В наше время компьютерные технологии все больше и больше внедряются в образовательный процесс. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим, ведь насколько вы знаете - дети в возрасте 4-5 лет, весьма любознательны - особенно это касается техники. Интерактивные и мультимедийные средства направлены на то, чтобы вдохновить детей, получить новые знания и различные практические навыки. Игровые элементы, добавленные в мультимедиа программы, "включают" познавательную деятельность обучающихся и положительно влияют на усвоение материала.
Дети могут с легкостью овладевать навыками работы с различными электронными, компьютерными новинками - это не вызывает сомнений; при этом самое главное, чтобы они не попали в прямую зависимость от компьютера, а так же ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общениюВ наше время компьютерные технологии все больше и больше внедряются в образовательный процесс. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим, ведь насколько вы знаете - дети в возрасте 4-5 лет, весьма любознательны - особенно это касается техники. Интерактивные и мультимедийные средства направлены на то, чтобы вдохновить детей, получить новые знания и различные практические навыки. Игровые элементы, добавленные в мультимедиа программы, "включают" познавательную деятельность обучающихся и положительно влияют на усвоение материала.
Дети могут с легкостью овладевать навыками работы с различными электронными, компьютерными новинками - это не вызывает сомнений; при этом самое главное, чтобы они не попали в прямую зависимость от компьютера, а так же ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению
«Использование информационно-
коммуникационных технологий в ДОУ
согласно ФГОС
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития и обучение детей дошкольного
возраста с привлечением средств информационно-коммуникативных
технологий
1.1. Теоретические основы развития и обучения детей дошкольного возраста с
использованием интерактивной доски
1.2. Использование интерактивной доски и образовательной программы как способ
разностороннего развития детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей
Глава 2. Организация занятий в дошкольной образовательной организации с
использованием интерактивной доски
2.1. Обучение дошкольников способам и приемам работы на интерактивной доске с
применением образовательной программы на занятиях в дошкольной
образовательной организации
2.2. Результаты реализации программы с применением интерактивной доски детей
дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
C введением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача: пересмотра приоритетов
профессиональной деятельности, формирования или актуализации умений быстро
адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать эффективные
коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные
источники информации.
Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по
реализации программ дошкольного образования необходимо отметить владение
педагогом информационно коммуникативными технологиями - компетентностями,
необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки
образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Незаменимый в работе компьютер сегодня должен активно использоваться
педагогами и специалистами для организации образовательной деятельности с
детьми, интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников, презентации
собственного педагогического опыта широкой аудитории.
Выделим направления использования ИКТ в системе деятельности ДОО:
— использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с
детьми;
— использование ИКТ в процессе и организации методической работы
с педагогическими кадрами;
— использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями.ИКТ в ДОО это, прежде всего:
— преобразование развивающей предметно-пространственной среды;
— создание новых средств для развития детей;
— использование новой наглядности.
Целью работы при использовании ИКТ в образовательной деятельности ДОО,
является, повышение качества образования через активное внедрение в
воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-
воспитательном процессе в дошкольной образовательной организации – это одна из
самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Использование ИКТ позволяет развивать у детей умение ориентироваться в
информационных потоках окружающего мира, на практике овладевать способами
работы и обмена информацией с помощью современных технических средств.
Включение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс предоставляет педагогам
возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к
деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом, а не
пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному
усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.
Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-
образовательном процессе в дошкольной образовательной организации — это одна из
самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Существующие развивающие образовательные программы дают огромные
возможности для развития детей. Однако приходится констатировать, что
использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОО реализуют
далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и
разнообразных форм обучения детей в ДОО может разрешить это противоречие.
Учитывая актуальность и выше перечисленные факты на базе МБДОУ «Детского сада
комбинированного вида» №146 была разработана и апробирована рабочая программа
для работы на интерактивной доске.
Глава 1. Теоретические аспекты развития и обучение детей дошкольного
возраста с привлечением средств информационно-коммуникативных
технологий
1.1. Теоретические основы развития и обучения детей дошкольного возраста с
использованием интерактивной доски
В наше время компьютерные технологии все больше и больше внедряются в
образовательный процесс. Обучение детей дошкольного возраста становится более
привлекательным и захватывающим, ведь насколько вы знаете - дети в возрасте 4-5
лет, весьма любознательны - особенно это касается техники. Интерактивные и
мультимедийные средства направлены на то, чтобы вдохновить детей, получить
новые знания и различные практические навыки. Игровые элементы, добавленные в
мультимедиа программы, "включают" познавательную деятельность обучающихся и
положительно влияют на усвоение материала.
Дети могут с легкостью овладевать навыками работы с различными электронными,
компьютерными новинками - это не вызывает сомнений; при этом самое главное,
чтобы они не попали в прямую зависимость от компьютера, а так же ценили и
стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Экспериментально доказано, что при устном предоставлении ребенку материала, за
минуту воспринимается и может переработать до 1 тысячи условных единиц
информации, а в случае взаимодействия органов зрения и слуха - до 100 тысяч таких
единиц.Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память,
мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-
логическое мышление и др.
Существуют преимущества использования интерактивного оборудования в обучении
по сравнению с персональным компьютером.
Основные факторы, благоприятно воздействующие на ребенка на занятиях с
использованием интерактивной доски:
- свободная поза ребенка (можно просто стоя или сидя на ковре);
- большое расстояние от экрана для всеобщего обозрения (отсутствие воздействия
электромагнитного излучения монитора);
- перегрузки на суставы кистей отсутствует.
Цель и задачи программы.
Главной целью образовательной программы является разностороннее развитие детей
дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
развитие творческой, изобразительной и проектной активности детей,
любознательности, воображения, образного мышления;
владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного
словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
развитие элементарных математических представлений;
расширять кругозор детей, повышать мотивацию дошкольников к
познавательно-исследовательской деятельности;
знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
овладение навыками работы с интерактивной доской.
1.2. Использование интерактивной доски и образовательной программы как
способ разностороннего развития детей дошкольного возраста с учётом их
возрастных и индивидуальных особенностей Программа предназначена для
работы с детьми 4-5 лет. Курс состоит из 60 занятий. Продолжительность - 8 месяцев
(учебный год). Режим занятий - 2 раза в неделю. Количество детей в группе 5-8
человек. Перед началом работы детей педагог (воспитатель) должен вовлечь их в
игровую ситуацию вокруг изучаемой темы и предстоящей деятельности, создать
положительное эмоциональное отношение к работе, объяснить правила работы.
Каждое занятие с использованием средств ИКТ должно длиться не более 20-25 минут,
иметь традиционную структуру и включать следующие этапы:
1 этап – подготовительный. Данный этап проходит в игровой зоне помещения и
длится 5–7 минут. На этом этапе дети вводятся в содержание предстоящей
деятельности с помощью наглядно-дидактического материала, собственной
предметно-практической деятельности, игровых ситуаций. Таким образом,
осуществляется ориентировка в предстоящей деятельности на интерактивной доске.
Формируется интерес и мотивация к работе, пробуждается воображение детей,
имеющиеся знания и опыт, стремление к активной деятельности.
2 этап – основной. Основной этап проводится за компьютерами и длится не более 7–
10 минут. Сначала детям даются дополнительные пояснения и краткий инструктаж о
том, что им нужно сделать на интерактивной доске, после чего дети занимают свои
места и приступают к работе. Обязательно проводится наблюдение за работой детей,
при необходимости даются дополнительные пояснения, уточняется задача, делаются
замечания. По окончании созданные детьми работы сохраняются и, при
необходимости распечатывались.3 этап – заключительный. На данном этапе дети переходят в игровую зону, этап
длился 5–7 минут. Подводится итог проделанной работы. В зависимости от методики
конкретного занятия либо осуществляется оценка выполненных работ путем
совместного обсуждения и сравнения, либо дети вовлекаются в игровую и
предметную деятельность, используя результат компьютерной работы (рисование,
конструирование, сочинение сказки, игра в театр и т. п.).
Все части занятия несут на себе полноправную педагогическую нагрузку. В конце
занятия в обязательном порядке проводятся упражнения по снятию зрительного и
общего утомления: гимнастика для глаз (1 минута) и общие физические упражнения
(1 минута).
Глава 2. Организация занятий в дошкольной образовательной организации с
использованием интерактивной доски
2.1. Обучение дошкольников способам и приемам работы на интерактивной
доске с применением образовательной программы на занятиях в дошкольной
образовательной организации
Основными приоритетными направлениями группы 4-5 лет являются:
1.
Творческая деятельность - предназначено для поддержки творческой,
изобразительной и проектной деятельности включает в себя пять блоков творческо-
эвристического типа:
Конструирование из природных элементов;
Орнаменты и узоры;
Строитель;
Народные промыслы;
Оденем куклу.
Каждый блок представляет собой конструктор с предметными элементами
определенной тематики (природный материал, набор геометрических фигур для
создания орнаментов, строительный материал, набор художественно-декоративных
элементов, набор элементов для моделирования театра «из бумаги»), который
позволяет детям фантазировать и создавать, задумывать и воплощать фантазии на
практике.
Включение в занятие элементов конструирования способствует развитию у детей
навыков проектной деятельности, стимулирует воображение, развивает абстрактное
и творческое мышление. Как и другие продуктивные виды деятельности, такое
моделирование будет способствовать эмоциональному расслаблению, поможет
ребенку выразить свой внутренний мир. (Приложение, таблица 1)
2.
Познавательная деятельность - предназначено для поддержки познавательной
деятельности и исследования окружающего мира и включает в себя шесть блоков.
Природа;
На ферме;
В лесу;
Профессии;
Правила дорожного движения;
Правила поведения.
Каждый блок состоит из нескольких модулей, направленных на формирование
различных знаний, умений и навыков.
Блок «Природа»
Данный блок формирует у дошкольников понятие о природе, ее неживых и живых
объектах; знакомит с делением окружающих объектов на природные и созданныечеловеком; закрепляет представления о росте, развитии и размножении живых
организмов; развивает умение устанавливать причинно-следственные связи.
Блок «На ферме»
Данный блок формирует знания дошкольников о домашних животных и птицах, их
детенышах, развивает кругозор.
Блок «В лесу»
Данный блок направлен на ознакомление дошкольников с грибами, формирование
навыков безопасного поведения в природе.
Блок «Профессии»
Данный модуль направлен на закрепление знаний детей о различных профессиях и
орудиях труда.
Блок состоит из 3 модулей.
Профессии. Часть 1 (садовник, парикмахер, портной, повар, уборщица,
продавец).
Профессии. Часть 2 (почтальон, сапожник, фотограф, учитель, художник,
музыкант).
Профессии. Часть 3 (полицейский, пожарный, работница фермы, врач,
строитель, маляр).
Блок «Правила дорожного движения»
Данный блок предлагает разнообразные модули (интерактивные наглядные, игровые
задания), направленные на знакомство детей с правилами дорожного движения.
Блок «Правила поведения».
Данный блок предлагает модули, в игровом режиме знакомящие детей с правилами
поведения дома, на улице, в помещениях, в магазинах, в детском саду, в транспорте,
в гостях, а также включающий игровые задания на знания о правилах поведения,
общения, взаимодействия с незнакомыми людьми. (Приложение, таблица 2.)
Математические представления - предназначено для поддержки развития
элементарных математических представлений в дошкольном учреждении
представляет собой сборник игровых задании. Включает задания на развитие
образного и логического мышления, математического воображения,
интеллектуальных способностей, логические задания на классификацию предметов,
решение логических закономерностей, поиск и подбор предметов, создание
динамических конструкций, на развитие концентрации внимания и
наблюдательности, сообразительности. Разработанный программный продукт
состоит из десяти модулей, которые в игровой форме развивают детей и формируют
требуемые навыки и умения:
3.
3 Форма и цвет.
4 Определи закономерность.
5 Строим башню. Цвета.
6 Положение в пространстве.
7 Считаем машинки.
8 Список покупок.
9 Раскрась фигуры.
10 Запомни и расположи так же.
11 Найди фигуру по контуру.12 Найди контур для фигуры. (Приложение, таблица 3.)
3 Развитие речи - для поддержки развития речи в дошкольной организации
представляет собой сборник игровых заданий, включает в себя четыре модуля:
«Азбука»;
«Касса букв»;
«Касса слогов»;
«Сказки».
Каждый модуль представляет собой наглядный интерактивный материал для
решения задач развития речи и подготовки к обучению грамоте детей дошкольного
возраста; содержит игровые задания, которые можно использовать для
непосредственного изучения, упражнения детей или закрепления пройденного
материала. Также использование заданий способствует развитию творческих
способностей ребенка, логического и алгоритмического мышления, речи, расширению
словарного запаса, формированию умения работать по заданному условию.
Программный комплекс выступает в качестве формирующей среды, в которой
ребенок играет, развивается, воспитывается и обучается одновременно. Особенности
каждого ребенка, независимо от уровня его развития, раскрываются в творческой
неповторимости его личностных возможностей. (Приложение, таблица 4.)
2.2. Результаты реализации программы с применением интерактивной доски
детей дошкольного возраста
При системном использовании программы комплекса у детей наблюдаются
следующие положительные моменты развития.
1.
Наблюдается повышение уровня развития интеллектуальной
деятельности по следующим направлениям:
Интеллектуальная
деятельность
Математические
представления
Логика
Конструирование
Развитие речи
Позитивные наблюдаемые изменения в развитии
Повышается мотивация, внимание, память, воспроизведение.
Развивается способность к классификации.
Улучшается понимание последовательности действий, появляется
легкость в решение логических задач.
Развиваются пространственные представления (взаиморасположение
предметов, ориентировка в пространстве).
Развивается речевая функция, речь становится развернутой, образной
и свободной, носит описательный характер.
2.
Наблюдается повышение уровня развития психических познавательных
процессов по следующим направлениям:
Психические познавательные
процессы
Невербальный интеллект
Сообразительность (скорость
мышления, скорость нахождения
решения задачи)
Концентрация и распределение
внимания
Позитивные наблюдаемые изменения в развитии
Принятие задачи и выполнение задания на высоком уровне,
высокая степень креативности.
Улучшение мыслительной деятельности: скорости
протекания психических процессов, сокращение времени
поиска пути в решении поставленной задачи.
Повышение устойчивости внимания (длительности
сосредоточения), улучшение адекватности егоНаблюдается повышение уровня развития художественно-эстетических
Зрительная память
Логическое мышление
Произвольность (действие по
правилам)
3.
способностей:
Художественно-эстетическое
развитие
Рисование
Конструирование
Аппликация
Художественный дизайн
распределения.
Значительное улучшение зрительного восприятия и памяти,
расширение представлений с опорой на зрительный
анализатор.
Улучшение аналитико-синтетической деятельности
мыслительных процессов, развитие способности к
выявлению логических закономерностей.
Выполнение действий по инструкции после первого
предъявления (высокая степень произвольности действий).
Позитивные наблюдаемые изменения в развитии
Развиваются навыки самостоятельной творческой деятельности,
комбинаторные умения.
Развитие пространственных представлений, навыков работы с
различными материалами.
Улучшение восприятия цвета и формы в творчестве, использование
разнофактурных материалов.
Умение создавать новые предметы и на их основе
совершенствовать уже имеющиеся.
Развитие творческих способностей, формирование культуры в
художественно-эстетической деятельности, участие в поиске
неординарных и оригинальных решений.
Креативность в
художественно-эстетической
деятельности
Заключение
Использование ИКТ в ДОО с детьми – это достижение как лично ребёнка, так и
дошкольной образовательной организации в целом.
Так же использование информационно-коммуникационных технологий помогает
сделать родительские собрания более интересными и информативными. Благодаря
мультимедийным презентациям, педагоги имеют возможность представить в ходе
группового родительского собрания не только основные теоретические сведения, но
и наглядно продемонстрировать фрагменты организованной и самостоятельной
детской деятельности, проведённых мероприятий в группе и ДОУ.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном
процессе расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых
методических разработок, способствует целенаправленному развитию
информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия
педагогов с родителями.
Список литературы:
1.
2.
Алфёрова, И.В. Использование информационно-коммуникационных технологий
в ДОО [Электронный ресурс] / И.В. Алферова. – М.: Maam.ru, 2014. Режим
доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-informaciono-komunikacionyh-
tehnologii-v-do.html
Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое
пособие [Текст]
/ К.Ю. Белая. - Москва: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с.3.
4.
5.
6.
7.
Всё о ФГОС: новости, успехи в реализации, примеры рабочих программ и
учебных планов [Электронный ресурс] / Советы опытных педагогов о реализации
ФГОС в образовательной среде. М.: ФГОС Всероссийский портал, 2015. – Режим
доступа :
kommunikatsionnyih-tehnologiy-v-doo.html
https://rosfgos.ru/fgos-v-dou/fgos-v-sredney-gruppe/ispolzovanie-informatsionno-
Ерыкова, Н. А. Игры на интерактивной доске по развитию речи старших
дошкольников [Текст] / Н.А. Ерыкова // Справочник старшего воспитателя. - 2014. -
№5. - с. 48-55.
Книга заданий и упражнений по развитию интеллекта [Текст] / сост. О.С.
Жукова. - М.: Астель - СПб, 2010.-96 с.
Программное обеспечение: творческая деятельность в ДОУ; познавательная
деятельность; математические представления; развитие речи[Текст] / сост. ЗАО
«Новый Диск - трейд». – М.: ООО «Интелин», 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования [Электронный ресурс] / Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155.- М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 50 с. Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-
standart-dok.htm