Использование информационных технологий в образовательном процессе.
Оценка 4.8
Научные работы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
13.02.2018
Данная статья может помочь учителю в решении такой непростой задачи, как сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Представлены возможные направления педагогического использования информационных технологий в начальной школе и основные требования к компьютерным обучающим системам, которые позволили бы эффективно применять компьютер в начальной школе.
Использование информационных технологий в образовательном процессе.doc
Тема: Использование информационных технологий в
образовательном процессе
Мы сейчас живем в сложное время, сложное в социальном, психологическом и
моральном плане. Происходит переоценка ценностей, расслоение общества,
изменение психологического стереотипа людей. Школа часть общества, и в ней,
как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. И если в нашей
повседневной жизни их решают взрослые, уже сформировавшиеся люди, то в школе
такие же вопросы стоят перед детьми, не имеющими собственных нравственных и
моральных ценностей, психологических установок. Безусловно, это сказывается на
отношении детей к учебе, на формировании у них общеучебных навыков и качеств
характера, необходимых для успешного усвоения знаний.
При этом крайне важно научить каждого ребенка за короткий промежуток
времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности
огромные массивы информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно
ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку
компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться
обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную
информацию необходимо.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание
традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в
том числе и компьютерных.
Для повышения интереса к учебной деятельности можно использовать
компьютерные технологии. Они позволяют выйти на новый уровень обучения,
открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося.
Практика проведения уроков с использованием информационнокомпьютерных
технологии способствует совершенствованию и активизации учебного процесса,
созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и
практических действий, способствует развитию мелкой моторики руки, развитию
сенсорного восприятия всех анализаторов; развитию внимания и тактильной памяти.
Стимулирует познавательную активность.
Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена
ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что влияет на формирование
познавательного интереса. Формирование учебной деятельности часто не совпадает
с игровыми потребностями ребёнка и очень болезненно воспринимается им. Для
более плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной
можно использовать возможности компьютерных технологий.
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным
средством обучения. Применение графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный фон на уроках. Каждое занятие
вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают
с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает
часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться
знаний. С другой стороны этот метод о6учения весьма привлекателен и для
учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его,
побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения для
повышения познавательного интереса.
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи
как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной
речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению
грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается
навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.
Возможные направления педагогического использования информационных
технологий в начальной школе многообразны. Вот некоторые из них:
1.
Использование средств новых информационных технологий для
усиления мотивации учения и стимулирования интереса учащихся благодаря
новизне работы с компьютером и мультимедийным технологиям. Компьютер
помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить
свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.
2.
Развитие индивидуальных особенностей. Индивидуализировать
обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу
восприятия учащихся Индивидуальная работа ребёнка за компьютером
создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных
программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой.
3.
Расширение возможностей получаемой учебной информации.
Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную
обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть
замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребёнка.
Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения
мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Остановимся
подробнее на возможностях применения компьютера в начальной школе.
Вопервых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед
собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном
процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым
опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В
связи с этим, учитель для повышения мотивации использует близкие цели
научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по
парте и т.д. Трудность в том, что дети становятся все более и более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка
стимулирующими.
Учитывая, что основным видом деятельности детей семидевяти лет является
игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром
возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную
выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед
ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно
примеры откроешь картинку, вставишь правильно все буквы продвинешь
ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка
возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Вовторых, обучение в начальной школе это тот фундамент, на
котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед
учителем стоит ответственная задача добиться усвоения программного
материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень
подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания,
учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень
готовности учащихся. В результате большая часть учащихся достаточно
активно работает на уроке. Общеизвестны проблемы, возникающие с
обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень
мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни.
Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть
применения компьютерных обучающих систем на уроке.
Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при
помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые
сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной
сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности
могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя
продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут
ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во
внеурочное время.
Втретьих,
применение на уроке компьютерных тестов и
диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать
объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно
его скорректировать.
Рассмотрим подробнее основные требования к компьютерным обучающим
системам, которые позволили бы эффективно применять компьютер в начальной
школе.
Вопервых, необходимо, чтобы выдерживалась структура каждого
тематического раздела, характерная для урока в начальных классах:
объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка
навыков, контроль усвоения.
Вовторых, учитывая приоритетную роль учителя на уроке, не
следует перегружать объяснительную часть информацией. Целесообразно
придать ей справочную роль.
Втретьих, компьютерные обучающие системы должны включать
наиболее важные, ключевые аспекты изучаемых тем.
Вчетвертых, при отборе учебного материала необходимо
соблюдение основных дидактических принципов: систематичности и
последовательности,
дифференцированного подхода,
научности и др.
доступности,
Впятых,
средства управления компьютерной обучающей
системой должны быть максимально простыми и не отвлекать ученика от
выполнения заданий.
Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной
школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их
использования достаточно высокой.
В период обучения детей в начальной школе мы формируем не только
общеучебные умения и навыки, но и навык исследовательской деятельности, умение
работать с различными источниками информации, создаем условия для успешности.
Подобная деятельность способствует формированию коммуникативной
компетенции учащихся, созданию условий для разнообразного взаимодействия и
проявления креативности. Само чередование современных образовательных
технологий, их разумное сочетание работают на достижение целей образования.
Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
1. ИТ положительно влияют на качество знаний учащихся;
2. в целом повышается качество образования за счет наглядности, усиления
позволяющих
программных средств,
междисциплинарных связей,
моделировать экспериментировать, исследовать;
3. отрабатываются новые формы взаимоотношений между учителями и
учащимися;
4. преодолевается психологический барьер, в отношении к компьютерной
технике и применению ее самым широким образом в практике работы;
5. внимание учителей сосредотачивается на формировании у учащихся
творческой, активной учебной деятельности;
6. воспитывается информационная культура учащихся и педагогов.
Новые обучающие технологии рассматриваются нами как мощные инструменты,
использующиеся не только для разделения обучающего пространства, но и для
повышения эффективности учебного процесса.
Учитель начальных классов
Кривова О.В.
Использование информационных технологий в образовательном процессе.
Использование информационных технологий в образовательном процессе.
Использование информационных технологий в образовательном процессе.
Использование информационных технологий в образовательном процессе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.