, 7. Picasa);  6 8. для   создания,   редактирования   и   записи   музыки  интересна   программа «Электронный Ди­Джей 7»,  которая представляет собой виртуальную музыкальную   студию.   Работу   со   звуком   при   домашней   подготовке   к урокам   можно   осуществлять   с  помощью   программы  «Adobe  Audition   v 1.0»   (профессиональный   инструмент   для   работы   с   аудио­файлами, предназначенный   для   специалистов   в   области   обработки   аудио   и видеопродукции);  «Nero» ­это уникальный набор программ и утилит для работы с компакт и DVD­дисками, а также видео и звуком. 9. для   обучения   музыкальной   грамотности    могут   использоваться программы­нотаторы предназначенные    Finale,   Sibelius,   Geniesoft.Overture.v4.1.0.19,   для   подготовки   к   печати   партитур   музыкальных произведений. Эти программы помогут ученику увидеть «звучащую» партитуру и   перейти   от   пассивного   восприятия   нотного   текста   и   соответствующего аудиоматериала к активному пониманию соответствия нотных обозначений и звучания; 10. компьютерные   программы   энциклопедической   направленности: «Энциклопедия   классической   музыки»,   «Музыкальные   инструменты», «Шедевры музыки», «Музыкальный класс», «Культурное наследие. ХVIIIв.», «Соната» и др.; 11. программы   для   музыкального   развития:    игра   «Щелкунчик», «Музыкальный пасьянс», «Волшебная флейта», «Мурзилка»  и др. 12. сайт для создания мультимедийных интерактивных упражнений: LearningApps.org ( при наличии на уроке компьютера, проектора, экрана и интернета) 13. Электронный   журнал  помогает   школе соответствовать требованиям по модернизации ИКТ:   домашнее задание и замечания попадают    напрямую   в   электронный   дневник   ученика;   даёт   возможность   снабжать   д/з дополнительными   электронными   материалами   (файлами);   возможность 7 проводить   опросы   и   тестирования,   в   том   числе   удаленно   (через   интернет); является централизованным способом оповещения о мероприятиях, изменении расписания, заменах и т.д. Использованные вышеперечисленные методы и средства обучения  позволяют мне успешно формировать коммуникативные умения и навыки;  способствуют повышению статуса предмета «музыка» среди других школьных дисциплин;  помогают достигать высоких результатов в музыкальных конкурсах и фестивалях  различного уровня. На уроке музыки информационно­коммуникационные технологии  играют огромную   роль.   Внедрение   ИКТ   на   уроке   помогает   расширить   кругозор учащихся,   побудить   детей   самостоятельно   добывать   информацию; сформировать   интерес   к   предмету,  делая   обучение   ярким,  запоминающимся, интересным.   ИКТ   предоставляет   широчайшие   возможности   для   успешного совместного   творчества   учителя   и   учеников,   что,   безусловно,   лишь положительно   влияет   на   эмоциональную   атмосферу   в   классе,   сделает творческий   процесс   увлекательным,   эффективным,   обеспечит   оптимальное музыкальное развитие учащихся.  Перед   учителем   встают   дополнительные   задачи   –   научить   детей ориентироваться   в   информационной   среде,   находить,   перерабатывать   и анализировать   информацию.   Технологии,   оснащённые   всеми   необходимыми компонентами,   с   правильно   отобранными   методами   и   приёмами   обучения становятся   базой   современного   образования,   гарантирующей   необходимый уровень качества, вариативности и индивидуализации обучения и воспитания. Речь идёт о личностном росте ребёнка: о развитии мышления, об эстетическом воспитании, о формировании надпредметных умений и навыков, о становлении 8 информационной культуры. В системе развивающих занятий ИКТ, как уже было сказано выше, можно применять для активизации познавательной и творческой деятельности   школьников,   для   реализации   творческого   потенциала   каждого ребёнка, для воспитания интереса к музыкальной культуре и для формирования духовного мира современного человека. 3. Заключение. Итак, применение данной технологии отличается высокой результативностью и способствует:          личностному развитию учащихся; повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом; росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; изменению самооценки учащихся; воспитанию активности и самостоятельности; формированию   у   учащихся   эстетического,   эмоционально­целостного отношения к искусству и жизни; развитию   музыкального   восприятия,   навыков   глубокого,   личностно­ творческого постижения нравственно­эстетической сущности музыкального искусства; овладению   интонационно­образным   языком   искусства   на   основе складывающегося   опыта   творческой   деятельности   и   взаимосвязей   между различными видами искусства; совершенствованию   профессиональных   компетенции   учителей   музыки: исполнительских, методологических,   общехудожественных,   организационных,   теоретико­музыковедческих,   информационно­ 9 коммуникационных и др., необходимых педагогам для успешной работы по формированию художественной культуры школьников. Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это   не   самоцель.   Развитие   общества   сегодня   диктует   необходимость использовать   новые   информационно­коммуникационные   технологии   во   всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени,   а   значит,   современный   учитель   должен   использовать компьютер   в   своей   деятельности,   т.к.   главная   задача   школы   ­ воспитать   новое   поколение   грамотных,   умеющих самостоятельно получать знания граждан. Очень мечтаю, что в нашей   думающих, сельской школе появится возможность обучения  игре на синтезаторе по программе   «Soft   Way   to   Mozart».  На   форумах,   через   общение   с   Мадиной Санкибаевой,  преподавателем из Казахстана, г.Астана.  С программой Мадина познакомилась в 2010 году, а 2011  запущен проект внедрения программы Софт Моцарт   в   систему   образования.   На   данный   момент   программа   есть   в   трех государственных   учреждениях   ­     Дворец   Школьников   г.Астаны,    д/с   №63  и №64(для   особенных   детей),   также   есть   в   частном   центре   Шанырак, руководителем которого  является  Мадина  Санкибаева . Эти малыши увлеченно занимаются по программе «Soft Way to Mozart». 10 11 Связь с Мадиной состоялась через электронную почту Re: консультация по вопросам обучения 4 августа 2016, 14:57 1 файл Здравствуйте Любовь!  По поводу возможности приобретения программы и  обучения: Стоимость программы на один компьютер 300 долларов. 12 Стоимость обучения и сертификации 200 000 тенге. Обучение будет проходить  по скайпу у меня, а сертификацию будете проходить у автора программы  по  скайпу. Особенности обучения в документе. Среда, 3 августа 2016, 15:15 +03:00 от Любовь Бочкарева  <[email protected]>: Мадина, добрый вечер, я звонила Вам по поводу обучения по программе Моцарт Софт. Пока обучаю девочек, их у меня двое­ 4 и 5 лет по программе  ИММИГрад.Современная методика развития детей дошкольного возраста:  «Интегрально–Матричный Метод Игры (ИММИ). Пиано ­ Гитара  «Радуга» ­ это авторская цветомузыкальная развивающая методика Юрия Степановича  Куриловича и его дочери Юлии Жилко, которые вместе создали и подтвердили  на практике эффективность её применения в работе с детьми младшего  дошкольного возраста. Она дублирует идеи профессора Михаила Лазарева в  методике "Интоника" Пожалуйста , расскажите о возможности приобретения и обучения по  программе Софт Моцарта Елены Хайнер  ­­  Любовь Бочкарева  13 Это мои первые занятия с Настей Шевченко, ей было 4 года. 14 Наши дети талантливы отроду и помочь им, дать возможность развития в стенах  детских садов и школ, является одной из приоритетных задач нашего поколения. Расскажу немного о программе «Soft Mozart». Эффективность программы  заключается в ее доступности для любого начинающего от 3­х лет и старше. Это  происходит благодаря азбучному формату музыкального текста.    Автор  программы Елена Хайнер, родившаяся и получившая образование в бывшем  СССР, модифицировала нотное письмо с помощью картинок, расшифровала  нотный текст. С помощью компьютерных технологий она также сделала его  интерактивным. Уже на первых уроках дети дошкольного возраста от 3­х до 6­ ти лет читают нотный текст и играют на фортепиано двумя руками, а дети  школьного возраста за один урок могут выучить несложное произведение. Что  это нам даст в итоге? Конечно, они не станут все великими музыкантами и  композиторами, но у учащегося, который систематично занимается игрой на  фортепиано, т.е. разрабатывает мелкую моторику обеих рук, вырабатывается  рефлекс – одновременная работа обеих полушарий головного мозга. Поэтому  дети, обучающиеся в музыкальной школе, успевают хорошо учиться и в  общеобразовательной школе. Т.е. результатом общего музыкального  образования может стать поколение молодых людей, которые смогут найти  применение своему огромному потенциалу в любой области деятельности. Наша цель­ содействие в развитии дополнительного сектора образования на базе  не только средних школ Казахстана, а также развитие инклюзивного и  дошкольного образования. Программа «Soft Mozart» отлично работает с детьми  с ограниченными возможностями на базе столичного детского сада №64 Асыл­ Бобек.  Проект внедрения программы «Soft Mozart» был начат под эгидой  благотворительного фонда «Общество детей инвалидов г. Астаны» в 2011 году.  Занятия посещали дети с разными диагнозами, разного возраста, иногда с  сильными осложнениями, сохранного интеллекта, а иногда и не очень.  Это дает  им силу и веру в самих себя, и безусловно помогает, чему в доказательство есть  многочисленное количество примеров. Для детей с нарушениями речи игра на  фортепиано является замечательным тренажером крупной и мелкой моторики,  которая непосредственно связанна с речевыми функциями. Был случай, когда 8­ летний ребенок начал выговаривать длинные слова, и первым «длинным» словом было имя педагога по фортепиано. Мы не можем увидеть , что происходит в  коре головного мозга особенных детей во время данных занятий. Но даже  неопытному человеку, хоть раз взглянувшему на те усилия и труд, которые эти  дети вкладывают, чтобы правильно сыграть одной рукой, второй рукой, а потом  иметь радость играть двумя вместе, станет понятно, что метод  просто  необходим для детей с ограниченными возможностями. 15 Эффективное освоение музыкальной нотации широкими массами также  является решением одной из самых сложных задач музыкального  образования. Автором изобретения и системы «Soft Way toMozart» является  американка, выпускница Русской Музыкальной Школы, музыковед Елена  Хайнер. Учебный курс Елены Хайнер «Интерактивное обучение 21 века: «Soft  Way to Mozart», рассчитанный на студентов музыкальных факультетов  университета, а также на преподавателей музыкальных дисциплин, был одобрен  ученым советом Университета в начале 2014 года. Полный курс обучения для  студентов и учителей составляет 24 академических часа лекций и практических  занятий. Программное обеспечение курса начало свое успешное пилотирование  во второй половине Февраля 2014 года кафедрой «Музыкально – компьютерные  технологии» со студентами немузыкальных факультетов с целью подготовки  небольшого академического концерта для участников конференции.  За 13 лет своего существования система «Soft Way to Mozart» была одобрена  министерствами культуры Англии, Испании, России и Казахстана и применяется в 52 странах мира. Благодаря компьютерному курсу ‘Soft Way to Mozart’ на  сценах Израиля, Испании и Украины появились очень юные победители  фортепианных конкурсов. Однако основополагающей целью курса является  массовое обучение музыке как языку. Фортепиано рассматривается в  качестве стартового инструмента, клавиши которого являются  «продолжением» линеек и пространств Нотоносца. Контактная информация:Елена Владимировна Хайнер (HelleneHiner), автор  разработки «Soft Wayto Mozart», основатель компании «MusicVision  InternationalLLC»Тел. +1 713 4438984 (Houston, TX USA) Email:  [email protected] В заключение хочу привести высказывание Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых обучащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения 16 на протяжении всей жизни». И я глубоко убеждена, что современный педагог должен   в   полной   мере   использовать   те   возможности,   которые   нам предоставляют   современные   информационно­коммуникационные   технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. 4. Список использованных источников  Барышева Т.А.  Диагностика эстетического развития личности: Учебно­ методическое пособие.­  СПб; Издательство РГПУ им. А.И.Герцена. 1999. – 140с.  http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.14      Каталог. Единое окно  доступа к образовательным ресурсам.     http://window.edu.ru/resource/030/69030        Методическое пособие  «Информационно­коммуникационные технологии в преподавании музыки: виртуальные музыкальные синтезаторы с компьютерной клавиатурой».   Автор/создатель: Коротченков А.Г. Преподаватель музыкальных  дисциплин Трубчевского профессионально­педагогического колледжа,  Брянская обл. 2010г.   http://www.it­n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=4321&tmpl=lib    Сеть творческих учителей  17   (5­7 классы). Искусство (8­9 классы). Мировая художественная культура (10­11   классы).   Дистанционное   консультирование.   Поликультурное воспитание   средствами   фольклора:   методические   рекомендации/под ред.Г.П.Сергеевой.­Наро­Фоминск: (повышения   МАОУ   ДПО   квалификации) специалистов «Учебно­методический центр», 2014.­90с.  Уроки музыки с применением информационных технологий. 1­8 классы.  Методическое пособие с электронным приложением/авт. сост. Л.В.Золина  ­ 2 изд. стереотип. – М.: Планета, 2010.­ 176с. – ( Современная школа).  http://www.belcanto.ru     "  В     мире       оперы    ".     http://school­collection.edu.ru/catalog/rubr/ba7bd609­8a06­44f6­8250­  0952d5777bec/118253/? interface=pupil&class=49&subject[]=3    3&   subject    []=35       Инновационные  учебно­методические комплексы для системы общего образования (УМК)  «Музыка в цифровом пространстве».             http://www.kabalevsky.ru/p03_1.htm     Кабалевский Дмитрий Борисович   http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.14      Каталог. Единое окно  доступа к образовательным ресурсам.     http://window.edu.ru/resource/030/69030        Методическое пособие  «Информационно­коммуникационные технологии в преподавании музыки: виртуальные музыкальные синтезаторы с компьютерной клавиатурой».   Автор/создатель: Коротченков А.Г. Преподаватель музыкальных  дисциплин Трубчевского профессионально­педагогического колледжа,  Брянская обл. 2010г.  18  http://music.edu.ru         Музыкальная коллекция Российского  общеобразовательного портала.    http://folk48.narod.ru/pc1.htm   Рахимов Р.Г. Компьютерные технологии в  музыке: Авторская программа по дисциплине «Компьютерные технологии  в музыке» по специальности № 0310 «Музыкальное образование».– Уфа:  ООО «Вагант», 2007.  http://muslab.spb.ru/index.htm     Российский государственный  педагогический университет им. А.И. Герцена. Учебно­методическая  лаборатория «Музыкально­компьютерные технологии».  http://www.it­n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=4321&tmpl=lib    Сеть творческих учителей   http://ipk.ulstu.ru/?q=node/459       Ульяновский ИПКРО: «Использование  компьютерных технологий на уроке музыки как средство формирования  педагогической культуры». 19

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2018